Архитектурный комплекс в Кижах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 17:34, контрольная работа

Краткое описание

Кижи или Кижский погост — всемирно известный архитектурный ансамбль, расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов.
Кижи - небольшой островок на Онежском озере. Путь к нему лежит через живописное скопление островов Кижские шхеры. Необыкновенная северная природа стала великолепным фоном для удивительных творений деревянного зодчества, прославивших эти места на весь мир.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА кижи.docx

— 26.48 Кб (Скачать)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Студентки Кузнецовой Елены Валерьевны

 

Тема: «Архитектурный комплекс в Кижах»

 

Кижи или Кижский погост — всемирно известный архитектурный ансамбль, расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов.
Кижи - небольшой островок на Онежском озере.  Путь к нему лежит через живописное скопление островов Кижские шхеры. Необыкновенная северная природа стала великолепным фоном для удивительных творений деревянного зодчества, прославивших эти места на весь мир.
История острова очень древняя. На карельском языке слово «кижат» означает игрище. Когда-то местные жители проводили здесь языческие праздники и обряды. А первое упоминание о поселении на острове Кижи относятся к 1496 году. Уже тогда остров был центром большой сельской общины спасско-кижского погоста.
Непревзойденный по красоте архитектурный ансамбль , по концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России.
Церкви в Кижах были построены раньше 1583 года – упоминание Кижского погоста встречается в Писцовой книге 1563 года, которая к тому же содержит ссылки на еще более раннее его описание 1496 года (оно до настоящего времени не сохранилась). Таким образом, можно полагать, что церкви на острове Кижи существовали, по крайней мере, с конца XV века.
 Существует легенда, что церковь стояла в другом месте, гораздо севернее на холмистом возвышении. Однажды в праздник покрова Богородицы на остров напали поляки. Народ укрылся в храме, но захватчики ворвались туда и стали стрелять в безоружных людей.  Одна из стрел вонзилась в образ Спасителя, другая пробила его насквозь. И в это самое мгновение произошло чудо. Поляки внезапно ослепли и перерезали друг друга. После осквернения церковь забросили, и вскоре она сгорела от удара молнии. Кижане решили построить новый храм и сплавили на плотах лес для строительства к тому месту, где было пепелище. Но за ночь все плоты неведомой силой перенесло ниже по течению к месту, где не было ничего, кроме камней да вереска. Плоты вернули. На следующую ночь история повторилась. Тут строители догадались, что не просто так это происходит. Стали осматривать вересковые заросли и нашли в них тот самый простреленный образ Спасителя. На этом месте и построили новый храм.
Преображенский храм рублен без гвоздей, таковы были традиции плотницкого дела. Культовое сооружение вознеслось ввысь почти на 37 метров и увенчано 22 главами, которые размещены ярусами, их размеры и формы меняются с каждым уровнем. Такое архитектурное решение придаёт церкви своеобразный и неповторимый рисунок. Имена строителей остались безвестны, но существует легенда, что по завершению строительства, мастер, рубивший стены церкви, выбросил свой топор в онежские воды. Покровская церковь, возводимая пятью десятилетиями позже, дополняет Преображенскую, идеально вписываясь в удивительный ансамбль и составляя единое целое. Архитектурное трио завершает шатровая колокольня.

В конце XVII века в результате удара молнии на погосте возник пожар, уничтоживший церкви. Современные церкви и колокольня были возведены на их прежнем месте.

Первой после пожара, в 1694 году, была построена церковь Покрова Богородицы. Это была уже не шатровая, как прежде, а более простая – клетская церковь, внутри которой имелся придел во имя Николы Чудотворца – отдельное молитвенное помещение с иконостасом и алтарем. Очевидно, первоначально церковь использовалась круглый год – в теплое время года службы велись в основном молитвенном помещении, а зимой в приделе. Позже Покровская церковь использовалась как зимняя. Службы в ней начинались с праздника Покрова и продолжались до Пасхи.


 
 

По мнению исследователей, в период с 1720 по 1749 годы Покровская церковь была существенно перестроена – клетская церковь приобрела шатровое завершение. Но и этот вариант не стал последним. Зодчие продолжили свои творческие поиски и вскоре на церкви утвердилось девятиглавое завершение, тонко и органично сочетающееся с нарядным многоглавием церкви Преображения. Покровская церковь приобрела современный вид.


 
 

В основе архитектурной композиции Покровской церкви лежит традиционный и самый распространенный на Севере тип деревянного храма, называемый в старину 'восьмерик на четверике с трапезной'. По своему назначению трапезная при северных церквах была чисто гражданским светским помещением и служила главным образом для общественных нужд населения погоста. Восемь малых главок венчают углы большого восьмерика церкви, а завершает композицию большая глава-девятая, стоящая в центре. Все вместе они образуют ажурную корону, легкую, изящную, пронизанную светом и воздухом и в то же время достаточно скромную, чтобы не соперничать с величием горделивой соседки. Этот прием позволяет зодчим добиться и своеобразного художественного эффекта, индивидуальности всего здания.


 
 

Через двадцать лет после восстановления Покровской церкви, начинается строительство 22ухглавой церкви Преображения Господня.


 
 

Существенное изменение облика Кижского ансамбля происходит в XIX веке. В период с 1818 по 1824 годы, в соответствии со строительными традициями того времени, срубы Преображенской церкви были обшиты тесом, а купола обиты листовым железом. (Эта тесовая обшивка была заменена новой в 1870-1871 годах, тогда же церковь была окрашена масляной краской).

Третье строение погоста – колокольня – сохранилась после пожара и простояла рядом с новыми церквями до 1862 года. Но колокольня не могла оставаться в прежнем состоянии, потому что «изрядно обветшала» к тому времени. К тому же она смотрелась нелепо рядом с новыми церквями. Поэтому в 1862 году начали строить новую колокольню. Во время её постройки всем приходом помогали срыть старую, очистить место, доставить камень и песок для фундамента, выкорить лес и доставить его к месту стройки.

В 1874 году в облике архитектурного ансамбля происходит еще одно существенное изменение. По причине неудачного пропорционального строения, которое не согласовывалось с образами стоящих рядом церквей, перестраивается новая колокольня, которая приобретает свой современный вид. И хотя архитектура колокольни несет в себе черты упадка народного деревянного зодчества (разросшийся четверик, полуциркульные окна) ее строгий силуэт не разрушил, а обогатил гармоническое построение всего архитектурного комплекса Кижского погоста.

Новая колокольня повторяет принципиальную схему старого шатрового здания. Именно поэтому она и вливается так органично в кижский ансамбль. Древняя ограда Кижского погоста не сохранилась. Существующая ныне ограда была воссоздана по образцу сохранившихся на севере деревянных укреплений. Ее внушительные ворота, сторожевые башни по углам, массивные срубы, сильные свесы двухскатной кровли подчеркивают суровость погоста, увеличивают его сходство со старинной крепостью.

Таким образом, потребовалось 160 лет, чтобы объединить все три строения в единый архитектурный ансамбль. Но творческие поиски зодчих увенчались успехом. Дальнейшие изменения в облике Кижского ансамбля происходят уже в новейшее время и связаны с проведением реставрационных работ.

Началу возникновения историко-архитектурного музея предшествовала организация заповедника в 1945 году, имевшего статус государственного, к которому относились только архитектурные постройки Погоста Кижи. Немногим позже были проведены реставрационные работы. Реставрация была произведена в течение 1949-1959 годов под руководством А.В.Ополовникова. В основном решались две задачи: укрепить памятники и восстановить их первоначальный художественный облик. В результате проведенных работ церкви были освобождены от позднейших «благолепных поновлений». Памятникам был возвращен первоначальный вид: сняты тесовая обшивка, железо с куполов Преображенской церкви, укреплены ослабленные конструкции, произведена замена отдельных венцов в срубе.и постепенно музей под открытым небом стал пополняться новыми архитектурными экспонатами.  
Первым из них был завезён крестьянский дом, за ним последовало ещё около двадцати деревянных изб, старинных часовенок, различных хозяйственных построек. Среди них — ветряные и водяные мельницы, амбары для зерна, баньки и сараи-риги для сушки снопов и молотьбы, которые словно разбрелись по острову, составляя сказочный город. Свозились они в течение нескольких десятков лет, постепенно пополняя экспозицию. В некоторых домах воспроизведено внутреннее убранство крестьянской избы, где можно познакомиться с кухонной утварью, предметами быта и домашнего обихода деревенской семьи. В музее можно увидеть и старейшую деревянную церковь XIV века, чудом сохранившуюся, которая была привезена и обрела свое достойное место под ясным небом Карелии.

За годы существования музея на его территорию были перевезены: древнейшая из сохранившихся деревянных храмов России церковь Воскрешения Лазаря (XIV-XVI вв.), несколько часовен, более двух десятков крестьянских домов, большое количество хозяйственных построек: мельницы, амбары, риги, бани. В ряде домов и хозяйственных построек восстановлены традиционные интерьеры. 

   Собранные на острове Кижи крестьянские постройки объединены в три экспозиционных сектора: "Русские Заонежья", "Русские Пудожья" и "Пряжинские карелы", а также находятся в двух исторических деревнях острова Кижи - Ямка и Васильево.  

   Заонежье - край, где расположен музей "Кижи", один из наиболее интересных в историко-культурном отношении районов Русского Севера. Русская культура многим обязана заонежским деревням. Так благодаря крестьянам соседних с островом Кижи деревень и собирателям русского фольклора П.Н. Рыбникову и А.Ф. Гильфердингу сохранились до наших дней и стали неотъемлемой частью национальной культуры народные эпические песни-сказания - былины (в крестьянской среде - старины). На острове Кижи на старинном кладбище рядом со знаменитыми ныне церквами похоронены лучшие сказители России - Трофим Рябинин, Василий Щеголенок, Леонтий Богданов, Терентий Иевлев, Симеон Корнилов.

       Сегодня в коллекции музея насчитывает более 80 памятников деревянной архитектуры. Его сердцем является замечательный ансамбль Кижского погоста, куда входит церковь Преображения Господня, датируемая началом XVIII века, храм, посвящённый Покрову Святой Богородицы, построенный на полвека позже, и колокольня, возведённая уже во второй половине XIX столетия. Завершает комплекс построек бревенчатая ограда.

        Архитектурный комплекс Кижского погоста в 90–м году прошлого века, как уникальный объект природного и культурного наследия человечества, был занесен в список ЮНЕСКО. Все храмы, находящиеся на территории музея-заповедника «Кижи», входят в состав Спасо-Кижского Патриаршего подворья. 
      В 1993 году указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

 

 

 

 


Информация о работе Архитектурный комплекс в Кижах