Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:12, реферат
На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства.
СОДЕРЖАНИЕ:
"Искусство есть одно из средств общения между людьми",
Г.
В. Плеханов.
На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства.
Помощь в познании мира через эмоциональное восприятие его, расширение кругозора, пробуждение творческих сил, формирование духовного облика человека — функции искусства. Момент обращения человека к художественному творчеству, быть может является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. Искусство не существует вне времени и общества, по своему содержанию оно социально и неразрывно связано с национальной традицией и эпохой.
Советский психолог Л. С. Выготский писал: "Искусство есть социальное в нас... — есть общественная техника чувства, орудие общества, с помощью которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа".
Художник, переосмыслив увиденное, по-своему разгадав тайны бытия, с помощью системы художественных образов старается передать свое мироощущение, вовлекая нас в сложный процесс самопознания, заставляя работать не только наши глаза, мозг, но и воображение, мобилизующее к действию наши духовные силы.
История
искусства в истории
В
своей работе я хотела бы провести
вас по основным вехам развития искусства
и показать, как человек, изменяясь, творил
новое, нечто отличное от прежнего, как
его творения изменяли самого творца,
как рождались и умирали цивилизации,
и что осталось вечным напоминанием о
их существовании.
Истоки искусства уходят в глубокую древность. Проблема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует лучшие философские умы, но о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Многочисленные произведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости) появились значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве. Зарождение искусства восходит к первобытной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми. Согласно данным археологов уже в эпоху палеолита (древнекаменного века) около 35-10 тыс. до н. э. появились основные виды изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика).
Надо
отметить, что в первобытном обществе
художественная деятельность человека
была неразрывно связана со всеми существовавшими
формами духовной и материальной культуры:
мифологией, религией, бытовым укладом.
Художественная, духовная культура существует
в тесном единстве с материальной, образуя
первобытный синкретический, т. е. единый,
культурный комплекс, который лишь спустя
столетия распадется на самостоятельные
сферы культуры: религию, искусство (во
всем разнообразии его форм), спорт, науку.
Изображения, воспроизведенные рукой
первобытного человека, являются звеном
единой цепи художественно-религиозно-
Живописные изображения мезолитической поры (среднекаменная эпоха) 10-6 тыс. до н. э. стали более красочными. Появились многофигурные композиции, отражающие динамические сцены охоты, сражений между племенами, бытовой деятельности. Человек делает первые попытки раскрыть взаимосвязи мироздания, освоить общие закономерности жизни.
Неолит (новокаменный век), 6-2 тыс. до н. э., обогатил изобразительное искусство созданием произведений монументальной антропоморфной (человекообразной) скульптуры (например, так называемые "каменные бабы" Северного Причерноморья).
Характерная черта культуры неолита — распространение мелкой пластики, художественных ремесел, которые положили начало декоративному искусству.
В
эпоху бронзы, около 2 тыс. лет до н. э.
преобладающее значение получает архитектура,
названная мегалитической (т. е. архитектура
больших камней: от греческих корней "мег"
— большой и "лит" — камень). К мегалитическим
сооружениям относятся: менгиры, дольмены,
кромлехи. Возникновение их связано с
развитием религиозных представлений.
Каменные столбы — менгиры — высотой
до 20 м (находящиеся в Бретани, Франции;
Закавказье, Армении) несут в себе черты
архитектуры и скульптуры.
Искусство древних цивилизаций наследует черты первобытной культуры, открывая и новые формы художественного творчества. На смену родовым отношениям приходит классовое общество, более прогрессивная форма социального устройства. Эксплуатация рабов порождает разделение труда физического и умственного, создает почву для развития различных форм творчества. Из среды ремесленников выделяются зодчие, скульпторы, живописцы.
Усложнение общественной жизни способствовало расширению образного диапазона искусства.
Художественное творчество древнейших цивилизаций тесно связано с религией, большая часть памятников культуры носят культовый характер. Идейное содержание искусства древних деспотий, возникших в 5-4 тыс. до н.э. (Египет, государства Двуречья), определяется, главным образом, требованием прославления власти богов, героев, царей. Разрабатываются также темы труда, охоты, военных баталий.
Важнейшее завоевание художественной культуры древнего мира — синтез искусств.
Египет — одно из древнейших государств мира, а его искусство — один из самых ранних вкладов в историю культуры человечества.
Историю Древнего Египта делят на следующие периоды:
1. Додинастический (4 тыс. до н. э.)
2. Древнее царство (30-23 вв. до н. э.)
3. Среднее царство (22-18 вв. до н. э.)
4. Новое царство (16-11 вв. до и. э.)
5. Позднее время (11в-332г. до н. э.)
Примерно так разделил историю Древнего Египта жрец Манефон, живший в конце IV-III в. до н. э. в Александрии.
Для искусства додинастического периода характерно высокое мастерство обработки камня. Обнаруженные в погребениях шиферные таблички для растирания красок, украшенные рельефным изображением; расписанные глиняные сосуды, позволяют судить о тематике, разрабатываемой египетскими мастерами; это: заупокойные обряды, исторические события, военные походы. И вот здесь важное место завоевывает образ человека. Складываются основные каноны изображения человеческой фигуры: широкие и сильные плечи разворачиваются в фас, ноги и голова — в профиль, что позволяет мастеру поставить акцент на наиболее выразительных и ясно читаемых аспектах человеческого облика. Значительность властелина подчеркивается размерами его изображения, намного превосходящими изображение других персонажей, как, например, в рельефе шиферной плиты фараона Нармера (около 3 тыс. лет до н.э., Каир, Египетский музей).
После объединения Египта в единое государство в конце IV — начале II тыс. до н. э. начинается расцвет египетского искусства.
В эпоху Древнего Царства в Египте появляется новый тип гробниц — ступенчатая пирамида. Первая такая пирамида построена для фараона Джосера зодчим Имхотеном (история сохранила имя мастера, что является скорее исключением, чем правилом для той эпохи) в XXVIII в. до н. э. К этому же столетию относится и возведение известных пирамид фараонов Хеопса (или Хуфу), Хефрена (илиХафра) и Микерина (Менкау-ра) в Гизе.
Самая грандиозная из них — пирамида Хеопса — построена под руководством архитектора Химеуна. Ее высота около 150 м, и сложена она из 2 млн. 300 тыс. блоков.
Непременными атрибутами египетских храмов и усыпальниц были статуи фараонов, знати, придворных писцов, выполненные в соответствии со строгими канонами (правилами), чего требовало культовое назначение статуй. Люди изображались в спокойных, как бы застывших в веках позах (это либо стоящая, либо фронтально сидящая фигура). Примерами могут служить статуя писца Каи (середина 3 тыс. до н. э., Париж, Лувр), выполненная из известняка; парный скульптурный портрет принца Рахотена и его супруги Нофрет (начало 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей).
Помимо скульптурных изваяний, украшением усыпальниц были рельефы и росписи на сюжеты, связанные с заупокойным культом, выполненные на стенах.
Подобное
объединение различных видов
искусства (архитектуры, скульптуры и
живописи) специалисты называют синтезом
искусств.
Многочисленные войны Древнего царства привели к ослаблению государственной и экономической мощи страны. Прекращается строительство дорогостоящих пирамид. Ведется поиск новых типов храмов и усыпальниц.
Первым памятником нового типа стал храм-усыпальница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари (XXI в. до н. э.) положивший начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени.
Повышается внимание к индивидуальным чертам портретируемого, что проявилось в портретах фараонов Сенусерта III (XIX в. до н.э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Аменемхета III (XIX в. до н. э., Москва, ГМИИ).
Росписи гробниц и храмов приобретают большую самостоятельность. В гробнице Хнумхотепа в Бени-Хасане были созданы одни из самых замечательных росписей в искусстве Среднего царства, изображающие сцены охоты.
Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма прямоугольный в плане, имевший трехчастное деление: открытый двор (перестиль), колонный зал (гипостиль), святилище.
Таковы храмовые комплексы, посвященные богу Амону, в Карнаке и Луксоре.
Наивысшей
точкой в своем развитии реалистическое
изобразительное искусство