Человек в зеркале культур разных эпох

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:28, сочинение

Краткое описание

В каждую из исторических эпох влияние природных условий, окружающей действительности, потребности в развитии, формирует свое определенное общество, которое в зависимости от этих факторов ставит себя в различные условия, имеет различные взгляды на существование человека и его внутренний мир. Человек, в свою очередь, во взаимоотношении с данным типом общества, к которому он принадлежит, будь то античный или средневековый человек, обладает свойствами, интересами, стремлениями, которые определены спецификой рассматриваемого исторического периода. Каждая историко-культурная эпоха наделяет его особенными, неповторимыми чертами, присущими только данному времени. Таким образом, человек - это продукт общества, эпохи, культуры и типа цивилизации, в которых он проживает. Более того, определение специфических черт человека, его образа и условий жизни, социального статуса, норм поведения в каждый из исторических периодов играет важную роль для целостного осмысления сущности человеческой личности сейчас.

Файлы: 1 файл

Эссе.docx

— 20.37 Кб (Скачать)

Национальный исследовательский  университет - Высшая Школа экономики

Нижегородский филиал

 

 

 

 

Эссе по культурологии

на тему: « Человек в зеркале культур разных эпох»

 

 

Выполнила: Зозина А.А.

Студентка, гр 10 –Э1

 

Проверил:

Зусман Валерий Григорьевич

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012 г

В каждую из исторических эпох влияние  природных условий, окружающей действительности, потребности в развитии, формирует свое определенное общество, которое в зависимости от этих факторов ставит себя  в различные условия, имеет  различные взгляды на существование человека и его внутренний мир. Человек, в свою очередь, во взаимоотношении с данным типом общества, к которому он принадлежит, будь то античный или средневековый человек, обладает свойствами, интересами, стремлениями, которые определены спецификой рассматриваемого исторического периода. Каждая историко-культурная эпоха наделяет его особенными, неповторимыми чертами, присущими только данному времени. Таким образом, человек - это продукт общества, эпохи, культуры и типа цивилизации, в которых он проживает. Более того, определение специфических черт человека, его образа и условий жизни, социального статуса, норм поведения в каждый из исторических периодов играет важную роль для целостного осмысления сущности человеческой личности сейчас.

Так каково же отражение  « человека в зеркале культур разных эпох»?

Начнем с той стадии развития, когда получает распространение земледелие, судоходство, торговля, обуславливающие начало античной рабовладельческой эпохи. Личность в ту пору, не трактовала себя чем-то особенным уникальным, она была частью общества и не более того. Появляется полис и человек растворяет себя в нем, в общине,  зависит от него. Большую роль играет человек – гражданин полиса или человек - воин. В Риме ценились, прежде всего, храбрость, мужество, жестокость, то есть все те качества, которые присущи человеку-воину. Таким образом, «античный человек» зависит от принадлежности к определенному классу, зависит от природы. В сознании древних греков нет четкого различия между телом и душой, они как будто бы растворялись друг в друге. Хотя в классический период античности человек уже различает свои намерения и зависящие от него результаты поступков, все равно в его мировоззрении господствует убеждение в том, что жизнь человека полностью зависит от воли божьей или судьбы. Причем вера во что-то высшее была слепая, могущественная, так как свою жизнь они видели полной тайн и неизвестности. Единственным ее двигателем они видят – волю Богов. Скорее всего, такая зависимость объясняется погруженностью в природу и малым знанием. « Античный человек» придумывает себе Богов, чтобы объяснить удивительные для него явления природы. Однако человек античной эпохи был убежден в том, что нет ничего прекраснее человека, его тела и боги могут быть похожи только на него.

Упадок Римской империи, распространение христианства, процесс феодализации все это способствовало началу новой эпохе – эпохе Средневековья. Характерная черта феодального средневековья - неразрывная связь человека с общиной, задавленность личности. Вся жизнь человека была регламентирована от рождения до смерти, каждый должен был знать свое место в обществе. Средневековый человек был неотделим от своей Среды, поэтому редко чувствовал себя одиноким. Однако вращение в кругу строгих правил и запретов наложило на средневекового человека высокую степень религиозности и суеверия. Не было места, где человек чувствовал себя в безопасности, феодальная анархия, беззаконие создавали для каждого постоянную угрозу стать жертвой притеснений, террора, смерти. Кроме того, давление церкви коснулось каждого.

Очень точно показан дух средневековья  в фильме « Имя Розы»,снятый по роману известного итальянского ученого-историка Умберто Эко. Пример столкновения двух взглядов – Вильгельма (мыслителя и богослова, испытателя естества, знаменитого своим мощным аналитическим умом) и Хорхе (яркого представителя средневекового богобоязненного монаха, который славился своей праведностью и ученостью, живущего с ощущением наступления последних времен и в ожидании скорого явления Антихриста) отображает проблему всей эпохи Средневековья: с одной стороны - личности и рационального разума, а  с другой - богобоязненность и порабощение церковью. Целая серия кровавых убийств совершается ради того, чтобы никто не увидел вторую  часть «Поэтики» Аристотеля, считающуюся утраченной и посвященную смеху и смешному в искусстве, риторике, в мастерстве убеждения. Хорхе убежден, что если смех будет освящен авторитетом Аристотеля, рухнет вся устоявшаяся средневековая иерархия ценностей, и культура, сформировавшаяся в удаленных от мира монастырях, и будет сметена культура избранных и просвещенных.

Еще одно яркое проявление средневековой  культуры нам демонстрируется в  споре о бедности Христа и церкви. Вильгельм говорит: « Вопрос не в том, был ли Христос беден, а в том, должна ли бедной быть церковь. А бедность применительно к церкви не означает – владеть ли ей каким-либо имуществом или нет. Вопрос в другом : вправе ли она диктовать свою волю земным владыкам?»

Вильгельм представляется нам героем, живущим в противовес порабощающему пессимистическому укладу средневековья. Он является той сильной личностью, именно личностью, которую практически невозможно было встретить в  те времена. И на его примере зритель (или читатель) может отчетливо увидеть, как средневековое общество противостояло и всячески пыталось избавиться от проявления индивидуальности и самостоятельности в человеке.

Средневековый образ окружающего  мира и обусловленный им настрой  человека, начинаются разрушаться еще  в XIV веке. В эпоху Возрождения человек и культура получают новое значение. Человек возрождается, сменяет роль «раба» на роль «творца». Происходит индивидуализация личности, познание себя и открытие новых, особенно творческих, возможностей в себе. Средневековый пессимизм сменяется неуемной радостью, светские интересы вытесняют религиозные. Такой резкий переход вызывает в человеке внутреннюю противоречивость. Если раньше человек был частью общества, то теперь он самостоятелен в своих решениях, а значит, возникает чувство обособленности и одиночества.

Далее еще более многогранное развитие личности происходит в эпоху Нового времени. Интенсивное развитие науки произвело резкие перемены в мире. Однако, это сделало человека более одиноким, уязвимым, полным сомнения. Он замыкается и полностью погружен в себя. Это происходит, также из-за того, что он теперь не находится под взором Бога, но и не стоит выше Бога. Бог есть, но человек ему обязан помогать своим разумом.

В эпоху Просвещения – гражданская направленность, индустриализация, капитализм, обладание юридическими правами и обязанностями, все это наложило отпечаток на открытие других сторон человеческой личности. У него начинают преобладать такие черты как рациональность, предприимчивость, независимость. Изменяется отношение к природе – человек хочет покорить ее. Возрастают потребности, а следовательно «дух соперничества», для того, чтобы удовлетворить их. Самосознание личности подталкивает человека на завоевание у других права на уважение. Тем самым, человек стал понимать свои возможности на утверждение себя как высокоразвитой личности и самостоятельного получения высокого социального статуса при помощи образования.

XIX век включает в себя такие направления как романтизм и реализм. Романтическая личность характеризуется выдвижением на первый план собственного «я», интереса к чувствам, страстям. Поэтому человек не рационален,  влияем эмоциями, воображениями. Он легкомыслен, лиричен, но в тоже время раним и одинок.

Рассмотрев человека в различных исторических эпохах и сравнивая человека современного, можно сказать, что для последнего характерны многие черты предыдущих эпох, только они выражены более ярко. Общество проходило различные этапы, впитывало в себя уже достигнутые знания, и методом проб и ошибок сформировало в человеке современное видение мира.  Негативным фактором современной цивилизации является приоритет материальных ценностей над духовными во всех сферах жизнедеятельности индивида. Человек сейчас обладает многими научными открытиями и техническими средствами, он стал более эгоистичен. Но с другой стороны конкуренция за эти ценности, порождает человека двигаться вперед и достигать новых вершин.

 

 

 

 

 


Информация о работе Человек в зеркале культур разных эпох