Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:14, реферат
Арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории мировой культуры. Рассвет этой культуры пришелся на начало VII века нашей эры в Аравии. Объединение культур различных народов, которые подверглись арабизации, возродило новую высокоразвитую культуру. Идеологической основой, которой стал ислам, а языком - арабский. Ислам возник на территории аравийского полуострова.
Глава I. Возникновение ислама…………….…………………………………….2
Родина ислама……………………………………………………………….2
Пророк Мухаммед и религиозный центр арабов……….……………….....2
Глава II. Основные формы мусульманской культу….…………………………..3
2.1 Коран…………………………………………………………………………3
2.2 Быт и нравы арабов.………………………………………………...…….....4
2.3 Культура ислама……………………………………………………………..5
Глава III. Есть ли будущее у ислама……………………………………………....6
Список использованной литературы……………………………………………...6
Содержание:
Глава I. Возникновение ислама…………….…………………………………….2
Глава II. Основные формы мусульманской культу….…………………………..3
2.1 Коран…………………………………………………………………
2.2 Быт и нравы
арабов.………………………………………………...……
2.3 Культура
ислама…………………………………………………………….
Глава III. Есть ли
будущее у ислама……………………………………………....6
Список использованной
литературы……………………………………………...
Арабо-мусульманская культура
Мусульмане верили в единого
Бога-Аллаха, всемогущего и непостижимого
для человека. Для того чтобы
поведать правду о мире и
Боге, были выбраны специальные
люди-пророки, последним из
Мухаммед рано осиротел, и его
воспитывали дедушка, затем
Согласно учению ислама, мир был создан за шесть дней: Аллах сказал: «Будь», и появились небеса и небо. Человек был сотворен Аллахом из земли: вылепив оболочку человека из глины, Аллах вдохнул в человека «свой дух» - жизнь. Таким образом, человек состоит из двух сущностей – телесной и духовной. Первая женщина появилась из ребра Адама: во время его сна - «сладкой дремоты». Ангел по воле Бога достал ребро и произвел на свет Еву (Хаву)- «приятного товарища», чтобы Адам не скучал. Ислам проповедует, что счастливый период в истории человечества прошел, это время когда Адам и Ева жили в раю, не зная голода и не стыдясь своей наготы. После изгнания из рая, сколько бы человек не старался, вряд ли он создаст что-то хорошее и будет счастлив. Согласно учению, жизнь в здешнем мире «обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие». Человек не должен забывать о своей душе, о том, что ждет его после суда божьего. Мусульмане верят, что после смерти человека ждет божественное возмездие -всеобщий божий суд. Посмертная участь человека будет зависеть от того, как он вел себя при жизни, от хороших и плохих поступков, которые он совершал. Мусульмане говорят, что судьба человека и его смертный час заранее записаны в Книге Судеб. Судьба для них это определенная участь, непреодолимый и неизменяемый ход времени.
Основные
положения ислама изложены в главной
священной книге мусульман - Коране.
Его основу составляют заповеди, проповеди,
обрядовые и юридические
В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назидательных рассказов и притчей, содержатся и обрядовые, и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими предписаниями и строились семейные, правовые и др. отношения. Свод норм морали, права, культурных и прочих установок, регламентирующих всю общественную и личную жизнь мусульман называют шариат. На его базе была разработана оценочная шкала для всех поступков верующих. К обязательным поступкам были отнесены те, невыполнение которых наказывалось при жизни и после смерти: чтение молитв, соблюдение поста, различных ритуалов ислама. В число желательных поступков входили дополнительные молитвы и посты, благотворительность. Безразличные поступки - сон, еда. К запрещенным поступкам относились те, которые наказывались при жизни и после смерти: запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, колдовать. Брак рассматривался как важнейшее событие в жизни мужчины и женщины. Идеальным считался союз двоюродного брата и сестры. Число законных жен было ограничено четырьмя. Мужчина признавался абсолютным лидером, счет родства велся строго по отцовской линии. Божье благословение, как полагали на Арабском Востоке, лежало именно на сыновьях, и поэтому только после рождения сына человек считался полноценным.
Одной из характерных черт средневековой арабской культуры является исключительная любовь к книге. В арабо-мусульманском мире утвердился высокий престиж грамоты и книги, что создавало благоприятную атмосферу для сочинения, переписки и распространения книг. Изобразительное искусство как средство выражения религиозных идей было исключено из сферы арабской культуры. Силу своего воздействия новая религия основывала на слове. Поэтому главными святынями в ней стали не иконы и статуи, а старинные рукописи. Особым почетом в арабском мире пользовалось искусство каллиграфии, ставшее языком не только религии, но и поэзии, философии, науки. Зодчие порой покрывали стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью наряду со стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами. Достигнув необычайной изощренности, каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента. В его разработки мастера достигли изумляющей виртуозности, создав бесчисленное множество композиций, основанных на точном математическом расчете и вместе с тем одухотворенных огромной силой художественной фантазии. Мусульманское искусство воспроизводило предметы в соответствии с их природой-самой по себе прекрасной, поскольку она сотворена Богом. В странах ислама нужно было изображать все буквами и знаками, так получил распространение геометрический орнамент. Например, слово «Аллах» обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые изображали буквы этого слова. Пронизанный символизмом, орнамент в средневековом мусульманском обществе «читался» как открытая книга. В арабском мире очень ценилось искусство книжной миниатюры. Поскольку в запретах Корана миниатюра не упоминалась, то на страницах каллиграфических рукописей мы видим изумительно выполненные изображения эпических героев, пиров, батальные сцены. В своем развитии миниатюра прошла различные этапы, каждый из которых обладал самостоятельной ценностью, особенностями поэтического образного строя. Главные центры этого искусства находились в Сирии, Иране, отчасти в Египте, Испании и северной Африке. Миниатюра отличается повышенной декоративностью. На плоскости листа фигуры и предметы расположены
подобно красочному узору, создавая своеобразную «ковровую» композицию. В сюжетах некоторых миниатюр сказывались мистические тенденции ислама.
В
наследии мусульманской
Считается, что прототипом мечети послужил дом Мухаммеда в Медине. Огороженный двор, которого имел с южной стороны навес, укрепленный на пальмовых стволах. Основным элементом композиции выступает двор, окруженный аркадой на колоннах или столбах. Своеобразный облик мечети сложился к концу VIII в., когда к ней начали пристраивать минарет-башню, с которой возглашают призыв на молитву. Внутри мечети в одной из стен делают михраб-нишу, обозначающую направление в сторону Мекки. Стоять перед минаретом все равно что стоять перед лицом Бога. По приданию, михраб должен напоминать жемчужину, т.к. именно её Бог сотворил первой. Некоторые михрабы были пышно украшены инкрустациями из драгоценных камней. Справа от михраба должен стоять минбар – кафедра для проповедника. Мечеть является не только молитвенным, но и общественным зданием со
многими
функциями. В них хранили казну,
важнейшие документы, объявляли
указы, вели судебные разбирательства.
До X-XI вв. в мечетях преподавали разные
религиозные дисциплины. Для пребывания
в мечети молящийся должен быть опрятно
одет и скромно себя вести. При входе нужно
обязательно снимать обувь. Женщины молятся
либо в отгороженной занавесом части,
либо в особых изолированных галереях
мечети. В архитектуре мечети воплощен
космос мусульманина. Верхняя точка купола
символизирует Единосущего; пространство
купола –Дух; само четырехугольное здание-символ
земного бытия. Часто в мечетях можно встретить
надписи над дверями, например: «Да будет
вечно открыта счастью дверь». Надпись
как бы повествует о входе в иное пространство,
лежащее вне пределов здания. Призыв к
молитве у мусульман несколько отличается
от христианского, раздается пение муэдзина.
Поднявшись на галерею минарета, он поворачивается
в сторону Мекки, держась за мочки ушей
большим и указательным пальцами, нараспев
читает Азан (молитвенный призыв): «Аллах
велик. Свидетельствую, что нет Бога, кроме
Аллаха( дважды). Идите на молитву. Ищите
спасения» (Рис.2).
Одним из лучших памятников мусульманской архитектуры стал дворцовый ансамбль в эмирате Гранда - Альгамбра (от араб. Аль-Хамра-«Красная»). Сами дворцовые постройки составляют небольшую часть комплекса, который включал дворцы, крепость, мечети, жилые дома, бани, склады, кладбища и сады. Сохранилось много мавзолеев, построенных над могилами особо почитаемых лиц и увенчанных куполом. Среди них- мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, построенный в начале XV в. В его архитектуре доминирует огромный ребристый купол, нависающий над высоким цилиндрическим барабаном. Нижняя часть здания представляет собой восьмигранник. Купол покрыт узорами из голубых и синих изразцов, не хуже украшен и барабан. При всем совершенстве архитектуре не хватало пластических жанров искусства. Их место заняла поэзия. Особая композиционная форма арабской поэзии – касыда -послужила основой для создания целой системы
поэтических форм в исламских странах. Она сложилась во второй половине VIII в. И представляла собой небольшую поэму в 15-200 строк-бейтов. Очень популярна была у арабов любовная лирика, гимн любви и страсти, свободный от всяких религиозных пут. Затем в мусульманстве появилось новое течение-суфизм. Свое учение суфии излагали не только в специальных трактатах, но и в поэтической форме. Это учение связано с яркой символикой, метафоричностью, которыми увлекались многие поэты. Именно в этом взаимопроникновении земного и мистического – секрет особого обаяния лучших образцов суфийской лирики, среди которых знаменитые рубаи Омара Хайяы. К концу IX в., помимо поэзии и научных трактатов, появилась проза. Именно тогда из устного народного творчества родились знаменитые новеллы «Тысяча и одна ночи».
Поскольку святилище в Мекке
имело общеарабское значение, Пророк
Мухаммед решился на