Архитектура Петербурга 18 в

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:46, доклад

Краткое описание

В знаменитом вступлении к «Медному всаднику», поэтическом гимне великому городу, созданном Пушкиным в 1833 году, воплотилось столь свойственное современникам поэта восторженное восприятие архитектурного облика Петербурга. С тем же восхищением стремились запечатлеть строгий, стройный вид города на Неве, изумительную гармонию его ансамблей художники тех лет - в многочисленных рисунках, литографиях, акварелях.

Файлы: 1 файл

архитектура петербурга.docx

— 25.09 Кб (Скачать)

В знаменитом вступлении к «Медному всаднику», поэтическом гимне великому городу, созданном Пушкиным в 1833 году, воплотилось столь свойственное современникам поэта восторженное восприятие архитектурного облика Петербурга. С тем же восхищением стремились запечатлеть строгий, стройный вид города на Неве, изумительную гармонию его ансамблей художники тех лет - в многочисленных рисунках, литографиях, акварелях. Петербург пушкинской поры предстает величественно-прекрасным, как некий идеал архитектурного совершенства, как зримое воплощение сложившихся в эпоху Просвещения представлений о целях и задачах архитектурно-градостроительной деятельности. Одним из главных выражений заботы об общественном благе в ту эпоху считалось создание целостной, эстетически организованной городской среды, подчиненной художественно-стилевым закономерностям господствовавшего тогда стиля - классицизма.

Классицизм, возникший в начале второй половины XVIII века, получил в  архитектуре России поистине блистательное  развитие. Величайшими мастерами  зодчества были петербургские архитекторы-классицисты: А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот, И.Е. Старов и Дж. Кваренги, А.Н. Воронихин  и Ж.Ф. Тома де Томон, А.Д. Захаров, К. И. Росси, В. П. Стасов и многие другие. Их творческий гений, помноженный на труд тысяч тысяч работных людей, превратил Петербург в один из красивейших городов мира.

Эстетика эпохи Просвещения утверждала, что «народ, у которого во всех зданиях видны благородная простота, изящный вкус и рассудительное согласие во всех частях, заставляет думать с почтением об его образе мыслей». Такая постановка проблемы предопределяла особую общественную значимость архитектуры в системе знатнейших художеств.

Правительство России, заботясь о престиже страны и «восприняв намерение привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние и придать оному такое великолепие, какое столичному городу пространственного государства прилично», выдвинуло в 1760-х годах обширную градостроительную программу. В этой программе предусматривалось все, «что украшение и великолепие города умножить может: наполнение середины его знатным строением, регулярство площадей, беспрерывное связывание улиц». Выполнение этой программы заняло несколько десятилетий. Итоги оказались весьма впечатляющими. В городе выросли десятки знатных строений: здания Академии художеств и Академии наук, Ассигнационного банка и Смольного института, Мраморный дворец, Таврический дворец, обширный Гостиный двор на Невском проспекте и Новая Голландия с ее монументальной аркой. Вдоль берега Невы, одетого в гранит, рядом с Зимним дворцом, встали здания Малого и Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра.

Невиданным в мировой практике размахом ансамблевого градостроительства была отмечена первая треть XIX века. В  Петербурге появились большие архитектурные  ансамбли, широко развернутые в пространстве и формирующие целостную архитектурно-художественную среду города. В первые годы XIX века началось создание ансамбля Стрелки  Васильевского острова (архитектор Тома де Томон при участии А. Д. Захарова), завершенное в 1830-х годах. По проекту А. Д. Захарова в 1806- 1823 годах  было капитально реконструировано Адмиралтейство: новый облик здания соответствовал окружившему его созвездию городских  площадей, получивших вскоре новое  архитектурное оформление. С возведением  в 1801 -1811 годах величественного Казанского собора, созданного архитектором А. Н. Воронихиным, главная магистраль Петербурга - Невский проспект - обогатилась  новой площадью, эффектно обрамленной  колоннадами.

Новый этап в градостроительном  развитии Петербурга начался после  того, как в 1816 году был учрежден Комитет для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в С.-Петербурге. В указе о его учреждении говорилось: «Взяв, с одной стороны, во внимание правильность, красоту и приличие каждого здания в применении к целому городу, а с другой - выгодное расположение, прочность и безопасность как собственно всякому строению принадлежащую, так и сосед-ственную... столицу сию вознести по части строительной до той степени красоты и совершенства, которые бы по всем отношениям, соответствуя достоинству ее, соединяли бы с тем вместе общую и частную пользу».

В Комитет строений и гидравлических работ вошли ведущие архитекторы и инженеры Петербурга: К. И. Росси, В. П. Стасов, А. А. Михайлов, А. А. Бетанкур, П. П. Базен и другие. Творческое содружество архитекторов и инженеров оказалось на редкость плодотворным. Комитет занимался регулированием застройки улиц и площадей, проектированием каналов и мостов, рассматривал проекты всех общественных и частных зданий, строившихся в Петербурге. По проектам членов Комитета было возведено большое количество разнообразных зданий и сооружений.

В период с конца 1810-х годов и  до середины 1830-х годов центр Петербурга обогатился великолепными ансамблями. В результате градостроительной  деятельности К. И. Росси законченный  облик приобрели Дворцовая и  Сенатская площади, были созданы  ансамбли Михайловской (ныне площадь  Искусств) и Александрийской (ныне площадь  Островского) площадей и примыкающих к ним улиц. Монументальные здания, построенные В. П. Стасовым, А. А. Михайловым, А. И. Мельниковым, О. Монферраном, Д. Адамини, П. Жако и многими другими архитекторами, преобразили облик улиц и площадей Петербурга. Протоки и каналы левобережной части невской дельты пересекли стройные чугунные и железные мосты.

Архитектура классицизма наполнена  высоким гражданственным пафосом. В могучем размахе площадей, в  мерном ритме торжественных колоннад, в сверкающих куполах и шпилях отобразились растущая мощь Российского  государства, тот патриотический подъем, который охватил страну, поднявшуюся  против нашествия наполеоновской армии. Архитектура была призвана выразить «признательность народному»> и служить «к возбуждению настоящих и будущих поколений к подобным подвигам». Эти слова выдающегося архитектора-классициста В. П. Стасова можно в полной мере отнести ко многим произведениям петербургской архитектуры первой трети XIX века.

Как и всякий другой архитектурный  стиль, классицизм характеризуется  определенной системой средств художественной выразительности, присущим ему языком архитектурных форм, специфическими композиционными приемами и мотивами архитектурного декора. В них нашла  отражение система идейно-эстетических воззрений эпохи: провозглашенный  рационалистической философией Просвещения культ разума, призывы к мудрой простоте и естественности. Постройки классицизма отличаются ясностью, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами построения архитектурной композиции были симметрия, акцентирование центра, гармоническое соподчинение частей и целого.

Рационалистические основы эстетики Просвещения во многом определяли характер и использование декоративных элементов  в архитектуре. Зодчие классицизма  выработали  целостную систему художественно-декоративных средств, но считали необходимым трактовать их так, чтобы они воспринимались как конструктивно и функционально необходимые элементы. «Украшение только того места, которое вид надобности имеет»,- писал архитектор Н.А. Львов. Русты, тяги, антаблементы, карнизы, наличники использовались архитекторами-классицистами так, что, являясь важными элементами архитектурной композиции фасада и придавая ему особую художественную законченность, в то же время «имели вид надобности», отражая в той или иной степени конструктивные особенности здания. Строгостью отбора декоративных средств достигалась та «величавая простота», которая стала одним из важнейших принципов художественной программы классицизма.

Художественные воззрения второй половины XVIII века и первых десятилетий XIX века были проникнуты восторженным отношением к искусству и архитектуре  античной эпохи. Увлечение античностью  сыграло очень важную роль в становлении  классицизма, в выработке его  идейно-художественной программы и  его стилистических закономерностей. Художники и скульпторы, архитекторы  и теоретики искусства тех  лет видели в античности целостную  систему этических и эстетических идеалов. Изучение и использование  античного художественного наследия, с его соответствующим переосмыслением  применительно к потребностям и  задачам своего времени, определило основные художественные особенности  классицизма.

Высокого совершенства достиг в  классицизме, особенно в первой трети XIX века, синтез архитектуры с монументальной скульптурой. Он позволил решить важные идеологические задачи - отобразить пафос  победы, одержанной в Отечественной  войне 1812 года.

Эстетика классицизма по-своему решала проблему взаимосвязи пользы и красоты в архитектуре, утверждая  необходимость их гармонического слияния. Представления тех лет о функциональной целесообразности, естественно, сильно отличались от того смысла, который  стал вкладываться в это понятие  позднее. Используя колоннады и портики, «имеющие вид надобности», архитекторы-классицисты решали прежде всего определенные художественно-образные задачи, стремились придать зданию торжественный, монументальный, героизированный облик. Вопрос о том, как эти колоннады скажутся на функциональных и эксплуатационных качествах постройки, был для архитектора-классициста относительно второстепенным. В этом заключалось одно из противоречий архитектуры классицизма. Однако тогда, в годы расцвета стиля, оно не ощущалось - во всяком случае, внимание на нем не акцентировалось, ибо главные заботы зодчих тогда лежали в иной сфере: художественная выразительность архитектурных образов была для них важнее, чем прямое соответствие формы и функции.

Взгляды русских зодчих начала XIX века на общественные задачи архитектуры  выразил архитектор К- И. Росси в  пояснительной записке к одному из своих проектов. Он призывал зодчих-современников доказать, что они восприняли «систему древних», и превзойти величием новых, возводимых в Петербурге архитектурных сооружений «все, что создали европейцы нашей эры». Исполнение этой патриотической программы и самим Росси, и его современниками превратило градостроительное ядро Петербурга в уникальную, целостную систему архитектурных ансамблей, не имеющую себе равных в истории мирового градостроительного искусства. 
Однако в конце первой трети XIX века система архитектурных воззрений эпохи господства классицизма начинает быстро меняться. В развитии классицизма наступает кризис. Его художественные идеалы, казавшиеся еще недавно незыблемыми, подвергаются сомнению, а затем начинают вызывать все более скептическое отношение. Отказываясь от композиционных приемов и декоративных мотивов, выработанных классицизмом, архитекторы начинают искать иные пути развития архитектуры. Начинается новый период в истории русского зодчества, в котором нашли отражение и изменения в социально-экономическом базисе и в общественной надстройке, и новые задачи, вставшие в связи с этим перед архитектурой, и новые идейно-художественные тенденции. Этот процесс отхода архитектуры от классицизма происходил в 30-40-х годах XIX века не только в России, но и во многих других странах - он приобрел поистине глобальный характер.

В первых десятилетиях XIX века архитекторы  порой декорировали фасады жилых  многоквартирных домов монументальными  портиками и лоджиями. Так был  решен, в частности, фасад четырехэтажного  дома Косиковского (современный адрес: улица Герцена, 14), построенного в 1814-1817 годах, возможно, по проекту В. П. Стасова. Многоколонная лоджия придает этому  зданию сходство с дворцом вельможи: между обликом здания и его  функцией многоквартирного жилого дома возникло определенное расхождение.

Еще явственнее подобное расхождение  в здании, сооруженном в саду Академии художеств архитектором А. А. Михайловым в 1819-1821 годах: в нем должны были разместиться рисовальный зал, баня и прачечная, но утилитарная функция здания была завуалирована монументальностью  фасада, декорированного мощным портиком греко-дорического ордера.

Колоннада в композиции здания Императорских  конюшен, построенного В. П. Стасовым в 1819-1823 годах, эффектно оформила его  закругленный западный корпус, однако она лишена функционального смысла и противоречит утилитарным требованиям, сильно затемняя окна (в то же время  другие фасады этого здания скомпонованы в соответствии с его функцией). Плоскость верхней части стен Адмиралтейства А. Д. Захаров использовал  для размещения длинных лепных фризов с изображениями атрибутов воинской славы, отказавшись от верхних оконных  проемов: при выборе между функцией и формой он отдал предпочтение форме. Характерно, что следующее поколение  зодчих - современники начавшегося  распада классицизма - разрешило это противоречие в пользу функции: в 1830-х годах захаровские фризы были уничтожены и на их месте пробили окна.

Таким образом, на архитектуру Санкт-Петербурга первой половины XIX века значительное влияние оказало знакомство с европейской архитектурой, а также победоносное завершение войны 1812 года. В это время творили ведущие архитекторы и инженеры Петербурга: К. И. Росси, В. П. Стасов, А. А. Михайлов, А. А. Бетанкур, П. П. Базен и другие. Благодаря им и преемственности многовекового российского и западноевропейского опыта градостроительства был сформирован уникальный архитектурный сплав, вызывающий неизменное восхищение горожан и гостей северной столицы.

 

Список литературы:

    1. Ягодынская, Н.В., Малышкин, С.А. Культурно-исторические центры России: учебное пособие. Серия: Высшее профессиональное образование./Н.В. Ягодынская, С.А. Малышкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.
    2. Зуев Г.И. Петербургская Коломна / Г.И.Зуев. – М, 2007.
    3. Энциклопедия Искусство, ч.2 Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17 – 20 веков/ Издательство АВАНТА+
    4. http://www.protown.ru/information/hide/4717.html - федеральный портал

Информация о работе Архитектура Петербурга 18 в