Арабо-исламская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:14, реферат

Краткое описание

Арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории мировой культуры. Рассвет этой культуры пришелся на начало VII века нашей эры в Аравии. Объединение культур различных народов, которые подверглись арабизации, возродило новую высокоразвитую культуру. Идеологической основой, которой стал ислам, а языком - арабский. Ислам возник на территории аравийского полуострова.

Оглавление

Глава I. Возникновение ислама…………….…………………………………….2
Родина ислама……………………………………………………………….2
Пророк Мухаммед и религиозный центр арабов……….……………….....2


Глава II. Основные формы мусульманской культу….…………………………..3

2.1 Коран…………………………………………………………………………3

2.2 Быт и нравы арабов.………………………………………………...…….....4

2.3 Культура ислама……………………………………………………………..5

Глава III. Есть ли будущее у ислама……………………………………………....6

Список использованной литературы……………………………………………...6

Файлы: 1 файл

арабо-исламская культура.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Содержание: 

Глава I.  Возникновение ислама…………….…………………………………….2

    1. Родина ислама……………………………………………………………….2
    2. Пророк Мухаммед и религиозный центр арабов……….……………….....2
 

Глава II. Основные формы мусульманской культу….…………………………..3

    2.1 Коран…………………………………………………………………………3

2.2 Быт и нравы  арабов.………………………………………………...…….....4

    2.3 Культура  ислама……………………………………………………………..5 

Глава III. Есть ли будущее у ислама……………………………………………....6 

Список использованной литературы……………………………………………...6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Арабо-мусульманская культура занимает  одно из важнейших мест в  истории мировой культуры. Рассвет  этой культуры пришелся на  начало VII века нашей эры в Аравии. Объединение культур различных народов, которые подверглись арабизации, возродило новую высокоразвитую культуру. Идеологической основой, которой стал ислам, а языком - арабский. Ислам возник на территории аравийского полуострова. Основная часть территории-степи, пустыни и полупустыни; лишь небольшая часть была пригодна для  занятия земледелием. Большинство населения полуострова составляли кочевники-бедуины, которые называли себя арабами, слово «араб» - означало «лихой наездник». Уже в первые века нашей эры летучие бедуинские отряды, верблюжьи и конные, превратились в грозную силу, с которой вынуждено было считаться оседлое городское население. Кочевники грабили караваны горожан, считая их имущество своей законной добычей. В их отношения к миру было больше сходства, чем различий, и жизненными ценностями как оседлых, так и бедуинов были активность, предприимчивость умение отказывать себе во всем.

      Мусульмане верили в единого  Бога-Аллаха, всемогущего и непостижимого  для человека. Для того чтобы  поведать правду о мире и  Боге, были выбраны специальные  люди-пророки, последним из которых был Мухаммед. Более ранние пророки были Адам, Ной, Авраам, Лот, Моисей, Давид, Соломон, Иисус Христос и т.д., чьи учения были, затем во многом искажены. Мухаммеда же считали религиозным и политическим вождем, а его учение считалось истинным, свод  истин он назвал Кораном («чтение вслух»)

   Мухаммед рано осиротел, и его  воспитывали дедушка, затем дядя-богатый  торговец. В молодости Мухаммед  был пастухом, в 25 лет стал работать  у 40-летней вдовы, матери нескольких  детей. Она организовывала караваны, которые отправлялись за товарами в другие земли. Они поженились - это был брак по любви, и у них родилось четверо дочерей. Всего у пророка было девять жен. Со временем Мухаммед стал больше интересоваться вопросами веры, чем торговли. Однажды во сне ему явился посланник Аллаха - ангел Джабраил, и объявил ему волю Аллаха: что Мухаммед должен проповедовать во имя его, господа. Со временем явления становились все чаще и в 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке. Но число его сторонников росло медленно. В 622 г. Мухаммед покидает Мекку и переселяется в другой город, который в будущем назовут Мединой. Жители этого города признали Мухаммеда своим пророком, и поддерживали в стремлении победить Мекку. Ожесточенная война закончилась полной победой Медины. В 630г он вернулся в Мекку, которая стала центром ислама. Тогда же сформировалось мусульманское теократическое государство - Арабский халифат, первым руководителем был сам Мухаммед. Его преемники на посту главы халифа провели целый ряд удачных завоевательных походов, которые способствовали значительному расширению халифа и распространению там ислама. Мухаммед умер в 632 г. и был похоронен в Медине, его могила – важнейшая святыня ислама. Уже к VIII веку арабы подчинили Палестину, Сирию, Египет, Иран, Ирак, часть территории Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Испании.

Согласно  учению ислама, мир был создан за шесть дней: Аллах сказал: «Будь», и появились небеса и небо. Человек  был сотворен Аллахом из земли: вылепив  оболочку человека из глины, Аллах вдохнул в человека «свой дух» - жизнь. Таким образом, человек состоит из двух сущностей – телесной и духовной. Первая женщина появилась  из ребра Адама: во время его сна - «сладкой дремоты». Ангел по воле Бога  достал ребро  и произвел на свет Еву (Хаву)- «приятного товарища», чтобы Адам не скучал. Ислам проповедует, что счастливый период в истории человечества прошел, это время когда Адам и Ева жили в раю, не зная голода и не стыдясь своей наготы. После изгнания из рая, сколько бы человек не старался, вряд ли он создаст что-то хорошее и будет счастлив. Согласно учению, жизнь в здешнем мире «обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие». Человек не должен забывать о своей душе, о том, что ждет его после суда божьего. Мусульмане верят, что после смерти человека ждет божественное возмездие -всеобщий божий суд. Посмертная участь человека будет зависеть от того, как он вел себя при жизни, от хороших и плохих поступков, которые он совершал. Мусульмане говорят, что судьба человека и его смертный час заранее записаны в Книге Судеб. Судьба для них это определенная участь, непреодолимый и неизменяемый ход времени.

Основные  положения ислама изложены в главной  священной книге мусульман - Коране. Его основу составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и в Мекке, записанные его помощниками. Ученики Мухаммеда также выучивали их наизусть и декламировали наподобие старинной арабской поэзии. Коран написан рифмованной прозой и ритмическими предложениями; арабисты считают рифму изысканной, а ритм – четким. Все изречения, которые адресованы от Аллаха, являются откровениями, все прочие относятся к числу преданий. Полный текст Корана был собран уже после  смерти Мухаммеда. В середине века было немало людей, которые знали Коран наизусть. Коран было запрещено переводить на другие языки, именно на его основе было основано учение арабскому языку.

   В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назидательных рассказов  и притчей, содержатся и обрядовые, и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими предписаниями и строились семейные, правовые и др. отношения. Свод норм морали, права, культурных и прочих установок, регламентирующих всю общественную и личную жизнь мусульман называют шариат. На его базе была разработана оценочная шкала для всех поступков верующих. К обязательным поступкам были отнесены те, невыполнение которых наказывалось при жизни и после смерти: чтение молитв, соблюдение поста, различных ритуалов ислама. В число желательных поступков входили дополнительные молитвы и посты, благотворительность. Безразличные поступки - сон, еда. К запрещенным поступкам относились те, которые наказывались при жизни и после смерти: запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, колдовать. Брак рассматривался как важнейшее событие в жизни мужчины и женщины. Идеальным считался союз двоюродного брата и сестры. Число законных жен было ограничено четырьмя. Мужчина признавался абсолютным лидером, счет родства велся строго по отцовской линии. Божье благословение, как полагали на Арабском Востоке, лежало именно на сыновьях, и поэтому только после рождения сына человек  считался полноценным.

        Одной из характерных черт средневековой арабской культуры является исключительная любовь к книге. В арабо-мусульманском мире утвердился высокий престиж грамоты и книги, что создавало благоприятную атмосферу для сочинения, переписки и распространения книг. Изобразительное искусство как средство выражения религиозных идей было исключено из сферы арабской культуры. Силу своего воздействия новая религия основывала на слове. Поэтому главными святынями в ней стали не иконы и статуи, а старинные рукописи. Особым почетом в арабском мире пользовалось искусство каллиграфии, ставшее языком не только религии, но и поэзии, философии, науки. Зодчие порой покрывали стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью наряду со стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами. Достигнув необычайной изощренности, каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента. В его разработки мастера достигли изумляющей виртуозности, создав бесчисленное множество композиций, основанных на точном математическом расчете и вместе с тем одухотворенных огромной силой художественной фантазии. Мусульманское искусство воспроизводило предметы в соответствии с их природой-самой по себе прекрасной, поскольку она сотворена Богом. В странах ислама нужно было изображать все буквами  и знаками, так получил распространение геометрический орнамент. Например, слово «Аллах» обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые изображали буквы этого слова. Пронизанный символизмом, орнамент в средневековом  мусульманском обществе «читался» как открытая книга. В арабском мире очень ценилось искусство книжной миниатюры. Поскольку в запретах Корана миниатюра не упоминалась, то на страницах каллиграфических рукописей мы видим   изумительно выполненные изображения эпических героев, пиров, батальные сцены. В своем развитии миниатюра прошла различные этапы, каждый из которых обладал самостоятельной ценностью, особенностями поэтического образного строя. Главные центры этого искусства находились в Сирии, Иране, отчасти в Египте, Испании и северной Африке. Миниатюра отличается повышенной декоративностью. На плоскости листа фигуры и предметы расположены

подобно красочному узору, создавая своеобразную «ковровую» композицию. В сюжетах  некоторых миниатюр сказывались  мистические тенденции ислама.

  В  наследии мусульманской культуры важное место занимали произведения прикладного искусства и художественных ремесел. Было налажено производство керамики, оружия, изделий из металла и стекла, ткани. Среди произведений искусства народов арабского Востока в первую очередь следует назвать превосходные ковры и ковровые изделия. В их декоре преобладают геометрические орнаменты, растительные узоры и надписи. Особой популярностью пользовались персидские ковры, для изготовления которых  требовался труд множества людей в течение долгих месяцев. Ковры ткали практически во всех областях арабского мира, но самыми лучшими и дорогостоящими были ковры, созданные в придворных мастерских иранских шахов. Их ткали из лучших сортов овечьей, иногда верблюжьей шерсти, а самые дорогие из шелка. При изготовлении применялись только натуральные красители - кожура грецкого ореха, гранат, кашениль, индиго.  Стремление к отражению красоты и гармонии мира присуще и великолепной архитектуре арабского Востока. Огромной образной силой пропитаны как культовые (мечеть, минарет, медресе), так и светские сооружения-караван-сараи и крытые рынки, дворцы правителей и знати, укрепленные цитадели, городские стены с башнями  и воротами, величественные мосты. Основное культовое здание мечеть-место для молитвы  (рис.1). 

Считается, что прототипом мечети послужил дом Мухаммеда в Медине. Огороженный двор, которого имел с южной стороны навес, укрепленный на пальмовых стволах. Основным элементом композиции выступает двор, окруженный аркадой на колоннах или столбах. Своеобразный облик мечети сложился к концу VIII в., когда к ней начали пристраивать минарет-башню, с которой возглашают призыв на молитву. Внутри мечети в одной из стен делают михраб-нишу, обозначающую направление в сторону Мекки. Стоять перед минаретом все равно что стоять перед лицом Бога. По приданию, михраб должен напоминать жемчужину, т.к. именно её Бог сотворил первой.  Некоторые михрабы были пышно украшены инкрустациями из драгоценных камней. Справа от михраба должен стоять минбар – кафедра для проповедника. Мечеть является не только молитвенным, но и общественным зданием со

многими функциями. В них хранили казну, важнейшие документы, объявляли  указы, вели судебные разбирательства. До X-XI вв. в мечетях преподавали разные религиозные дисциплины. Для пребывания в мечети молящийся должен быть опрятно одет и скромно себя вести. При входе нужно обязательно снимать обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части, либо в особых изолированных галереях мечети. В архитектуре мечети воплощен космос мусульманина. Верхняя точка купола символизирует Единосущего; пространство купола –Дух; само четырехугольное здание-символ земного бытия. Часто в мечетях можно встретить надписи над дверями, например: «Да будет вечно открыта счастью дверь». Надпись как бы повествует о входе в иное пространство, лежащее вне пределов здания. Призыв к молитве у мусульман несколько отличается от христианского, раздается пение муэдзина. Поднявшись на галерею минарета, он поворачивается в сторону Мекки, держась за мочки ушей большим и указательным пальцами, нараспев читает Азан (молитвенный призыв): «Аллах велик. Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха( дважды). Идите на молитву. Ищите спасения» (Рис.2). 
 

Одним из лучших памятников мусульманской  архитектуры стал дворцовый ансамбль в эмирате Гранда - Альгамбра (от араб. Аль-Хамра-«Красная»). Сами дворцовые постройки составляют небольшую часть комплекса, который включал дворцы, крепость, мечети, жилые дома, бани, склады, кладбища и сады. Сохранилось много мавзолеев, построенных над могилами особо почитаемых лиц и увенчанных куполом. Среди них- мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, построенный в начале XV в. В его архитектуре доминирует огромный ребристый купол, нависающий над высоким цилиндрическим барабаном. Нижняя часть здания представляет собой восьмигранник. Купол покрыт узорами из голубых и синих изразцов, не хуже украшен и барабан. При всем совершенстве архитектуре не хватало пластических жанров искусства. Их место заняла поэзия. Особая композиционная форма арабской поэзии – касыда -послужила основой для создания целой системы

поэтических форм в исламских странах. Она  сложилась во второй половине VIII в. И представляла собой небольшую поэму в 15-200 строк-бейтов. Очень популярна была у арабов любовная лирика, гимн любви и страсти, свободный от всяких религиозных пут. Затем в мусульманстве появилось новое течение-суфизм. Свое учение суфии излагали не только в специальных трактатах, но и в поэтической форме. Это учение связано с яркой символикой, метафоричностью, которыми увлекались многие поэты. Именно в этом взаимопроникновении земного и мистического – секрет особого обаяния лучших образцов суфийской лирики, среди которых знаменитые рубаи Омара Хайяы. К концу IX в., помимо поэзии и научных трактатов, появилась проза. Именно тогда из устного народного творчества родились знаменитые новеллы «Тысяча и одна ночи».  

              Поскольку святилище в Мекке  имело общеарабское значение, Пророк  Мухаммед решился на компромисс  и объявил его священным для  мусульман. Разрозненным арабским  племенам жизненно необходимо  было объединиться перед лицом постоянной военной угрозы со стороны великих держав раннего средневековья – Византии и Ирана при династии Сасанидов. Веря в грядущее торжество своей пророческой миссии не только в Аравии, но и за её пределами, Мухаммед начал подготовку военного похода на север, за Иордан, где незадолго до этого отряд мусульман потерпел поражение от местных арабов-христиан, союзников Византии. 26 мая 632г., через два дня после приказа о выступлении, Мухаммеду стало плохо, начались головные боли, лихорадка. Он не позволял себя лечить. На некоторое время здоровье его улучшилось, и 8 июня он даже вышел к молитве, произнес короткую речь. Но в тот же день умер на руках у жены Айши. Общину возглавил тесть Пророка, отец его любимой жены Айши - Абу Бакра. Вместе с другими соратниками он предпринял ряд удачных военных походов, в результате которых образовалось сильное мусульманское государство, а военная мощь объединенных арабских племен была немедленно направлена на внешние завоевания. Умирая, Абу Бакра передал власть другому тестю(634-664гг.), к этому времени ислам распространился практически на всем Аравийском полуострове. Уже через несколько десятилетий территория халифа охватила всю Северную Африку, Испанию, Египет, Ближний Восток, Иран до границы с Индией и Среднюю Азию. Сегодня ислам исповедуют около 1,5 млрд. человек во всем мире.

Информация о работе Арабо-исламская культура