Белорусы в современном мире: особенности менталитета и характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:34, реферат

Краткое описание

Менталитет — это своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся прошлому в любых обстоятельствах. Что же влияет на менталитет? В-первую очередь, это историко-политические и культурологические условия. Например, северные народы обладают хладнокровным, уравновешенным менталитетом. Это связано с длительной политической стабильностью в странах Северной Европы. Тогда как в южных регионах народы обладают более «горячим» нравом. Но, на менталитет влияют не только историко-политические условия жизни.

Файлы: 1 файл

реферат идеология.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра политологии

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: Основы идеологии белорусского государства

    на тему: Белорусы в современном мире: особенности менталитета и

    характера         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

 

 

Проверил

ассистент                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Менталитет — это своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся прошлому в любых обстоятельствах. Что же влияет на менталитет? В-первую очередь, это историко-политические и культурологические условия. Например, северные народы обладают хладнокровным, уравновешенным менталитетом. Это связано с длительной политической стабильностью в странах Северной Европы. Тогда как в южных регионах народы обладают более «горячим» нравом. Но, на менталитет влияют не только историко-политические условия жизни. Менталитет это симбиоз интеллекта, эмоций и идеологии, хотя сама идеология тоже зачастую прямым образом зависит от менталитета. Народный менталитет формируется под действием различных исторических факторов и процессов. И уже в свою очередь сам формирует национальное самосознание народа. Этот процесс, как правило, затрагивает длительный промежуток времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие менталитета

 

Слово менталитет происходит от сочетания латинских слов: mens или mentis, что означает ум, и alis, что означает другие. Термин возник в исторической науке, однако в настоящее время часто используется в психологии, социологии. Понятие менталитет - вошло в английские словари еще в 1840-х гг., но в научный и литературный оборот его ввели французские исследователи. Наиболее развернутое толкование термина дал в 1932 г. французский философ, лауреат Нобелевской премии А. Бергсон. Согласно Бергсону, это понятие включает: 1, способ построения мыслей, 2, психологическую предрасположенность, 3, моральные характеристики.

Менталитет  – устойчивая совокупность психических, интеллектуальных, эмоциональных и  культурных особенностей, присущих той  или иной этнической группе, нации, народности. Также этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли конкретного человека.

Менталитет  складывается на основе общего исторического, культурного, социального и экономического развития той или иной общности.

Понятие менталитета  весьма объемное и включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей.

 

2 Предпосылки национального менталитета белорусов

 

 

Ментальность белорусов формировалась длительное время. Основополагающие черты белорусского менталитета начали формироваться еще в древности, когда в Беларуси господствовали многочисленные оригинальные культы, обычаи и обряды.

         До принятия христианства наши предки придерживались языческих верований, поклонялись разным богам, воздавали почести природным стихиям, небесным светилам, а также священным деревьям, камням, холмам и т.д. Ментальность  в то время определялась политеизмом, обожествлением, одухотворением всей природы, подсознательным предчувствием тесной взаимосвязи между человеком и землей, всей окружающей средой и Космосом.

На первоначальных этапах своего развития далекие предки белорусов  в значительной степени подвергались влиянию таких естественных факторов, как климатические условия, рельеф местности, флора и фауна. Суровый климат заставлял людей объединяться в большие патриархальные общины, роды, племена для совместного возделывания земли, защиты от природных катаклизмов. Незащищенность человека перед природной стихией вызывало страх и преклонение перед силами природы, возникновение и укоренение язычества, которое в последствие было ассимилировано, но не вытеснено христианством. 

По мнению исследователей, формирование белорусского этноса началось  в VII-VIII веках, в период славянской колонизации Восточной Европы и завершилось примерно в XIII-XIV вв. Начинается это формирование с процесса совместного проживания славян с балтами, когда происходит самозарождение белорусского народа и его саморазвитие. 

К XIII-XIV вв. белорусский этнос окончательно  складывается, и внутри данного процесса идет становление этнического самосознания белорусов. Этническое самосознание есть понимание людьми своей принадлежности к определенной общности, самобытности данной общности и ее отличий от других общностей. Как правило, это происходит на основе осознания своего общего происхождения, ощущения природно-генетической связанности с родной землей, на основе самобытной культуры, языка, этнического характера, менталитета. Этническое самосознание возникает и развивается постепенно, в процессе этногенеза и является одной из ключевых характеристик каждого этноса.

В эпоху первобытного строя элементы этнического самосознания сообществ Беларуси отражались прежде всего в эмоционально-чувственном осознании людьми своего общего происхождения от одного мифического предка, а также в близости традиций, обрядов, языка. Как правило, самоназвания членов отдельных родов, племен в те времена или совсем отсутствовали, или существовали в невырожденной форме, обычно соответствующей месту проживания.

В дохристианский период передкам белорусов было присуща  вера в мистическое,  сверхприродное родство между своим родом  и так называемым тотемом, прежде всего в образе животных, растений, мифических полулюдей-полуживотных.

На протяжении многих последующих веков  ментальность белорусов во многом оставалась дохристианской, языческой. Обусловлено это было относительно медленным распространением  христианства на белорусских землях.

С принятием же христианства начинается новая культурно-историческая эпоха. Именно на мировоззренческом фундаменте христианства окончательно сложились этнический менталитет, древняя белорусская культура, литература и искусство.

К IV столетию – веку образования  ВКЛ белорусский этнос в основном уже сложился в народность, хотя полностью этот процесс не завершился, продолжался и далее. Практически с момента возникновения Великого Княжества Литовского жители белорусских земель отличали себя от других народов – немцев, поляков, литовцев.

С развитием коммуникационной структуры, появлением национальной государственности и соответствующих институтов, этнический менталитет приобретает новые формы. Опережающими темпами происходит развитие языка и письменности, создаются документы, характеризующие уровень политической и правовой ментальности белорусов. Надо отметить, что осознание белорусами самобытности новой  общности и своей принадлежности к ней поначалу происходило в среде наиболее образованной части. Это получило свое отражение в белорусских летописях, произведениях литературы и сочинениях общественно-политического характера.

Идеи патриотизма, достоинства  своего народа, гордости за свою Родину стали доминирующими в творчестве Николая Гусовского, Франциска Скорины, Сымона Будного, Василия Тяпинского и других отечественных мыслителей. В это время произошла окончательная самоидентификация белорусской общности.

Нельзя еще раз не подчеркнуть  роль религии в развитии этнического  самосознания, менталитета белорусов. Православие определило основу средневековой культуры Беларуси, тем самым, связав ее с культурным миром всего славянства и других христианских народов Востока и Запада. Нет ни одного вида искусства или направления культуры, которые бы не были  одушевлены Православием. Школа, книга и просвещение на протяжении многих столетий оставались церковными.

Новый период в развитии белорусской  общности и формировании ее самосознания связан с вхождением территории, на которой она проживала, в состав Российского государства. Это произошло  в результате трех разделов Речи Посполитой  1772, 1793 и 1795гг. На территории Беларуси было введено общероссийское административное деление, органы и структура. Стали действовать наместнические, провинциальные, а затем губернские уездные учреждения. Возникает новое явление в исторической жизни Беларуси – российский чиновник.                                       

Это явление становится исключительно  важным фактором в национальной, социальной, культурной жизни региона, накладывает  свой отпечаток на менталитет нации.

XIX век стал и периодом становления белорусов как особого народа, и периодом формирования белорусской национальной идеи. На рубеже XIX – XX вв. на повестку для политической жизни общества был поставлен вопрос о самоопределении белорусов в качестве нации-государства. В 1884г. отечественные народовольцы в журнале «Гомон» выступили с обоснованным выводом о том, что белорусы составляют особый народ, или особую нацию. Они подняли вопрос о создании белорусами собственной автономии в составе будущего федеративного демократического государства.

Можно считать, что фактически 1884 год  – фиксированная в письменном источнике в новейшее время дата рождения белорусской национальной идеи в ее первоначальном значении.

Таким образом, анализируя истоки, предпосылки, факторы национального менталитета белорусов, можно выделить следующие основные моменты:

- Во-первых, на формирование национального  менталитета белорусов огромное  влияние оказала природно-географическая  среда, особенно на первоначальном  этапе процесса.

- Во-вторых, на формирование рассматриваемого явления большое воздействие оказала религия.

- В-третьих, на формирование  менталитета белорусов оказало  влияние коллективно-родовое начало, основу которого составляет неконфронтационнная  социальная установка и замещение  понятия свободы понятием общей  воли, которая блокировала активность  отдельно взятого человека. Стереотип белорусов «быть как все» кардинально отличается от западноевропейского «быть не хуже», под которым понимается «не хуже, а лучше».

3 Белорусский национальный менталитет

 

В последнее  время в научной литературе все  более прочные позиции занимает такое понятие как «национальный менталитет» или национальная ментальность. При этом под менталитетом понимается «нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, т.е. глубинный и поэтому трудно фиксируемый источник мышления, идеологии и веры, чувства и эмоций».

Под национальным менталитетом понимается специфический  способ мышления, мировосприятия или  «мирочувствия», свойственный той или  иной социально-этнической общности. Иными  словами, это осознаваемые и неосознаваемые представления, установки и стереотипы социального поведения, формирующиеся у того или иного народа на протяжении истории и влияющие на его образ жизни, деятельность, тип социального мышления.

Менталитет  белорусов, как уже отмечалось, формировался под влиянием разнообразных этнических, социально-исторических и геополитических факторов. Он складывался на протяжении жизни многих поколений. В нем нашли отражении традиции обычаи, повседневный опыт народа.

Приступая к  рассмотрению белорусского национального характера или менталитета, следует отметить, что он имеет немало общих черт с общеславянским менталитетом в целом и русским национальным характером, в частности. Вместе с тем для него характерны и свои особые черты, отличающие его от других, скажем, восточнославянских народов.

Что же характерно для славянского менталитета  в целом? Как известно, славянская ментальность и культура занимают срединное  положение между крайними формами  социокультурных традиций Востока  и Запада. Западная и восточная культурная ментальность имеют свою специфику. Запад рассматривается как носитель культуры динамического, активистского типа, ориентирующейся на преобразование внешней реальности; Востоку более свойственен традиционалистский тип культуры, нацеленный на созерцательное, адаптивное отношение к миру, природе и человеку. Славянский менталитет, находясь под воздействием крайних точек зрения на мироустройство, сумел их синтезировать и выработать свое особое отношение к миру, отличающиеся уверенностью в универсальной целостности бытия, в идее мирового единства.

Так каковы же особенности  национального менталитета белорусов? Если рассматривать его в самом  общем плане, то первое, что бросается  в глаза – это его традиционная флуктуация между Востоком и Западом, чему способствует, прежде всего, само геополитическое положение Беларуси. Вторая черта менталитета белорусского народа – отсутствие у него чувства превосходства перед другими народами, национальной исключительности, что в принципе является достаточно характерным не только так называемым великим нациям, но и некоторым малочисленным народам.

 

С принятием  христианства изменяется и обогащается  складывающаяся в то время ментальность наших предков. Смена религиозной  модели не могла не повлиять на обычаи, традиции и мораль. Они становятся более мягкими, гуманными.  В период же войн белорусы становятся мужественными и решительными. Добавляются такие качества как свободолюбие и храбрость. Наглядный пример этому – движение сопротивления в республике в годы Второй мировой войны.

Информация о работе Белорусы в современном мире: особенности менталитета и характера