Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:30, реферат
Сакральное, священное, святое (лат. sacer) — мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Представления о сакральном включают важнейшие характеристики сущего: онтологически оно отлично от обыденного бытия и относится к высшему уровню реальности; гносеологически — заключает истинное знание, в сути своей непостижимое; феноменологически сакральное — дивное, поразительное; аксиологически — абсолютное, императивное, глубоко чтимое.
Что такое «сакральное»?
Что такое «профанное»?
Заключение
Список литературы
Содержание
Заключение
Список литературы
Сакральное, священное, святое (лат. sacer) — мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Представления о сакральном включают важнейшие характеристики сущего: онтологически оно отлично от обыденного бытия и относится к высшему уровню реальности; гносеологически — заключает истинное знание, в сути своей непостижимое; феноменологически сакральное — дивное, поразительное; аксиологически — абсолютное, императивное, глубоко чтимое.
Представления о сакральном
с наибольшей полнотой выражены в
религиозном мировоззрении, где
сакральное — предикат тех сущностей,
которые являются объектом поклонения.
Убеждение в существовании
В философии религии 20 в.
учение о святом как конституирующем
элементе религии получает развернутое
обоснование с различных
С социологической трактовкой
святого резко расходится позиция
Р. Ommo. Если Дюркгейм надеялся преодолеть
в объяснении категории святого
крайности априоризма и эмпиризма,
то Отто, последователь И. Канта, построил
свою книгу “Святое” (Das Heilige, 1917) на
идее априорности этой категории. Согласно
Отто, она формируется в процессе
синтеза рациональных и иррациональных
моментов познания при первичности
иррациональных начал. Обратившись
к исследованию религиозного опыта,
Отто обнаружил в “основании души”
априорный источник категории святого
и религиозности вообще — особую
“настроенность духа” и интуицию
святого. “Настроенность духа”, из развития
которой вырастает категория
святого, немецкий философ назвал “нуминозной”
(от лат. numen — знак божественного
могущества), выделив важнейшие
Исследование Отго внесло
крупный вклад в становление
феноменологического подхода к
изучению категории святого и
в развитие феноменологии религии
в целом. Голландский феноменолог
религии Г. ван дер Леув в работе
“Введение в феноменологию
Отто придавал первостепенное значение описанию нуминозного содержания религиозного опыта, стремясь в итоге очертить контуры той трансцендентной реальности, которая проявляет себя в опыте святого. Метафизика святого была конечной целью теологической феноменологии Отто. М. Элиаде, последователь немецкого философа, не унаследовал интереса к метафизической проблематике. В центре внимания Элиаде (“Священное и мирское” — Le sacré et te profane, 1965*; и др.) стоит иерофания — обнаружение священного в профанной, мирской, сфере. В понятиях иерофании Элиаде интерпретирует религиозную символику, мифологию, ритуалы, картину мира религиозного человека. Идеи и обоснованность выводов Элиаде вызвали серьезную критику Принципиально важно, что центральный тезис Элиаде — об универсальности антагонизма “сакрального” и “профанного”, сближающий его позицию с позицией Дюркгейма, не находит своего подтверждения.
Психологизация категории сакрального, укоренение ее оснований в иррациональных пластах духовной жизни — характерная черта феноменологии религии. Однако феноменологический подход, в особенности подход теологической феноменологии, подразумевает, что в акте религиозного опыта или в событии иерофании дает знать о себе некая трансцендентная реальность, которая выступает объективно сущей субстанцией святого. В учении 3. Фрейда и в психоаналитическом религиеведении (Г. Рохайм и др.) категория святого не имеет иных оснований, кроме психологических. Святое в своем происхождении и бытии есть для Фрейда “нечто такое, к чему нельзя притрагиваться”, священные образы олицетворяют прежде всего запрет, изначально — запрет инцеста (Человек Моисей и монотеистическая религия, 1939). У святого нет качеств, существующих независимо от инфантильных желаний и страхов, ибо святое, по Фрейду, есть “длящаяся воля праотца” — длящаяся в психическом пространстве осознанного и бессознательного как некий “психический конденсат”.
Данные религиозного языка,
вероучения, культовая практика разных
религий свидетельствуют, что категория
сакрального, будучи универсальной
категорией религиозного сознания, обладает
в каждом из своих конкретно-исторических
проявлений специфическим содержанием.
Сравнительное изучение показывает,
что исторические типы категории
сакрального не могут быть описаны
посредством подведения под какой-либо
один сущностный признак (“габуированное”,
“иное” и т. п.) или универсальную
комбинацию признаков (“повергающее в
ужас”, “восхищающее” и др.). Содержательно
категория сакрального столь
же многообразна и подвижна, сколь
своеобразны и динамичны
Профанное (лат. profanus - лишенный святости; нечестивый) — категория, выражающая онтологически и аксиологически низкое положение объекта, не обладающего качеством святости. П. — прежде всего категория религиозного сознания, которая фиксирует онтологическую непричастность объекта к святому, положение объекта за пределами высших, священных уровней бытия; П. — уровень обыденного, посюстороннего, эмпирического, феноменального бьггия. Для религиозного сознания — это ценность низкого достоинства, противоположность святому как абсолютной ценности.
В римском религиозном сознании представления о profanus имеют сложную историю. Традиционно лингвистами слово «profanus» понималось как исходная номинация того, что расположено перед fanum — храмом, священным местом. Иначе посмотрел на семантику profanus М.Х. Вагенворт. Он оспорил устоявшееся толкование приставки рго- в значении «перед». Ссылаясь на труды Я. фон Ваккернагеля и лингвистические показания, голландский исследователь обосновал реальность значений, указывающих на отдаленность от чего-либо, на противоположность чему-либо, а также на отсутствие чего-либо. Эти наблюдения позволили сделать вывод о том, что в латинском языке profanus первоначально относится не к месту, а к действию. Соответственно, profanus указывает не на место перед храмом, а именно на изгнание из храма и относится к действиям, которые произошли в храме или святилище. Таким образом, profanus первоначально означает не несвятой, а уже не святой, т.е. лишившийся причастности к святому. В подтверждение Вагенворт приводит выражение Сервия, в котором словом «profanum» назван тот, кто порывает с религией, т.е. вероотступник. Profanus — то, что удаляется из fanum и лишается причастности к sacer, посвященному, освященному, принадлежащему богам. Очевидно, первоначальное значение profanus сложилось в контексте культовой практики жертвоприношений: этим словом вначале обозначалась та часть посвященной божеству (священной) жертвы, которая после совершения определенных церемоний отделялась и поедалась самими участниками обряда; эта часть также в традициях римской обрядности могла быть после посвящения богу вынесена за пределы святилища, распределена перед храмом между участниками ритуала и съедена. Важно, что римляне называли profanum то, что прежде побывало в качестве посвященного, что было передано божеству, а затем по правилам культа было обращено для потребления людьми. Сходную позицию занял Э. Бенвенист. Из сравнения profanus, protestus (непраздничный, непосвященный) и ряда других слов с префиксом pro- Бенвенист вывел то же значение приставки pro-, что и его голландский коллега. Приложив это наблюдение к латинским текстам, французский лингвист пришел к выводу, что качество profanum применяется не ко всему тому, что не является sacer, а к тому, что прекращает быть таковым. Profanus, как полагает Бенвенист, обозначает то, что более не является священным, что не обладает отныне ни привилегиями, ни опасными сторонами священного, это то, что «десакрализовано». Со временем в семантике profanus к первоначальным культовым значениям посвященного и десакрализованного в целях ритуального потребления прибавляются коннотации, придающие расширительный смысл значениям десакрализации и доступности. Profanus становится обозначением собственно человеческого удела — уже не столько ритуального, сколько онтологического качества отделенности от божественного, качества непричастности божественному, непосвященности. Принципиально важно, что концептуализация религиозных представлений о П. происходит вслед за концептуализацией представлений о святом.
В социологии религии Э. Дюркгейма, где сакральное представлено как общезначимое социальное установление, П. поставлено в зависимость от индивидуальных ценностей и опытов. Дюркгеймом была выдвинута мысль о том, что именно идея радикального отличия сакрального от П. выступает в качестве сущностного, созидающего религию фактора. В феноменологии религии М. Элиаде сакральное и П. толкуются как два типа пространства или как два типа бытия («абсолютная реальность» и «нереальность»), при этом М. Элиаде полагал, что «однородное» П. пространство-бытие предшествует проявлению сакрального.
Заключение
Таким образом, сакра́льное (от англ. Sacral и
Список использованной литеатуры