Артефакт и технологии как элементы культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:13, контрольная работа

Краткое описание

В обыденном сознании "культура" выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т. д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы.
Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура - это неповторимая вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..стр. 3
Глава I. Материальная составляющая культуры……………………………….стр. 4
Глава II. Артефакт и технологии как элементы культуры…………………….стр. 6
Заключение……………………………………………………………………….стр. 9
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..стр. 3

Глава I. Материальная составляющая культуры……………………………….стр. 4

Глава II. Артефакт и технологии как элементы культуры…………………….стр. 6

Заключение……………………………………………………………………….стр. 9

Список литературы………………………………………………………………стр. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В обыденном сознании "культура" выступает как собирательный  образ, объединяющий искусство, религию, науку и т. д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек  создает мир и самого себя. Каждая культура - это неповторимая вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека.

Отношение человека к  миру определяется смыслом. Смысл соотносит  любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Смысл - это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что открываем в мире и в самих себе. Смысл надо отличать от значения, то есть предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам по себе он вовсе необязательно является предметным.

Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства - материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур.

 

Глава I. Материальная составляющая культуры

 

Культура включает в  себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества). Если рассматривать культуру в широком плане, она включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными.

Артефакт — в обычном понимании это - любой искусственно созданный объект. Некоторые культурологи понимают под артефактом любое искусство, образование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специализированных сферах культуры и системах. Артефакт выделяют как элементарную единицу искусств, мира, что тем более актуально, так как до сих пор не существует “теории искусств, объекта”. В этом случае артефакт позволяет увидеть с единой точки зрения различные объекты культуры как “сделанные” целостности; проследить их порождение, существование и разрушение, их объединение в определенные функциональные и символические паттерны и формы, целостные культурные контексты, семантические поля.

Артефакт имеет три основных составляющих его элемента: психоаналитический (устанавливает связь между артефактом и антропологическим побуждением), структурный (выявляет коммуникативно-функциональную доминанту) и герменевтический (определяет горизонты понимания и интерпретации).

Материальная культура более непосредственно и более  прямо обусловлена качествами и  свойствами природных объектов, той  разновидностью форм вещества, энергии  и информации, которые используются человеком в качестве исходных материалов или сырья при создании материальных предметов, материальных продуктов и материальных средств существования человека.

Материальная культура включает в  себя разнообразные по типам и  формам артефакты, где природный объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь, то есть в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более точно и полно удовлетворяли потребности человека как "homo sapiens", и, следовательно, имели культурно целесообразное предназначение и цивилизационную роль.

Материальная культура в целом, как и материальное производство в частности, оценивается культурологией с точки зрения создаваемых ими средств и условий для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его "Я", его творческих потенций, сущности человека как разумного существа, с точки зрения роста и расширения возможностей реализации способностей человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как на различных этапах эволюции материальной культуры, так и в конкретно-исторических общественных способах материального производства, складывались различные условия и создавались различные по уровню совершенства средства для воплощения творческих идей и замыслов человека в стремлении улучшить мир и самого себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Артефакт и технологии как элементы культуры

 

В материальную культуру входят, прежде всего, разнообразные  средства материального производства. Это энергетические и сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это орудия труда - от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов. Это разнообразные средства потребления и продукты материального производства. Это различные виды материально-предметной, практической деятельности человека. Это материально-предметные отношения человека в сфере технологии производства или в сфере обмена, то есть производственные отношения. Материальная культура обхватывает все виды материальных ценностей: архитектурные ценности, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафты и т.п. Кроме того, материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлого - памятники, археологические объекты, оборудованные памятники природы и т.п.

Артефакты, будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком - творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы. Таким образом, уникальные свойства света, спрятанного в тоненькое стеклянное волокно, произвели настоящую революцию в способах передачи информации, и светлое будущее человечества уже не мыслится без вездесущих оптических волокон, соединяющих всех со всеми.

Информационные потоки, опоясывающие Землю, поистине огромны. Триллионы байт ежесекундно перелетают между странами и континентами, неся в себе безбрежное море крайне важных и полезных людям данных. Когда-то именно необходимость общения между Америкой и Европой подвигла моряков и связистов на прокладку первого подводного трансатлантического телефонного кабеля. Существует множество разных способов передачи данных, но на сегодня все более лидирующие позиции по объемам скорости и протяженности среди альтернативных – занимают волоконно-оптические линии.

Передача данных – не единственное применение гибких стеклянных световодов. Интенсивность света, идущего по тонкому волокну, может быть достаточно большой, а значит, кроме детских игрушек и декоративных изделий, можно сделать и эффективный «холодный» осветитель для микроскопа и эндоскопа. Гибкость волокна позволяет очень просто доставить «лечебное» излучение лазера практически в любую точку человеческого организма. Оптико-волоконные медицинские приборы оказались очень удобными и полезными инструментами, помогающими заглянуть туда, куда традиционная система зеркал, призм и линз добраться не может.

Сегодня волокно –  самый популярный переносчик информации, и поэтому гибкие стеклянные кабели используют не только для соединения DVD-проигрывателя и Hi-Fi-усилителя, но и внутри таких сложнейших машин, как самолеты и танки, - для связи между членами экипажа и различными устройствами бортовой автоматики. Поскольку волокно тонкое и легкое, его можно интегрировать в состав многих традиционных кабелей, например грозозащитного кабель-троса, идущего поверх токонесущих жил высоковольтных линий передач.

Море оптических волокон  можно использовать не только для  дела, но и для создания просто красивых и изящных «световых букетов». Каждое волокно может не только иметь  свой цвет, но и менять его согласно заданной программе. Из гибких пластиковых волокон делают даже материю и шьют из нее переливающиеся всеми цветами радуги наряды.

Практическая работа по достижению целей, по их реализации и воплощению в жизнь требует от человека знаний и умений, причем, знаний не только специально научных, то есть в основном технократических, но и знаний гуманитарных, то есть нравственно-духовных. Познание, будучи жизненно важной потребностью человека, приобрело вид отчужденной силы человеческого прогресса, когда оно стало развиваться в форме науки. Поскольку главная социальная функция науки - усовершенствовать средства жизнедеятельности человека, то есть задача повышения эффективности, постольку она порождает прагматизм как стиль жизни. Постоянное стремление рационализировать, улучшать и обновлять технику, материалы, технологию закрепило в общественном сознании идеалы прогресса, которые все более ощутимо довлеют над другими смыслами и установками жизни человека. Тот же самый важный результат научного прогресса - возникновение цивилизации, как системы рационализированных и технициализированных форм бытия человека. В определенном смысле, цивилизация и культура несовместимы. Технифицированные формы бытия человека противостоят внутренним началам духовной сущности человека. Эти начала культура воплощает в ценностях и идеалах. Культура - это скорее творческая лаборатория человеческого духа, в то время как науку скорее можно понимать как творческую лабораторию только разума. Первое следствие разрыва культуры и науки проявляется в нарастающей подмене духовных смыслов и ценностей жизни материальными результатами прогресса.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время  наблюдаются тенденции гуманизации  всех сфер деятельности человека, в том числе и производственных. Во главу угла ставятся интересы каждого конкретного человека, личности. Ключевая роль в процессе гуманитарной подготовке личности отводиться теперь изучению культуры.

В силу того, что человек, по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т.п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль - это роль демиурга, роль творца, а место его в культуре - это место центра мироздания артефактов, то есть центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира, "второй природой", "искусственно созданным" обиталищем человечества. Это тот мир реальностей, который на планете Земля до человека не существовал, реальность, которая возникает, живет и развивается вместе с человеком и которая будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.

 

Список литературы

 

1. Мещерякова Н.  А. Наука в ценностном измерении – М., Свободная мысль, 1992 - № 12

2. Решетов Владимир - Светлый  путь/Вокруг света – 2003 - №  6

3. Тронский И. М. История  античной литературы - Изд-во "Высшая школа", Москва, 1988

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Артефакт и технологии как элементы культурологии