Архитектурные стили средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 00:42, контрольная работа

Краткое описание

Культурно развитый, духовно богатый человек не утопает в мелочной суете повседневности, он способен сделать свою жизнь интересной, содержательной, освещенной идеалами гуманизма, добра и красоты. Он умеет понять других людей и другие культуры, отличается терпимостью и благожелательностью, общение с ним интересно и доставляет удовольствие. Он свободен в своих мыслях, взглядах и поступках. Его нельзя «оболванить»: он умеет критически оценить рекламу и пропаганду, капризы моды и навязчивые стандарты массовой культуры, дешевую демагогию самовлюбленных политиканов и «мнение толпы».

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………….3

2. Эстетика Средневековья…………………………………………………...4

3. Искусство Средневековья…………………………………………………7

4. Заключение………………………………………………………………..20

5. Список использованной литературы…………………………………...21

Файлы: 1 файл

Архитектурные стили средневековья.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

 

Так, Шартрский собор  был  построен за двадцать шесть  лет, собор в Реймсе еще  быстрее  —  между  1212  и  1233  гг. К   особенностям    готической архитектуры  относят базиличную форму. Готика перенимает у романского стиля базилику, но перерабатывает ее в деталях. Тяжеловесность романского собора сменяется предельной устремленностью вверх. Нормой становится крестообразный план, трехнефный или пятинефный корпус с малоразвитым трансептом (поперечным нефом) или совсем без трансепта, иногда башня на перекрещивании трансепта и центрального нефа.

 

Фасад собора делится  на ярусы:

 

1.  Три портала, соответствующие главным нефам.

 

2.  Галерея, тонкие, изящные колонки и килевидные арки подчеркивают устремленность вверх.

 

3. Роза — витраж над центральным порталом (особенность французских соборов).

 

4.   Галерея королей, арки.

 

5.   Ажурные башни, обычно четырехугольные, над западным фасадом.

 

Каждая сторона башни  сплошь закрыта окном. Для готического  стиля, как уже отмечалось, характерна стрельчатая (килевидная) арка (она приходит на смену полуциркульной). Но составляет сущность готики не она сама по себе, а ее роль. Стрельчатая арка встречается и в романском стиле. Но там она имела только декоративное значение, а в готике — конструктивное — для свода. Стрельчатый свод влечет за собой применение опорных арок (аркбутанов). Сущность готического зодчества состоит в соединении стрельчатого свода с целой системой подпорок. Свод, по сути, покоится на столбах. Стены не несут тяжести. Давление  бокового  свода  главного  нефа  (корабля)  переносится   на контрфорсы   при помощи перекинутых через боковые нефы опорных арок (аркбутанов). Контрфорсы увенчаны фиалами (башенками). У романского собора стены держат конструкцию, а у готического  каркас  архитектурных  деталей  и  конструкция  держат  весь  ансамбль5.

 

Рассмотренные  особенности  готической  архитектуры  позволяли  создать иллюзию оторванности от земли огромных, высоких соборов. Контраст размера здания и впечатление  парения над землей создавали  и создают по сей день невероятный эстетический эффект. Как здесь не вспомнить стихотворение О. Мандельштама о Соборе Парижской Богоматери. Оно как будто раскрывает все тонкости замысла зодчих эпохи готики: «Где римский судия судил чужой народ, Стоит базилика, и — радостный и первый — Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, — И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть. Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом дуб — и всюду царь — отвес! Но чем внимательней, твердыня, Я изучал твои чудовищные ребра — Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам».

 

Особенно выразительны и оригинальны окна готического  собора. Они состоят из разноцветных стекол — витражей. Витраж — один из видов живописи, успешно разрабатывавшийся  в период готики. Многие витражи  были даром ассоциаций ремесленников. Таким образом, ремесленники воздавали благодарность Богу за их благополучие и процветание. К тому же мастерам хотелось прославиться и увековечиться в храмовых памятниках. Если приведенное выше стихотворение О. Мандельштама раскрывало суть готической архитектуры, то стихотворение М. Волошина удивительно точно передает настроение, привносимое светом, льющимся через витражные окна

готического собора: «Гаснет  день. В соборе все поблекло. Дымный камень лиловат и сер. И цветами  отцветают стекла В глубине готических пещер... В них горит вечерний океан, В них призыв далекого набата, В них глухой, торжественный орган, В них душа стоцветая распята».

 

В целом, можно сказать, что готика — это уже рефлексия  над собственным религиозным  сознанием. Архитектурными памятниками готического искусства являются во Франции собор Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери) (XII-XIV вв.), собор в Шартре (XII-XIV вв.), собор в Реймсе (1211-1330); в Германии — собор в Кёльне (XIII-XIX вв.).6

 

Скульптура готическая — круглая, но фронтальная. Так же, как и в романском стиле, она выполняет подчиненную роль. В ней соблюдена мера идеального и реального. Наблюдается органичное слияние содержания и формы. Но Божество трактуется иначе. Готическое искусство носит более индивидуализированный характер образов (в сравнении с романским стилем). В образе Христа, например, начинают подчеркиваться черты прощения, доброты, личностности. Христос предстает не столько грозным судией, сколько мучеником за грехи людей. Достаточно часто художники этого периода обращаются к образу Богоматери. Примером может служить портал собора в Шартре. Дюби, осматривая Королевский портал западного фасада этого собора, подчеркивает, что, несмотря на прежние мотивы (видение Апокалипсиса: Господь вершит Последний Суд), картина Страшного суда лишена налета ирреальности. Господь представлен в узнаваемом человеческом облике. Кроме него там присутствуют свидетели его воплощения, ветхозаветные цари и царицы. И хотя их тела почти лишены движения, в лицах уже ощущается трепет жизни, они лишены холодной симметрии, они уже не их области абстракции, сцена Рождества с его персонажами и декорациями и вовсе полна жизни. Дюби пишет: «Готика XIII века уже не возвещает конец света как леденящую кровь катастрофу. То, что в тысячном году представлялось страшным катаклизмом, в эту эпоху князья церкви рисуют как радостное освобождение. Воскресшие на стенах собора в Реймсе, собора в Бурже восстают из могил подобно очнувшимся от освежающего сна — они сладко потягиваются, их движения неторопливы и безмятежны, а тела молоды, в полном расцвете сил и красоты, подобающей преображенной плоти. Они окликают, узнают и вновь находят друг друга, соединенные в совершенную общину, которой не будет конца»7.

 

Если  сравнивать романский  стиль и готический, то различия слишком разительны: один – торжественно-массивный, суровый, другой – величественно – легкий, светлый. Но если рассматривать строения переходного периода от одного стиля к другому, то видно, что готика берет свое начало из романских корней. Зарождение нового стиля  - готики – началось с архитектуры, и лишь потом он стал распространяться на скульптуру и живопись.

 

Для того чтобы понять, почему романский стиль уступил  место готике, необходимо иметь хотя бы общее представление о средневековых  городах. Основная масса городского населения представляла собой самые свободные и мятежные слои общества. Ремесленники уже не были чьими-то слугами, они объединялись в самостоятельные союзы, цеха. Во многих городах возникали университеты. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Все изобразительное убранства готических соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, задумывалось как своеобразная энциклопедия средневековых знаний, несомненно, подчиненных богословию.

В большинстве европейских  стран, лежащих к северу от Италии готический стиль господствовал долго. В XV в. в этих странах преобладал, можно сказать, позднеготический или проторенессансный стиль. Большой разницы нет, так как Возрождение, при всем своем безусловном новаторстве, было закономерной стадией средневековой культуры, в которую та перерастала органически.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

         В  основании  любой  культуры  лежит  некоторая  совокупность  идеалов и ценностей, ориентация на которые «задает» нормы жизни, поведения, деятельности людей. Рождаясь и воспитываясь в определенной социальной среде, человек усваивает принятые в ней культурно-ценностные ориентации. Его   стремления, мечты и поступки оказываются в значительной мере обусловленными ими. Предписанные ему культурой программы поведения, так или иначе определяют его жизненный  путь. Вместе с тем происходящие  в обществе преобразования, изменение условий жизни, расширение культурного диапазона личности и другие обстоятельства могут привести к существенным сдвигам в культурно-ценностных ориентациях человека.

 

         Так  в Средневековье  произошла   смена  культурных  стилей со  сменой  жизни  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.ст. «Готика»: Т. 14

 

2.  Европа в средние века. Дюби Ж. Смоленск, 1994.

 

3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. Под ред. проф. А.Н. Марковой, 2-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2000.

 

4. Вёрман К. Европейское искусство средних веков. (История искусства всех времён и народов, т. 2). - М.: АСТ; Спб.: Полигон, 2000.

 

5. Гнедич П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. - М.: Эксмо, 2002.

 

6.  Введение  в  историю  мировой культуры. Каган М.С. Кн. I – II. СПб., 2000 – 2001г.

8.  Эстетика. Чичина Е.А.  Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

9. www.cathedraledeparis.com (Официальный сайт Собора Парижской богоматери.)

1 См.  ст. «Готика»: Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 14

2 Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994. С. 114

3 Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994. С. 119

4 Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994. С. 119

5 Гнедич П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. - М.: Эксмо, 2002.

6 6. www.cathedraledeparis.com (Официальный сайт Собора Парижской богоматери.)

7 1.Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994. С. 123


Информация о работе Архитектурные стили средневековья