Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:46, доклад
В знаменитом вступлении к «Медному всаднику», поэтическом гимне великому городу, созданном Пушкиным в 1833 году, воплотилось столь свойственное современникам поэта восторженное восприятие архитектурного облика Петербурга. С тем же восхищением стремились запечатлеть строгий, стройный вид города на Неве, изумительную гармонию его ансамблей художники тех лет - в многочисленных рисунках, литографиях, акварелях.
В знаменитом вступлении к «Медному всаднику», поэтическом гимне великому городу, созданном Пушкиным в 1833 году, воплотилось столь свойственное современникам поэта восторженное восприятие архитектурного облика Петербурга. С тем же восхищением стремились запечатлеть строгий, стройный вид города на Неве, изумительную гармонию его ансамблей художники тех лет - в многочисленных рисунках, литографиях, акварелях. Петербург пушкинской поры предстает величественно-прекрасным, как некий идеал архитектурного совершенства, как зримое воплощение сложившихся в эпоху Просвещения представлений о целях и задачах архитектурно-градостроительной деятельности. Одним из главных выражений заботы об общественном благе в ту эпоху считалось создание целостной, эстетически организованной городской среды, подчиненной художественно-стилевым закономерностям господствовавшего тогда стиля - классицизма.
Классицизм, возникший в начале 
второй половины XVIII века, получил в 
архитектуре России поистине блистательное 
развитие. Величайшими мастерами 
зодчества были петербургские архитекторы-
Эстетика эпохи Просвещения утверждала, что «народ, у которого во всех зданиях видны благородная простота, изящный вкус и рассудительное согласие во всех частях, заставляет думать с почтением об его образе мыслей». Такая постановка проблемы предопределяла особую общественную значимость архитектуры в системе знатнейших художеств.
Правительство России, заботясь о престиже страны и «восприняв намерение привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние и придать оному такое великолепие, какое столичному городу пространственного государства прилично», выдвинуло в 1760-х годах обширную градостроительную программу. В этой программе предусматривалось все, «что украшение и великолепие города умножить может: наполнение середины его знатным строением, регулярство площадей, беспрерывное связывание улиц». Выполнение этой программы заняло несколько десятилетий. Итоги оказались весьма впечатляющими. В городе выросли десятки знатных строений: здания Академии художеств и Академии наук, Ассигнационного банка и Смольного института, Мраморный дворец, Таврический дворец, обширный Гостиный двор на Невском проспекте и Новая Голландия с ее монументальной аркой. Вдоль берега Невы, одетого в гранит, рядом с Зимним дворцом, встали здания Малого и Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра.
Невиданным в мировой практике 
размахом ансамблевого градостроительства 
была отмечена первая треть XIX века. В 
Петербурге появились большие 
Новый этап в градостроительном развитии Петербурга начался после того, как в 1816 году был учрежден Комитет для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в С.-Петербурге. В указе о его учреждении говорилось: «Взяв, с одной стороны, во внимание правильность, красоту и приличие каждого здания в применении к целому городу, а с другой - выгодное расположение, прочность и безопасность как собственно всякому строению принадлежащую, так и сосед-ственную... столицу сию вознести по части строительной до той степени красоты и совершенства, которые бы по всем отношениям, соответствуя достоинству ее, соединяли бы с тем вместе общую и частную пользу».
В Комитет строений и гидравлических работ вошли ведущие архитекторы и инженеры Петербурга: К. И. Росси, В. П. Стасов, А. А. Михайлов, А. А. Бетанкур, П. П. Базен и другие. Творческое содружество архитекторов и инженеров оказалось на редкость плодотворным. Комитет занимался регулированием застройки улиц и площадей, проектированием каналов и мостов, рассматривал проекты всех общественных и частных зданий, строившихся в Петербурге. По проектам членов Комитета было возведено большое количество разнообразных зданий и сооружений.
В период с конца 1810-х годов и до середины 1830-х годов центр Петербурга обогатился великолепными ансамблями. В результате градостроительной деятельности К. И. Росси законченный облик приобрели Дворцовая и Сенатская площади, были созданы ансамбли Михайловской (ныне площадь Искусств) и Александрийской (ныне площадь Островского) площадей и примыкающих к ним улиц. Монументальные здания, построенные В. П. Стасовым, А. А. Михайловым, А. И. Мельниковым, О. Монферраном, Д. Адамини, П. Жако и многими другими архитекторами, преобразили облик улиц и площадей Петербурга. Протоки и каналы левобережной части невской дельты пересекли стройные чугунные и железные мосты.
Архитектура классицизма наполнена 
высоким гражданственным 
Как и всякий другой архитектурный 
стиль, классицизм характеризуется 
определенной системой средств художественной 
выразительности, присущим ему языком 
архитектурных форм, специфическими 
композиционными приемами и мотивами 
архитектурного декора. В них нашла 
отражение система идейно-
Рационалистические основы эстетики Просвещения во многом определяли характер и использование декоративных элементов в архитектуре. Зодчие классицизма выработали целостную систему художественно-декоративных средств, но считали необходимым трактовать их так, чтобы они воспринимались как конструктивно и функционально необходимые элементы. «Украшение только того места, которое вид надобности имеет»,- писал архитектор Н.А. Львов. Русты, тяги, антаблементы, карнизы, наличники использовались архитекторами-классицистами так, что, являясь важными элементами архитектурной композиции фасада и придавая ему особую художественную законченность, в то же время «имели вид надобности», отражая в той или иной степени конструктивные особенности здания. Строгостью отбора декоративных средств достигалась та «величавая простота», которая стала одним из важнейших принципов художественной программы классицизма.
Художественные воззрения 
Высокого совершенства достиг в классицизме, особенно в первой трети XIX века, синтез архитектуры с монументальной скульптурой. Он позволил решить важные идеологические задачи - отобразить пафос победы, одержанной в Отечественной войне 1812 года.
Эстетика классицизма по-своему 
решала проблему взаимосвязи пользы 
и красоты в архитектуре, утверждая 
необходимость их гармонического слияния. 
Представления тех лет о 
Взгляды русских зодчих начала XIX века 
на общественные задачи архитектуры 
выразил архитектор К- И. Росси в 
пояснительной записке к одному 
из своих проектов. Он призывал зодчих-современников 
доказать, что они восприняли «систему 
древних», и превзойти величием новых, 
возводимых в Петербурге архитектурных 
сооружений «все, что создали европейцы 
нашей эры». Исполнение этой патриотической 
программы и самим Росси, и его современниками 
превратило градостроительное ядро Петербурга 
в уникальную, целостную систему архитектурных 
ансамблей, не имеющую себе равных в истории 
мирового градостроительного искусства. 
Однако в конце первой трети XIX века система 
архитектурных воззрений эпохи господства 
классицизма начинает быстро меняться. 
В развитии классицизма наступает кризис. 
Его художественные идеалы, казавшиеся 
еще недавно незыблемыми, подвергаются 
сомнению, а затем начинают вызывать все 
более скептическое отношение. Отказываясь 
от композиционных приемов и декоративных 
мотивов, выработанных классицизмом, архитекторы 
начинают искать иные пути развития архитектуры. 
Начинается новый период в истории русского 
зодчества, в котором нашли отражение 
и изменения в социально-экономическом 
базисе и в общественной надстройке, и 
новые задачи, вставшие в связи с этим 
перед архитектурой, и новые идейно-художественные 
тенденции. Этот процесс отхода архитектуры 
от классицизма происходил в 30-40-х годах 
XIX века не только в России, но и во многих 
других странах - он приобрел поистине 
глобальный характер.
В первых десятилетиях XIX века архитекторы 
порой декорировали фасады жилых 
многоквартирных домов 
Еще явственнее подобное расхождение 
в здании, сооруженном в саду Академии 
художеств архитектором А. А. Михайловым 
в 1819-1821 годах: в нем должны были разместиться 
рисовальный зал, баня и прачечная, 
но утилитарная функция здания была 
завуалирована 
Колоннада в композиции здания Императорских 
конюшен, построенного В. П. Стасовым в 
1819-1823 годах, эффектно оформила его 
закругленный западный корпус, однако 
она лишена функционального смысла 
и противоречит утилитарным требованиям, 
сильно затемняя окна (в то же время 
другие фасады этого здания скомпонованы 
в соответствии с его функцией). 
Плоскость верхней части стен 
Адмиралтейства А. Д. Захаров использовал 
для размещения длинных лепных фризов 
с изображениями атрибутов 
Таким образом, на архитектуру Санкт-Петербурга первой половины XIX века значительное влияние оказало знакомство с европейской архитектурой, а также победоносное завершение войны 1812 года. В это время творили ведущие архитекторы и инженеры Петербурга: К. И. Росси, В. П. Стасов, А. А. Михайлов, А. А. Бетанкур, П. П. Базен и другие. Благодаря им и преемственности многовекового российского и западноевропейского опыта градостроительства был сформирован уникальный архитектурный сплав, вызывающий неизменное восхищение горожан и гостей северной столицы.
 
Список литературы: