Диффузионная концепция развития культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:27, доклад

Краткое описание

В современных гуманитарных науках и общественной практике понятие КУЛЬТУРЫ имеет фундаментальное значение. О культуре говорят не только ученые, но и политические деятели, журналисты, экономисты, писатели, военные, предприниматели и вообще все, чьи интересы выходят за рамки узкопрофессиональных задач и чисто индивидуальных целей.

Файлы: 1 файл

Диффузионная концепция развития культуры.docx

— 25.53 Кб (Скачать)

Диффузионная  концепция развития культуры. 

                   I. Что такое культура?

А) В современных гуманитарных науках и общественной практике понятие КУЛЬТУРЫ имеет фундаментальное значение. О культуре говорят не только ученые, но и политические деятели, журналисты, экономисты, писатели, военные, предприниматели и вообще все, чьи интересы выходят за рамки узкопрофессиональных задач и чисто индивидуальных целей.

Б) Итак, культураэто результат всей и всякой (производственной, интеллектуальной, духовной) деятельности людей за время их существования на планете Земля.

                    II. Типология культуры.       

А) культурный тип – это исторически сложившаяся конкретная форма и способ существования мировой культуры.

Б) В разное время  ученые многих стран стремились систематизировать  характерные признаки культуры и  на их основе выделить определенные ее типы. Важной проблемой для становления  представлений о типологии культуры стала периодизация мировой истории.

В) Во второй половине 19 века в философии истории и культуры складывается новая познавательная ситуация, которая привела к формированию самостоятельной области знания – типологических исследований культуры. Новые данные, накопившиеся к этому времени прикладных гуманитарных науках (археология, этнография, антропология, языкознание) поставили перед наукой проблему выстраивания новой, более дифференцированной и точной картины развития мировой культуры. В этот период переживают бурный рост и теоритическое становление биологические науки. Под их влиянием в культурологи и истории появляется идея представлять социальные и культурные процессы по типу биологических, полгая, что общество и культуру можно рассматривать как организм с его естественными процессами рождения, развития и смерти.

Г) Итак, настало время  поговорить о том, что такое диффузионистское направление (концепция) развития культуры.

                   

                    III. Диффузионизм.

А) Диффузионизм (от лат. diffusio — разливание, просачивание) — направление в социальной антропологии и этнографии этнологии), культурологииархеологиисоциологии, полагающее основой общественного развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие.

Б) Диффузионизм – направление, опиравшееся на объяснение культурной динамики через процессы распространения и заимствования инноваций – процессы, не получившие достаточного отражения в эволюционных теориях, исходивших из понимания культурного как реализации имманентно присущего ей потенциала. С позиций диффузионизма любая культурная форма (язык, институт, норма и т.д.) возникает в культуре единожды как инновация, и далее проходит сложный путь трансформации и заимствования ее другими культурами, реализующийся через завоевания, торговлю, миграцию, миссионерскую деятельность, подражание и т.д.

                    IV. Основные положения классического диффузионизма.

А) Главным фактором развития культуры народа является восприятие этим народом культурных достижений других народов, то есть через смешение, перенос и заимствование элементов культур.

Б) Диффузионизм отрицает существование стадий развития культур и наличие смысла в изучении эволюции отдельных элементов культур.

В) Каждый элемент культуры имеет географическую привязку и возникает лишь однажды в одном регионе (культурный круг, культурная провинция) и из него отдельно или вместе с другими элементами культурного круга (провинции) распространяется по всей Земле.

Г) Культура (или отдельные элементы культуры) распространяется либо вместе с людьми либо посредством контактов и взаимодействия разных народов.

Д) Именно распространение культур и их элементов должна изучать этнография (этнология).

                    V. Антропогеографическая школа. Зарождение диффузионизма

А) Первым учёным, написавшим свои работы в духе диффузионизма, был немецкий учёный, географ и этнолог Фридрих Ратцель, создатель антропогеографической школы. По мнению Ратцеля, ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются человеческие общества. Основополагающий фактор истории культуры человека Ратцель видел в передвижениях народов.

                    VI. Культурная морфология Л. Фробениуса

А) Сторонником диффузионистской теории был специалист по африканским культурам Лео Фробениус. В его построениях на первое место выходила сама культура, а человек, как её носитель, отходил на второй план. В его варианте культурные круги назывались культурными провинциями, характеризующиеся главным образом совокупностью материальных предметов, аналогичных теории Гребнера. Стоит отметить почти мистическую составляющую понятия «культура» у Фробениуса. Он сравнивал культуру с органическим существом, которое рождается, нуждается в пище (человеческом хозяйстве), имеет «душу»; при этом культуру можно «пересадить» в другую почву (другие природные условия), где её развитие пойдёт иным путём и прочее. Человек же у Фробениуса является лишь её «носильщиком», продуктом (объектом) культуры, но не её творцом. Фробениус также является автором концепции о двух типах культур — хтоническо-хамитическо-матриархальной и теллурическо-эфиопско-патриархальной, позже он заменяет их на культуру Востока и культуру Запада. Первой присуще «пещерное» чувство, неподвижность, идея фатальной (непреодолимой) судьбы, а «Западу» — «чувство далёкого», динамичность, идея личности и свободы.

Исследовательский институт морфологии культуры, основанный Фробениусом, существует и по сей день.

                    VII. «Кёльнская» школа Гребнера (Теория культурных кругов)

А) В рамках диффузионистской теории развивалась теория культурных кругов (Kulturkreiselehre) Фрица Гребнера. В своих работах, посвящённых культуре Австралии и Океании, он отстаивал идею неизменности форм предметов и их географического распространения. Гребнер также был убеждён, что каждый элемент культуры изобретали только один раз и в одном месте, а оттуда этот элемент распространялся по другим регионам Земли. Опираясь на музейные коллекции, Гребнер выделил восемь культурных кругов, каждый из которых отличался своим собственным конгломератом предметов материальной культурыобрядовверований.

                      VIII. Венская школа

А) С теорией культурных кругов была связана и Культурно-историческая (Венская) школа в этнологии. Её развитие было связано с именем католического священника Вильгельма Шмидта, и носило теологическую направленность.

                    IX. Диффузионизм в США

А) В США диффузионизм существовал в качестве тенденции, черты в изучении культур, но не имел доминирующего значения в какой-либо период и не стал основой сколько-нибудь значимой культурологической концепции. Попытки выработать общий закон культурной диффузии предпринимались, в частности, Эдуардом Сепиром

                    X. Английский диффузионизм

А) В первых своих работах Уильям Риверс придерживался эволюционной школы, но после продолжения исследований перешёл на позиции, сочетающие эволюционную и диффузионистскую точки зрения. Он считал, что развитие культуры возможно в духе эволюционизма, но происходить оно может лишь в случае контактов, слияния и смешения культур. Таким образом Риверс придавал большое значение взаимодействию народов.

                    XI. Гипердиффузионизм (панегиптизм, гелиолетическая школа)

А) Завершённую форму диффузионизм в Англии приобрёл в трудах Грэфтона Эллиота-Смита, известное как «панегиптизм». Учёный, исследуя культуру Древнего Египта, обратил внимание на сходство ряда черт древнеегипетской культуры (например, техника мумифицирования) с культурой других народов, в том числе расположенных в других частях света. Эллиот-Смит пришёл к выводу о том, что совокупность явлений культуры, зародившаяся в Древнем Египте, около IX—VIII вв. до н. э. начала распространяться по всему миру, прежде всего в восточном направлении: через Аравию и Персидский заливИндию и Цейлон — в Индонезию, затем далее на восток — в Океанию. Из Океании и через северную часть Тихого океана элементы первичной культуры попали в Америку.

                     XII. Тур Хейердал

А)Второе дыхание диффузионизму дал норвежский исследователь Тур Хейердал, который выдвинул тезис о возможности трансокеанских путешествий американских народов в Тихом океане. Ему же принадлежит идея о том, что в древние времена мореплаватели могли пересекать океаны (в том числе и Атлантический). Концентрированно свою теорию Т. Хейердал изложил в книге "Американские индейцы в Тихом" (1952) и в цикле статей. Т. Хейердал доказывает влияние культур Старого Света на американский континент в доколумбову эпоху. Идея трансокеанских контактов в корне меняла наше общее восприятие культурных процессов, происходивших в древнейшие эпохи. Необходимо отметить еще одну особенность в аргументации Т. Хейердала. Он не только искал и находил параллели, сходные явления в культурах, учитывал географические факторы, способствовавшие контактам (течения, ветры и др.), но и сам плавал на судах (точнее, плотах), построенных по традиционной технологии, через Тихий океан (путешествие на "Кон-Тики") и через Атлантический океан (плавание на "Ра").

                    XIII. Критика диффузионизма

А) Сторонники неоэволюционизма и марксизма видят главным недостатком диффузионизма отрицание каких-либо эволюционных закономерностей в развитии общества и культуры.

Б) Отрыв или даже, как в теории Фробениуса, полное отрицание зависимости культуры от человека и народа.

В) Учёными многих направлений впоследствии был признан натянутый характер существования культурных кругов. В некоторых случаях, например в теории культурных кругов Гребнера, существование культурных кругов считается домыслом.

Г) Считается ложной попытка диффузионизма связывать одинаковые явления культуры, которые пространственно могут находиться даже в разных частях света, общностью географического происхождения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Диффузионная концепция развития культуры