Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:51, реферат
Выступая сторонником нелинейного, дискретного развития культуры, автор утверждает, что каждая культура развивается автономно, подобно живому организму, около 1000 лет, переживая три стадии (почти буквально повторяя Данилевского)– рождение, расцвет и увядание /упадок/- переход в цивилизацию. У Шпенглера первичной является внерациональная «д у ш а культуры» /прасимвол/, отличающаяся уникальностью. Культура всегда замкнута, самодостаточна и не нуждается в диалоге. У каждой своя собственная идея, страсти, собственная жизнь и собственная смерть. Культуры Шпенглер считал организмами,а историю культуры – «биографией « этих организмов.
7. ЦИКЛИЧЕСКАЯ (ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ) КОНЦЕПЦИЯ
О.ШПЕНГЛЕРА /1880-1936/. «
Выступая сторонником нелинейного, дискретного
развития культуры, автор утверждает,
что каждая культура развивается автономно,
подобно живому организму, около 1000 лет,
переживая три стадии (почти буквально повторяя Данилевского)– рождение, расцвет
и увядание /упадок/- переход в
цивилизацию. У Шпенглера первичной является внерациональная
«д
у ш а культуры» /прасимвол/,
отличающаяся уникальностью. Культура
всегда замкнута, самодостаточна и не
нуждается в диалоге. У каждой своя собственная
идея, страсти, собственная жизнь и собственная
смерть. Культуры Шпенглер считал организмами,а
историю культуры – «биографией « этих
организмов. В своей типологизации Шпенглер
выделяет 8 типов /Великих культур/: 1) египетская/ «молчания»/,
2) индийская, 3) вавилонская, 4) китайская,
5) греко-римская/ «аполлоническая»/, 6)
византийская / «магическая»/, 7) культура
«майя», 8) западно-европейская / «фаустовская»/. На стадии возникновения, по его мнению,
находится русско-сибсрская культура.
Принципиальным для Шпенглера является
вопрос о соотношении
культуры и цивилизации, где цивилизация является последней
стадией в развитии культуры.
8. Культурологическая
концепция «круговорота
9. Концепция
локальных социокультурных
Предложенную типологию суперсистем культуры
философ наполняет фактическим содержанием,
выделяя основные её составляющие – искусство,
истину, мораль, право – и давая им характеристики.
Идеациональная
культура, по своей сути, религиозна. Она основана
на принципе сверх чувственности и сверх
разумности Бога, как единственной реальности
и ценности. Её черты отчётливо проявляются
в культуре Древней Индии, Китая, Греции
и западноевропейском Средневековье.
Чувственная (сенситивная) культура является антиподом идеациональной.
По мнению Сорокина, она существовала
во времени палеолита, в Древней Ассирии,
в античной Греции и Риме. Начиная с 15 века
этот тип культуры становится доминирующим
в Западной Европе, включая ХХ столетие.
Сенситивное искусство живёт и развивается
в мире чувств. Его темами и персонажами
являются реальные события и представители
различных социальных групп. Задача искусства
– доставить удовольствие зрителю, слушателю.
Стиль сенситивного искусства натуралистичен,
свободен от любого символизма. Создателями
являются профессиональные художники.
Идеалистическая
суперсистема, по мнению Сорокина,
связывает сверхчувственный и сверхрациональный
аспекты, выступая как промежуточная и
переходная культура. Её расцвет приходится
на золотой век античной культуры и раннее
европейское Возрождение. Для главных
составляющих идеалистической культуры
– искусства, истины, морали, права – действует
исходный принцип: реальная действительность
многообразна, в ней задействованы чувственная
и сверхчувственная стороны, сочетаются
идеациональные и сенситивные ценности.
П.А.Сорокин, как и его предшественники
О.Шпенглер и А.Тойнби, утверждал, что суперсистемам
культуры присуща своя внутренняя динамика
жизни, охватывающая длительные исторические
фазы: генезиса – роста – созревания –
увядания – упадка и, наконец, распада.
В тоже время философ был убеждён в том,
что т.н.»смерть» культуры не имеет тотального
и необратимого характера.
Этногенез (от греч. ethnos – племя, народ) – происхождение
народов. Включает как начальные этапы
возникновения какого-либо народа, так
и дальнейшее формирование его этнографических,
лингвистических и антропологических
особенностей.
10. Культурологическая концепция
Ф. Ницше
Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий философ
и культуролог, представитель философии
экзистенциализма, центральное место
в философско-культурологической концепции
которого занимает понятие «жизнь», основу
которой образует воля. Выразить ее характер
невозможно с помощью разума и науки, это
способна сделать только такая синтетическая
форма жизнедеятельности человека, как
искусство.
В искусстве Ницше различает два начала:
аполлоническое (рациональное, упорядоченное
и критическое) и дионисическое (чувственное,
вакхическое). Первое воплощает принцип
индивидуализма, второе символизирует
ужас и восторг, охватывающий человека,
когда нарушен принцип индивидуализма.
Сущностной характеристикой обоих начал
является способность воодушевлять людей,
рождая образы различного порядка. Человек
же в концепции Ф.Ницше - только «подражатель»
и проводник двух этих сил.
Подчинение Диониса Аполлону рождает
трагедию не только как вид искусства,
но и как состояние человека, у которого
творчески импульсивное, образно-художественное
начало подавляется понятийным рационально-критическим
анализом; задача же современного искусства
- восстановить трагический миф для того,
чтобы дать мощный заряд жизни творчества.
Позднее в его творчестве получает яркое
выражение элитарная концепция культуры.
Философ обосновывает права элиты на привилегированное
положение в культуре ссылкой на ее уникальную
эстетическую восприимчивость и болезненную
чувствительность к страданиям.
Еще позднее во взглядах Ницше на жизнь
и культуру происходит усиление социально-нравственного
акцента, и жизнь начинает истолковываться
им по преимуществу как воля к власти,
а смысл культуры в формировании носителя
этой воли к власти - сверхчеловека. Прообразом
сверхчеловека в прошедшей истории, по
мнению Ницше, в этот период, является
узкая каста господ - врожденных аристократов,
природных «жизнелюбов», которым присущ
истинно художественный вкус, вкус к жизни
во всех ее проявлениях. В подлинном же
смысле сверхчеловек - это идеал, к которому
должно стремиться человечество. Сверхчеловек
занимает в системе Ницше место Бога.
«Воды религии отливают и оставляют за
собою болота или топи; нации снова разделяются,
враждуют между собой и жаждут растерзать
друг друга. Науки раздробляют и подтачивают
всякую твердую веру; образованные классы
и государства захвачены потоком грандиозного
и презренного денежного хозяйства.
Никогда мир не был в такой степени миром,
никогда он не был беднее любовью и благостью»,
- Ницше.
«Бог умер, мы его убили, а на его место
должны прийти сверхлюди». Эта идея позднее
получила в философии широкий резонанс
и позволила трактовать философско-культурологическую
концепцию Ф.Ницше как атеистическую.
10.
Одной из самых
Голландский исследователь в своих трудах опирается на исходящую от Канта и продолженную Шиллером и йенскими романтиками традицию истолкования искусства из игры как спонтанной, незаинтересованной деятельности, которая приятна сама по себе и независима от какой-либо цели. Хейзинга рассматривает игровое начало не только как свойство художественной деятельности, но и как основание всей культуры. Игра старше культуры. Все основные черты игры были сформированы еще до возникновения человеческого сообщества и присутствуют в игровых поведениях животных. Игра сопровождает культуру на всем протяжении ее истории и характеризует многие культурные формы. «Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой. Человечество все снова и снова творит рядом с миром природы второй, измышленный мир. В мифе и культуре рождаются движущие силы культурной жизни»
Культуроформирующее свойство игры связано с тем, что для изменения окружающей среды посредством любой материальной действительности человек должен был совершить предварительно аналогичную работу в собственном воображении, т. е. своего рода «проиграть» деятельностный процесс. Однако Хейзинга не сводит игровой элемент только к духовному проявлению. Игра присутствует и во всех сферах материальной культуры и определяет содержание ее форм.
Немаловажную функцию в реализации игрового начала выполняют идеалы социальной жизни, определяющие духовную жизнь общества. В определенные моменты истории игра выполняет роль драматургической основы в реализации высшего социального сюжета, социально-нравственной идеи. Общественные идеалы, несомненно, содержат много игрового, так как они связаны с областью мечты, фантазии, утопических представлений и могут быть выражены лишь в игровом пространстве культуры. Согласно концепции Хейзинги, целые эпохи «играют» в воплощение идеала, как, например, культура Ренессанса, стремившаяся к возрождению идеалов античности, а не к созданию принципиально новых, «своих» ориентиров.
Информация о работе Циклическая (цивилизационная) концепция О.Шпенглера