Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:27, доклад
В современных гуманитарных науках и общественной практике понятие КУЛЬТУРЫ имеет фундаментальное значение. О культуре говорят не только ученые, но и политические деятели, журналисты, экономисты, писатели, военные, предприниматели и вообще все, чьи интересы выходят за рамки узкопрофессиональных задач и чисто индивидуальных целей.
Диффузионная
концепция развития
культуры.
I. Что такое культура?
А) В современных гуманитарных науках и общественной практике понятие КУЛЬТУРЫ имеет фундаментальное значение. О культуре говорят не только ученые, но и политические деятели, журналисты, экономисты, писатели, военные, предприниматели и вообще все, чьи интересы выходят за рамки узкопрофессиональных задач и чисто индивидуальных целей.
Б) Итак, культура – это результат всей и всякой (производственной, интеллектуальной, духовной) деятельности людей за время их существования на планете Земля.
II. Типология культуры.
А) культурный тип – это исторически сложившаяся конкретная форма и способ существования мировой культуры.
Б) В разное время
ученые многих стран стремились систематизировать
характерные признаки культуры и
на их основе выделить определенные ее
типы. Важной проблемой для становления
представлений о типологии
В) Во второй половине 19 века в философии истории и культуры складывается новая познавательная ситуация, которая привела к формированию самостоятельной области знания – типологических исследований культуры. Новые данные, накопившиеся к этому времени прикладных гуманитарных науках (археология, этнография, антропология, языкознание) поставили перед наукой проблему выстраивания новой, более дифференцированной и точной картины развития мировой культуры. В этот период переживают бурный рост и теоритическое становление биологические науки. Под их влиянием в культурологи и истории появляется идея представлять социальные и культурные процессы по типу биологических, полгая, что общество и культуру можно рассматривать как организм с его естественными процессами рождения, развития и смерти.
Г) Итак, настало время поговорить о том, что такое диффузионистское направление (концепция) развития культуры.
III. Диффузионизм.
А) Диффузионизм (от лат. diffusio
Б) Диффузионизм – направление, опиравшееся на объяснение культурной динамики через процессы распространения и заимствования инноваций – процессы, не получившие достаточного отражения в эволюционных теориях, исходивших из понимания культурного как реализации имманентно присущего ей потенциала. С позиций диффузионизма любая культурная форма (язык, институт, норма и т.д.) возникает в культуре единожды как инновация, и далее проходит сложный путь трансформации и заимствования ее другими культурами, реализующийся через завоевания, торговлю, миграцию, миссионерскую деятельность, подражание и т.д.
IV. Основные положения классического диффузионизма.
А) Главным фактором развития культуры народа является восприятие этим народом культурных достижений других народов, то есть через смешение, перенос и заимствование элементов культур.
Б) Диффузионизм отрицает существование стадий развития культур и наличие смысла в изучении эволюции отдельных элементов культур.
В) Каждый элемент культуры имеет географическую привязку и возникает лишь однажды в одном регионе (культурный круг, культурная провинция) и из него отдельно или вместе с другими элементами культурного круга (провинции) распространяется по всей Земле.
Г) Культура (или отдельные элементы культуры) распространяется либо вместе с людьми либо посредством контактов и взаимодействия разных народов.
Д) Именно распространение культур и их элементов должна изучать этнография (этнология).
V. Антропогеографическая школа. Зарождение диффузионизма
А) Первым учёным, написавшим
свои работы в духе диффузионизма, был немецкий учёный, географ и
VI. Культурная морфология Л. Фробениуса
А) Сторонником диффузионистской
теории был специалист по африканским
культурам Лео
Фробениус. В его
построениях на первое место выходила
сама культура, а человек, как её носитель,
отходил на второй план. В его варианте
культурные круги назывались культурными
провинциями, характеризующиеся
главным образом совокупностью материальных
предметов, аналогичных теории Гребнера.
Стоит отметить почти мистическую составляющую
понятия «культура» у Фробениуса. Он сравнивал
культуру с органическим существом, которое
рождается, нуждается в пище (человеческом
хозяйстве), имеет «душу»; при этом культуру
можно «пересадить» в другую почву (другие
природные условия), где её развитие пойдёт
иным путём и прочее. Человек же у Фробениуса
является лишь её «носильщиком», продуктом
(объектом) культуры, но не её творцом.
Фробениус также является автором концепции
о двух типах культур — хтоническо-хамитическо-
Исследовательский институт морфологии культуры, основанный Фробениусом, существует и по сей день.
VII. «Кёльнская» школа Гребнера (Теория культурных кругов)
А) В рамках диффузионистской
теории развивалась теория
культурных кругов (Kulturkreiselehre) Фри
VIII. Венская школа
А) С теорией культурных
кругов была связана и Культурно-историческая
(Венская) школа в
этнологии. Её развитие было связано с
именем католического священник
IX. Диффузионизм в США
А) В США диффузионизм существовал
в качестве тенденции, черты в изучении
культур, но не имел доминирующего значения
в какой-либо период и не стал основой
сколько-нибудь значимой культурологической
концепции. Попытки выработать общий закон
культурной диффузии предприним
X. Английский диффузионизм
А) В первых своих работах Уильям Риверс придерживался эволюционной школы, но после продолжения исследований перешёл на позиции, сочетающие эволюционную и диффузионистскую точки зрения. Он считал, что развитие культуры возможно в духе эволюционизма, но происходить оно может лишь в случае контактов, слияния и смешения культур. Таким образом Риверс придавал большое значение взаимодействию народов.
XI. Гипердиффузионизм (панегиптизм, гелиолетическая школа)
А) Завершённую форму диффузионизм в Англии приобрёл в трудах Грэфтона Эллиота-Смита, известное как «панегиптизм». Учёный, исследуя культуру Древнего Египта, обратил внимание на сходство ряда черт древнеегипетской культуры (например, техника мумифицирования) с культурой других народов, в том числе расположенных в других частях света. Эллиот-Смит пришёл к выводу о том, что совокупность явлений культуры, зародившаяся в Древнем Египте, около IX—VIII вв. до н. э. начала распространяться по всему миру, прежде всего в восточном направлении: через Аравию и Персидский залив, Индию и Цейлон — в Индонезию, затем далее на восток — в Океанию. Из Океании и через северную часть Тихого океана элементы первичной культуры попали в Америку.
XII. Тур Хейердал
А)Второе дыхание диффузионизму
дал норвежский исследователь Т
XIII. Критика диффузионизма
А) Сторонники неоэволюционизма и марксизма видят главным недостатком диффузионизма отрицание каких-либо эволюционных закономерностей в развитии общества и культуры.
Б) Отрыв или даже, как в теории Фробениуса, полное отрицание зависимости культуры от человека и народа.
В) Учёными многих направлений впоследствии был признан натянутый характер существования культурных кругов. В некоторых случаях, например в теории культурных кругов Гребнера, существование культурных кругов считается домыслом.
Г) Считается ложной попытка
диффузионизма связывать одинаковые явления
культуры, которые пространственно могут
находиться даже в разных частях света,
общностью географического происхождения.
Информация о работе Диффузионная концепция развития культуры