Человек на земле: очерк о современном российском крестьянстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 07:49, статья

Краткое описание

В статье дан культурологический анализ современного сельского населения России. Авторы выделяют основные социально-культурные группы жителей села и их роль в развитии сельскохозяйственного производства, а также дают характеристику основных типов фермерства.
Основные термины: жители села, сельхозпроизводители, фермерство, фермерская семья, продовольственная безопасность, переселенцы, гастарбайтеры, дауншифтеры, пермакультура.

Файлы: 1 файл

Человек на земле.doc

— 57.50 Кб (Скачать)


Человек на земле: очерк о современном российском крестьянстве.

Ковалева С.В., Тарутина Е.И.

В статье дан культурологический анализ современного сельского населения России. Авторы выделяют основные социально-культурные группы жителей села и их роль в развитии сельскохозяйственного производства, а также дают характеристику основных типов фермерства.
Основные термины: жители села, сельхозпроизводители, фермерство, фермерская семья, продовольственная безопасность, переселенцы, гастарбайтеры, дауншифтеры, пермакультура.

Человек на земле - это не просто на ней живущий и по ней идущий. Подлинная соль земли - человек на ней работающий. В данной статье авторами сделана попытка проанализировать место и роль человека, работающего на земле (сельхозпроизводителя), используя подходы, сформировавшиеся в культурологии. Культурологический анализ сельхозпроизводителя направлен на создание модели нынешнего состояния исследуемого объекта и выявление тенденций его последующего развития.
Население любой страны можно условно поделить на две группы: "люди на асфальте" (жители городов) и "люди на земле" (сельские жители). В настоящее время "люди на асфальте" составляют гигантское большинство населения развитых стран. Они являются основными потребителями результатов труда сельхозпроизводителей. Их число неуклонно возрастает, а доля людей, занятых в сельскохозяйственном производстве, соответственно, уменьшается, составляя пять или даже меньше процентов населения наиболее успешных в экономическом отношении стран. В нашей стране "люди на асфальте" составляют три четверти населения нашей страны. При этом следует учесть, что из оставшейся четверти населения страны ("людей на земле") далеко не все заняты в сельскохозяйственном производстве.
Уже длительное время состояние Российского сельского хозяйства оценивается как неудовлетворительное, продовольственные потребности населения обеспечиваются в основном импортной продукцией. Создается внешне благополучная картина: прилавки магазинов и сельхозрынков заполнены разнообразной продукцией. Но за этим благополучием прячутся тревожные моменты: 1) страна утрачивает продовольственную независимость, что является угрозой для её безопасности, 2) отечественный производитель вытесняется с рынка, ставится в невыгодную для него позицию, 3) на российский рынок поступает дешевая, но низкокачественная импортная продукция.
Интернет-опрос около полутора тысяч человек по вопросу "Если бы импортные и российские продукты стоили одинаково, то что бы вы предпочли?" показал: 48% отвечавших выбрали бы только российские, 21% - то, что вырастили сами и только 1% респондентов предпочли импортное. (2) Государство принимает решительные меры в направлении уменьшения импорта. Так повышение пошлины на ввоз импортной сельхозпродукции до 80% позволило, к примеру, отрегулировать отечественный рынок мясо-птицы. Пять лет назад завозилось 1, 1 миллион тонн мяса-птицы, а в этом году всего - 150 тысяч этого же продукта (2) В трудные военные и послевоенные годы ХХ века горожане нашей страны бежали в деревню, чтобы не умереть с голоду. Почти до наших дней горожане в первом поколении откармливали летом своих детей в селе у дедушек-бабушек или других родственников. Иными словами, у нашего народа есть большой исторический опыт достижения продовольственной безопасности на уровне семьи. Решая эту проблему на государственном уровне, необходимо ответить на вопрос, осуществим ли в современной России переход на продовольственноесамообеспечение? Достаточно ли количественно и качественно нынешнее население села для решения этой задачи?
Первое, что бросается в глаза - это численное уменьшение жителей сельской местности. В настоящий момент опустело уже почти 14 тысяч сельских населенных пунктов, юридически существующих, но фактически вымерших. Почти 35 тысяч сельхозпоселений насчитывает менее 10 жителей и чаще всего, это - старики.
Второе, являющееся следствием первого: выведение из сельхозпроизводства огромного количества плодородных земель. Необрабатываемые земли теряют свои производственные качества, зарастают сорной травой, кустарниками и деревьями. Следует напомнить, что сегодня на Земле нет избытка пригодных для сельского хозяйства земель, а количество живущих продолжает увеличиваться.
Третье, средний возраст жителей российских сел не просто увеличивается, а вплотную приблизился к пенсионному. Оставшееся верным своей малой родине немногочисленное население большей частью уже вышло из трудоспособного возраста и решить поставленную задачу (продовольственного самообеспечения страны) не сможет.
Четвертое, появление на российских сельхозугодьях чуждых ей людей (соотечественников или иностранцев), нацеленных на хищническое использование земель, применяя технологии, основанные на насыщении земли химическими удобрениями. А впоследствии груз оздоровления варварски использованных земель ляжет на плечи сельхозтружеников и государства.
А теперь проанализируем, что собой представляет сельское население трудоспособного возраста. Всю производственную жизнь села определяют: его коренные жители-труженики сельского хозяйства, специалисты "городских" профессий, гастарбайтеры, переселенцы, и каждая из перечисленных категорий играет свою важную роль.
Старшее поколение сельских жителей, продолжающих свою работу в сельском хозяйстве, имеет много достоинств: любовь к земле, трудолюбие, сохранение традиций и особой сельской культуры, традиционная установка на самопожертвование. Для них работа на земле - не просто привычный труд, это образ жизни. В нём никогда не было нормированного рабочего дня, а летом и выходных и праздников, не было возможности уйти в отпуск летом и т.п. Один из минусов людей старшего поколения - "притерпелось" (привычка). Их, в отличие от горожан, не ужасает, не побуждает к изменениям то состояние дел в деревне, которое порождено крайне большой степенью физического труда, антисанитарией, примитивными, очень отсталыми технологиями. Отчасти потому, что не видят возможности что-то изменить, отчасти потому, что так было всегда. Понятно, что не они не смогут стать опорой в проведении мероприятий по оздоровлению российского сельского хозяйства.
Среднее поколение неоднородно по занимаемой ими позиции: часть из них деятельны и практичны, делают энергичные шаги в сторону предпринимательства, фермерства (о них подробнее будет сказано в данной статье дальше), а другая часть нынешнее свое положение мало ценит и уязвлена фактом невозможности изменить свою жизнь, перебраться на жительство в город. Объединяет их лишь то, что своим детям они желают лучшей доли. "Среди выпускников сельских школ и их родителей сильно представление о сельской жизни, как о примитивной и бесперспективной. И чтобы сломать этот стереотип, нужно на деле доказать, что в деревне жить не хуже, чем в городе. Красивыми словами и обещаниями никого не убедишь. К сожалению, молодые люди не видят пока реальных точек роста, нового и прогрессивного в отечественном сельском хозяйстве и социальной жизни села. Не видят того, что агропроизводство сегодня - интересный и захватывающий бизнес. Одни - из-за развала сельхозпредприятий, другие - из-за отсутствия возможностей ознакомиться с работой успешно функционирующих агрохозяйств и агрохолдингов" ( 1).
В российских селах за последние годы значительно увеличилась доля населения, прекратившего участие в созидательной производственной деятельности, утратившего отношение к труду как первой жизненной ценности, т.е. превратившегося в люмпенов. Например, в Амурской области зарастание полей коноплей привело к страшной деградации части населения. Бывшие колхозники потребляют, выращивают, поставляют коноплю без шанса вернуться к созидательному сельскохозяйственному труду. Этим занимаются не только семьи, но и целые деревни.
Еще в 80-е годы ХХ века. Валентин Распутин в повести "Пожар" размышлял: "Как же так случилось, что так называемые архаровцы (забубенные, никчемные люди) переместились с периферии в центр сельской жизни. И уже они диктуют свои правила жизни на селе. Зло от них исходящее, страшнее, чем кажется, на первый взгляд. Они так отравляют среду села, что оставаться в ней уже не хочется…". Возможно, это одна из причин, почему миграционные потоки из села в город все последние десятилетия увеличиваются. Уезжают лучшие: молодые, энергичные, трудолюбивые - надеясь найти в городе достойно оплачиваемую работу и благоприятную социокультурную среду.
На селе важная роль в создании приемлемой социокультурной среды, способствующей укреплению стабильности населения, принадлежит людям городских профессий: учителям, врачам, клубным работникам, связистам и т.д. Ноу этой группы людей более высокие требования к условиям работы и жизни. У них массовые и востребованные в городе профессии, поэтому они останутся жить в селе тогда, когда на их чашу весов будут положены совершенно осязаемые весомые вещи: хорошая зарплата, благоустроенная квартира, обустроенность поселения, близкое по возрасту население, интересный досуг.
Относительно новая категория сельских жителей - переселенцы и гастарбайтеры. У них разная судьба. Для переселенцев государство обеспечивает первоначальные условия для жизни и работы (пример - Амурское село Ушаково). В большинстве случаев они потеряли все, покидая бывшие республики Советского Союза. Поэтому благодарно откликаются на государственную помощь и поддержку, демонстрируют желание трудиться и закрепиться на селе. Они могут составить в перспективе надежное ядро сельхозпроизводителей.
Гастарбайтеры, так же нередко приехавшие из бывших республик СССР, но не являющиеся в настоящее время гражданами России, не обеспечиваются со стороны нашего государства ничем, кроме права на временное трудоустройство. Они удивляют даже сельских жителей непритязательностью в быту и трудолюбием, но нередко становятся объектом незаконной эксплуатации со стороны фермеров или руководителей сельхозпредприятий. К сожалению, они не станут активными участниками подъема сельского хозяйства России и не поддержат стабильно ее экономику, так как все заработанное отсылают на родину (Таджикистан, Туркмению, Киргизию и др.) и при первой же возможности вернутся домой.
В последние годы в России появилась новая группа сельских жителей -дауншифтеры. Дауншифтеры - это люди, сознательно пошедшие на понижение уровня потребления и уровня жизни ради возможности жить свободно, не зависеть от карьеры и заниматься тем, что интересно. Эти бывшие горожане часто имеют высокую профессиональную квалификацию. Перебравшись на постоянное жительство в деревню, они либо продолжают профессиональную деятельность по свободному графику в качестве фрилансеров (выполняют работу без заключения долговременного договора с работодателем) или же оставляют профессиональную сферу ради творчества, а также занимаются огородничеством и даже скотоводством. Пока трудно сказать, какую роль они сыграют в преображении российского села. Примечательно, что уже сегодня более 4% жителей мегаполисов, мечтают о том, чтобы переехать жить в деревню.
Вначале 90-х годов ХХ века государство, выбрав ориентир на приватизацию и разгосударствление общественной собственности, сделало ставку на развитие фермерства. Колхозы и совхозы приватизировались, земля и техника поступила в частные руки. Положительно то, что это были не какие-то варяги, а сами жители села. Процесс с самого начало пошел не гладко. Зависть односельчан, недостаток реальной помощи со стороны государства привели к тому, что большая часть фермеров ограничилась самообеспечением. Очень ярко охарактеризовала российские фермерские семьи профессор Марина Петровна Гурьянова, заместитель директора Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО: "С позиции социальной педагогики фермерские семьи как коллектив производственный, социальный, воспитательный стали важным явлением сегодняшней сельской жизни. Для одних переход в фермерство - осознанный выбор, для других - следствие безысходности, для третьих - попытка самореализоваться в новом деле. Фермерские семьи - многопоколенная семейная общность, объединенная общим делом, трудом во благо всех членов семьи. Это традиционный для сельской России производственный коллектив, где члены семьи работают все вместе, дополняют друг друга, много дискутируют при принятии решений и энергично действуют, стараясь внести максимальный вклад в общее дело. Дети сегодняшних фермеров в абсолютном большинстве в 12-13 лет уже работают на тракторах, управляют автомобилями. Многие стремятся получить сельхозобразование в вузах (1).
Перспективы возрождения села государство связывает с выпускниками сельскохозяйственных техникумов и аграрных вузов, которые лишь на 4 или 5 лет были вырваны из сельской среды и не оторвались от нее окончательно. Если создать для них стартовую площадку, обеспечивающую хороший уровень жизни, соответствующий их представлениям о комфортности, благополучии, стабильности, обеспечить курирование в течение первых лет работы со стороны опытных специалистов, ученых, руководителей хозяйств, условно в нашей статье старшим поколением, то у нас еще есть шанс их закрепления, укоренения на селе. Соответствующая федеральная целевая программа "Социальное развитие села" принята и начала работать, но ее эффективность проследить и проанализировать пока трудно, поскольку прошло мало времени.
К настоящему времени можно говорить о разных типах фермерства:
-патриархальный, базирующийся на традиционных технологиях и самоэксплуатации, недостатком которого является преобладание немеханизированного ручного труда, -новаторский, построенный на новых технизированных процессах, например, автоматизированные фермы, заводы по переработке сельхозпродукции и др., недостатком которого является необходимость крупного первоначального вложения, -хищнический (аренда и эксплуатация вплоть до полного вывода из строя объекта труда - земли, животных, использование стимуляторов роста, антибиотиков, химических веществ, наносящих вред будущему потребителю и т.д.), недостатки которого видны окружающим и вызывают возмущение, заставляя власть на государственном уровне корректировать взаимоотношения с такими партнерами и дорабатывать их законодательную основу, -экологичный - производство экологически чистой продукции, которая имеет возрастающий спрос не только в нашей стране, но и за рубежом, его минус - дороговизна конечного продукта, обусловленная трудовыми затратами, но поскольку стремление к здоровому питанию появляется у всё большего числа людей даже дорогая продукция найдет своего покупателя, -пермокультурный - основанный на знаниях о взаимосвязях в природе для создания гармоничных, максимально обеспечивающих себя хозяйств, требующих минимальных затрат труда и времени. Эти знания могут быть применены и на шести сотках дачного участка, и на одном гектаре приусадебного участка. Этот тип фермерства можно рассматривать как вариант экологического. Зепп Хольцер - идеолог пермокультуры, имеет множество последователей в разных странах, но в России этот тип ведения сельскохозяйственного производства пока является мало известным и, соответственно, мало распространенным, хотя можно предположить, что себестоимость конечного продукта пермокультурного хозяйства может быть довольно низкой.
Множественность форм фермерства - важный показатель жизнеспособности этого типа хозяйствования на земле. В нем в наибольшей степени отражено творческое содержание сельскохозяйственного труда. А только такой труд и приносит человеку наибольшее удовлетворение и наилучшим образом характеризует так называемого человека на земле.
Уже сейчас фермеры обеспечивают рабочими местами выпускников аграрных учебных заведений и других односельчан. Постепенно происходит оздоровление самой производственной среды. Усиливается степень экономической и технологической зрелости фермерских хозяйств. В целом, ориентир, выбранный 20 лет назад, подтвердил свою правильность.
Для укрепления фермерства как основы российского сельского хозяйства создается новая структура -институт консультирования. Экономические, правовые, а особенно сельскохозяйственные знания фермеров и руководителей сельхозпредприятий должны постоянно расширяться и обновляться. Центры по оказанию консультативной помощи сельхозпроизводителям формируются на базе сельхозвузов, что повышает авторитетность этих вузов в глазах сельских жителей.
В деле возрождения российского села сделано уже немало, но процесс не набрал требуемой скорости. На наш взгляд, недостаёт очень важной составляющей: уверенности россиян в том, что все на селе у них получится. Осторожное отношение распространяется и на новые формы организации их труда, и на новые технологии, и, главное, на правильность выбора деревни для постоянной жизни. С другой стороны, не всякий горожанин, переехавший на жительство в деревню, необходим ей. Сегодняшней деревне нужны не дачники, а люди, способные к труду на земле, движимые четким осознанием как общественных потребностей, так и личных перспектив и выгод.
Когда произойдет возвращение ценности труда на земле как первой жизненной ценности сельского человека, тогда можно будет сказать, что возрождение российского села произошло.
Литература:
1. М.П. Гурьянова. Как закрепить молодежь на селе // Сельская газета. 07.03.2008.
2. В.Зубков. Интервью первого вице-премьера правительства России //Аргументы и факты. 2011г. № 13 (30 марта - 5 апреля).
3. Ковалева С.В., Тарутина Е.И. Социокультурная специфика российского Дальнего Востока в свете модернизационных процессов// Вопросы культурологии. М: изд-во Панорама, 2011.№5. С.24-30.
4. Никольский С.А.Аграрная экономика, сельская общность и проблема социально-экономических укладов// Вопросы философии.2001. №12. С.16-27.
5. Тарутина Е.И. Личность в провинциальном пространстве// "Социальное пространство Приамурья (общество, личность, образование, религия)" - Благовещенск: изд-во Амур.гос.ун-та, 2007.С. 166-175


--
Современная мобильная почта - для смартфонов и телефонов.
Оцените мобильный m.mail.ru с Вашего телефона



Информация о работе Человек на земле: очерк о современном российском крестьянстве