Что такое "сакральное" и "профанное"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:30, реферат

Краткое описание

Сакральное, священное, святое (лат. sacer) — мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Представления о сакральном включают важнейшие характеристики сущего: онтологически оно отлично от обыденного бытия и относится к высшему уровню реальности; гносеологически — заключает истинное знание, в сути своей непостижимое; феноменологически сакральное — дивное, поразительное; аксиологически — абсолютное, императивное, глубоко чтимое.

Оглавление

Что такое «сакральное»?
Что такое «профанное»?
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 31.19 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Что такое «сакральное»?
  2. Что такое «профанное»?

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Что такое «сакральное»?

 

 

    Сакральное, священное, святое (лат. sacer) — мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Представления о сакральном включают важнейшие характеристики сущего: онтологически оно отлично от обыденного бытия и относится к высшему уровню реальности; гносеологически — заключает истинное знание, в сути своей непостижимое; феноменологически сакральное — дивное, поразительное; аксиологически — абсолютное, императивное, глубоко чтимое.     

Представления о сакральном с наибольшей полнотой выражены в  религиозном мировоззрении, где  сакральное — предикат тех сущностей, которые являются объектом поклонения. Убеждение в существовании сакрального  и влечение быть ему сопричастным составляют суть религии. В развитом религиозном сознании сакральное —  сотериологическая ценность высокого достоинства: стяжание святости выступает  непременным условием и целью  спасения.    

В философии религии 20 в. учение о святом как конституирующем  элементе религии получает развернутое  обоснование с различных религиеведческих позиций. Э. Дюркгейм в работе “Элементарные  формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии” (Les formes élémentaires de la vie religieuse. Système totémique d'Australie, 1912) подверг  критическому пересмотру мысль о  том, что религию следует определять из понятия божества или понятия  сверхъестественного. Понятие божества, по Дюркгейму, не универсально и не объясняет всего многообразия религиозной  жизни; понятие сверхъестественного  возникает поздно — за пределами  классической античности. Напротив, всем религиям уже на ранней стадии присуще  разделение мира на две области —  мирскую (профанную) и священную, которые  поставлены религиозным сознанием  в положение антагонистов. Основанием такой оппозиции является, согласно Дюркгейму, важнейший признак сакрального — его неприкосновенность, отделенность, запретность. Запретность, табуированность святого есть коллективное установление. Это положение позволило Дюркгейму утверждать, что сакральное в сущности своей социально: общественные группы придают своим высшим социальным и моральным побуждениям облик священных образов, символов, добиваясь тем самым от индивида категорического подчинения коллективным требованиям. Подход Дюркгейма был поддержан М. Моссом, который, редуцируя святое к социальным ценностям, настаивал на том, что сакральные явления — в сущности те социальные явления, которые в силу их важности для группы объявлены неприкосновенными. В социологической концепции Т. Лукмана святое приобретает статус “страты значений”, к которой повседневная жизнь отнесена как к конечной инстанции.    

С социологической трактовкой святого резко расходится позиция  Р. Ommo. Если Дюркгейм надеялся преодолеть в объяснении категории святого  крайности априоризма и эмпиризма, то Отто, последователь И. Канта, построил свою книгу “Святое” (Das Heilige, 1917) на идее априорности этой категории. Согласно Отто, она формируется в процессе синтеза рациональных и иррациональных моментов познания при первичности  иррациональных начал. Обратившись  к исследованию религиозного опыта, Отто обнаружил в “основании души”  априорный источник категории святого  и религиозности вообще — особую “настроенность духа” и интуицию святого. “Настроенность духа”, из развития которой вырастает категория  святого, немецкий философ назвал “нуминозной” (от лат. numen — знак божественного  могущества), выделив важнейшие психологические  составляющие нуминозного: “чувство тварности”; чувство misterium tremendum (чувство внушающей  трепет тайны — “Совершенно Иного” (Ganz Andere), повергающего в одном модусе восприятия в трепет, в другом —  в ужас своей жуткой и величественной стороной, приводящей человека в экстатическое состояние); чувство fascinans (от лат. fascino — зачаровывать, завораживать) — возникающее в момент соприкосновения с тайной позитивное переживание притяжения, очарования, восхищения. Комплекс нуминозных чувств при возникновении сразу обладает статусом абсолютной ценности. Эту нуминозную ценность Отто обозначает понятием sanctum (лат. священное), в ее предельном иррациональном аспекте — augustum (лат. возвышенное, священное). Априоризм позволил Отто обосновать отказ от редукции категории святого (и религии в целом) к каким бы то ни было социальным, рациональным или этическим началам. По Отто, рационализация и этизапия категории святого — плод позднейших приращений к нуминозному ядру, а нуминозная ценность — первоисток всех иных объективных ценностей. Поскольку, согласно Отто, подлинная сущность святого в понятиях неуловима, оно запечатлевало свое содержание в “идеограммах” — “чистых символах”, выражающих нуминозную настроенность духа.    

Исследование Отго внесло крупный вклад в становление  феноменологического подхода к  изучению категории святого и  в развитие феноменологии религии  в целом. Голландский феноменолог  религии Г. ван дер Леув в работе “Введение в феноменологию религии” (1925) в сравнительном ключе рассмотрел категорию святого в исторической перспективе — от начальной, архаической  ступени до категории христианского  сознания. Г. Ван дер Леув, как  прежде до него Н. Зёдерблом, акцентировал в категории святости значения силы и власти (у Отто — majestas). Г. Ван  дер Леув сблизил категорию святого  с заимствованным из этнологии термином “mana”. Открыв посредством такого сближения  широкий доступ к исторически  конкретным архаическим реалиям, голландский  философ религии задал теологическое (“Бог”), антропологическое (“святой  человек”), пространственно-временное (“священное время”, “священное место”), ритуальное (“священное слово”, “табу”) и др. измерения категории святого.     

Отто придавал первостепенное значение описанию нуминозного содержания религиозного опыта, стремясь в итоге  очертить контуры той трансцендентной  реальности, которая проявляет себя в опыте святого. Метафизика святого  была конечной целью теологической  феноменологии Отто. М. Элиаде, последователь  немецкого философа, не унаследовал  интереса к метафизической проблематике. В центре внимания Элиаде (“Священное и мирское” — Le sacré et te profane, 1965*; и  др.) стоит иерофания — обнаружение  священного в профанной, мирской, сфере. В понятиях иерофании Элиаде интерпретирует религиозную символику, мифологию, ритуалы, картину мира религиозного человека. Идеи и обоснованность выводов  Элиаде вызвали серьезную критику  Принципиально важно, что центральный  тезис Элиаде — об универсальности  антагонизма “сакрального” и  “профанного”, сближающий его позицию  с позицией Дюркгейма, не находит  своего подтверждения.    

Психологизация категории  сакрального, укоренение ее оснований  в иррациональных пластах духовной жизни — характерная черта  феноменологии религии. Однако феноменологический подход, в особенности подход теологической  феноменологии, подразумевает, что  в акте религиозного опыта или  в событии иерофании дает знать  о себе некая трансцендентная  реальность, которая выступает объективно сущей субстанцией святого. В  учении 3. Фрейда и в психоаналитическом религиеведении (Г. Рохайм и др.) категория  святого не имеет иных оснований, кроме психологических. Святое в  своем происхождении и бытии  есть для Фрейда “нечто такое, к  чему нельзя притрагиваться”, священные  образы олицетворяют прежде всего запрет, изначально — запрет инцеста (Человек  Моисей и монотеистическая религия, 1939). У святого нет качеств, существующих независимо от инфантильных желаний  и страхов, ибо святое, по Фрейду, есть “длящаяся воля праотца” —  длящаяся в психическом пространстве осознанного и бессознательного как некий “психический конденсат”.     

Данные религиозного языка, вероучения, культовая практика разных религий свидетельствуют, что категория  сакрального, будучи универсальной  категорией религиозного сознания, обладает в каждом из своих конкретно-исторических проявлений специфическим содержанием. Сравнительное изучение показывает, что исторические типы категории  сакрального не могут быть описаны  посредством подведения под какой-либо один сущностный признак (“габуированное”, “иное” и т. п.) или универсальную  комбинацию признаков (“повергающее в  ужас”, “восхищающее” и др.). Содержательно  категория сакрального столь  же многообразна и подвижна, сколь  своеобразны и динамичны этнорелишозные традиции.

 

  1. Что такое «профанное»?

Профанное (лат. profanus - лишенный святости; нечестивый) — категория, выражающая онтологически и аксиологически низкое положение объекта, не обладающего качеством святости. П. — прежде всего категория религиозного сознания, которая фиксирует онтологическую непричастность объекта к святому, положение объекта за пределами высших, священных уровней бытия; П. — уровень обыденного, посюстороннего, эмпирического, феноменального бьггия. Для религиозного сознания — это ценность низкого достоинства, противоположность святому как абсолютной ценности.

В римском религиозном  сознании представления о profanus имеют  сложную историю. Традиционно лингвистами  слово «profanus» понималось как исходная номинация того, что расположено  перед fanum — храмом, священным местом. Иначе посмотрел на семантику profanus М.Х. Вагенворт. Он оспорил устоявшееся  толкование приставки рго- в значении «перед». Ссылаясь на труды Я. фон  Ваккернагеля и лингвистические  показания, голландский исследователь  обосновал реальность значений, указывающих  на отдаленность от чего-либо, на противоположность  чему-либо, а также на отсутствие чего-либо. Эти наблюдения позволили  сделать вывод о том, что в  латинском языке profanus первоначально относится не к месту, а к действию. Соответственно, profanus указывает не на место перед храмом, а именно на изгнание из храма и относится к действиям, которые произошли в храме или святилище. Таким образом, profanus первоначально означает не несвятой, а уже не святой, т.е. лишившийся причастности к святому. В подтверждение Вагенворт приводит выражение Сервия, в котором словом «profanum» назван тот, кто порывает с религией, т.е. вероотступник. Profanus — то, что удаляется из fanum и лишается причастности к sacer, посвященному, освященному, принадлежащему богам. Очевидно, первоначальное значение profanus сложилось в контексте культовой практики жертвоприношений: этим словом вначале обозначалась та часть посвященной божеству (священной) жертвы, которая после совершения определенных церемоний отделялась и поедалась самими участниками обряда; эта часть также в традициях римской обрядности могла быть после посвящения богу вынесена за пределы святилища, распределена перед храмом между участниками ритуала и съедена. Важно, что римляне называли profanum то, что прежде побывало в качестве посвященного, что было передано божеству, а затем по правилам культа было обращено для потребления людьми. Сходную позицию занял Э. Бенвенист. Из сравнения profanus, protestus (непраздничный, непосвященный) и ряда других слов с префиксом pro- Бенвенист вывел то же значение приставки pro-, что и его голландский коллега. Приложив это наблюдение к латинским текстам, французский лингвист пришел к выводу, что качество profanum применяется не ко всему тому, что не является sacer, а к тому, что прекращает быть таковым. Profanus, как полагает Бенвенист, обозначает то, что более не является священным, что не обладает отныне ни привилегиями, ни опасными сторонами священного, это то, что «десакрализовано». Со временем в семантике profanus к первоначальным культовым значениям посвященного и десакрализованного в целях ритуального потребления прибавляются коннотации, придающие расширительный смысл значениям десакрализации и доступности. Profanus становится обозначением собственно человеческого удела — уже не столько ритуального, сколько онтологического качества отделенности от божественного, качества непричастности божественному, непосвященности. Принципиально важно, что концептуализация религиозных представлений о П. происходит вслед за концептуализацией представлений о святом. 

В социологии религии  Э. Дюркгейма, где сакральное представлено как общезначимое социальное установление, П. поставлено в зависимость от индивидуальных ценностей и опытов. Дюркгеймом была выдвинута мысль о том, что  именно идея радикального отличия сакрального  от П. выступает в качестве сущностного, созидающего религию фактора. В  феноменологии религии М. Элиаде сакральное и П. толкуются как  два типа пространства или как  два типа бытия («абсолютная реальность»  и «нереальность»), при этом М. Элиаде полагал, что «однородное» П. пространство-бытие  предшествует проявлению сакрального.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, сакра́льное (от англ. Sacral и лат. Sacrum — священное, посвященное богам) — в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному,небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. Сакральные объекты имеют не толькоматериальное измерение, но и духовное, связаны с высшим миром. Сакральное искусство воплощает идеи и образы Божественного. В западно-европейской традиции Ars Sacra (сакральные искусства) — все художественные предметы, имеющие отношение к богослужению, преимущественно церковная утварь. Сакральное время не подчиняется установленным физическим законам, предполагает особое исчисление, определяет порядок ритуалов. Сакральное пространство — среда общения человека с высшим миром, Божественным и потусторонним. Сакральные тексты содержат основы религиозного учения и могут быть объектом поклонения. Сакральные действия — это, как правило, богослужение и религиозные обряды. Сакральное включает не только сферу религиозного, но и широкий спектр представлений, относящихся к магии,эзотерике, мистике и холистическим учениям. В последнее время этот термин популярен среди представителей право-националистических движений, которые противопоставляют сакральное, как жизненный принцип, меркантильности общества потребления. Сакральное противоположно профанному, то есть, мирскому, повседневному. Термин получил широкое распространение в гуманитарных науках, в частности, благодаря работам М. Элиаде.

 

 

 

Список использованной литеатуры

  1. Беккер Г. Современная теория священного и светского и ее развитие// Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении/ Под ред. Говарда Беккера и Алвина Боскова. М.: Изд-во иностранной литературы, 2008
  2. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2008
  3. М. Элиаде. Сакральное и профанное. М., 2009
  4. Жирар Р. Насилие и священное. М.: НЛО, 2000 (2-е изд. - 2010)
  5. Т. Буркхард. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М., 2008
  6. Р.Отто . Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб., 2008
  7. А. М. Лидов. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М., 2009
  8. М. А. Пылаев. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии XX века. Москва: Российский гос. гуманитарный университет, 2011—216 с.
  9. С.Н. Зенкин. Небожественное сакральное: Теория и художественная практика. – М.: РГГУ, 2012

Информация о работе Что такое "сакральное" и "профанное"