Амьенский собор

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:57, доклад

Краткое описание

Амьен — главный город Пикардии, исторической области на северо-западе Франции, расположенный на реке Сомма. В центре города возвышается огромный собор — самая большая готическая постройка во Франции.
Строительство собора в Амьене началось почти одновременно со строительством Реймского собора. В 1218 году пожаром, вызванным ударом молнии, был уничтожен существовавший здесь собор романской архитектуры. А первый камень в основание нового храма был заложен в 1220 году при епископе Арну де ля Пьере Строителями Амьенского собора были Робер де Люзарш, а затем Тома де Кормон и его сын Рено де Кормон. За основу строители приняли собор в Шартре, несколько видоизменив проект. Камень для постройки храма, твердый песчаник сероватого цвета, доставляли из каменоломен в окрестностях Амьена.

Файлы: 1 файл

Собор в Амьене был построен на месте сожженного молнией в 1218 году старого здания.docx

— 21.36 Кб (Скачать)

 

Амьенский собор

Амьен — главный город Пикардии, исторической области на северо-западе Франции, расположенный на реке Сомма. В центре города возвышается огромный собор — самая большая готическая постройка во Франции.

Строительство собора в Амьене началось почти одновременно со строительством Реймского собора. В 1218 году пожаром, вызванным ударом молнии, был уничтожен существовавший здесь собор романской архитектуры. А первый камень в основание нового храма был заложен в 1220 году при епископе Арну де ля Пьере Строителями Амьенского собора были Робер де Люзарш, а затем Тома де Кормон и его сын Рено де Кормон. За основу строители приняли собор в Шартре, несколько видоизменив проект. Камень для постройки храма, твердый песчаник сероватого цвета, доставляли из каменоломен в окрестностях Амьена.

Строительство Амьенского собора было в основном завершено к 1288 году, но достройки продолжались и в XIV веке..

Амьенский собор впечатляет своими размерами. Его длина — 145 м, максимальная ширина — 59 м, высота сводов центрального нефа достигает 42,5 м, ширина центрального нефа — 14,5 м, общая площадь здания составляет 7800 кв. м. После завершения строительства собор мог вмещать в себя все население Амьена, составлявшее тогда около 10 тыс. человек.

Фасад Амьенского собора отличается редкостным слиянием архитектуры и скульптуры. Исследователи считают, что работами руководил строитель, который был выдающимся скульптором и возглавлял большую артель мастеров-каменотесов. Ему удалось подчинить единому замыслу всех участников работ.

Издали Амьенский собор напоминает драгоценный ларец. Скульптура, рельефы, резной орнамент покрывают его фасады. Главный, западный, фасад отличается особым богатством убранства. Три пышно украшенных портала обозначают первый ярус здания. В центре фасада, над главными вратами, расположена статуя Христа, попирающего льва и химеру — символы смерти. Входы в собор обрамляют фигуры апостолов и святых, а наличники — сидящие фигуры химер. Второй и третий ярус украшен нарядными аркадами — их называют «ажурной галереей», на четвертом находится традиционная «Галерея Королей».

Скульптурные украшения трех порталов собора посвящены трем сюжетам: теме Страшного суда, Деве Марии и местночтимому святому — первому епископу города Фирмену, после канонизации ставшему покровителем Амьена. Статуи, украшающие центральный фасад, выполнены в 1224—1230 годах. Украшением южного фасада Амьенского собора является знаменитая скульптура «Золотая Мадонна», относящаяся к середине XIII века. Некогда она была позолочена, за что и получила свое название. Эта великолепная статуя послужила в последующем образцом для многих скульпторов Франции и Европы.

После прихотливого резного убранства  фасадов внутри собора ожидаешь увидеть  нечто необыкновенное. Но стены храма  почти лишены убранства — их опоясывает только рельефная гирлянда. Внутреннее пространство храма разделено широким  трансептом. Уходящая вглубь стройная, легкая колоннада высотой 18 м создает  в храме впечатление простора, свободного пространства, пронизанного воздухом и светом. Во многом это  ощущение достигается за счет больших  размеров здания, но еще больше —  за счет отсутствия традиционных витражей. Один из французских историков искусства  даже сказал, что «в Амьенском соборе не жалеешь о том, что он утратил все свои витражи, ибо глаз беспрепятственно скользит по освещенной поверхности камня, любуясь красотой линий». Свои витражи Амьенский собор утратил полностью: в XVIII веке революционные граждане, вдохновленные лозунгом Вольтера «Убей гадину!», переколотили их камнями. Хорошо еще, что части влиятельных горожан Амьена удалось остановить погром. Благодаря этому собору был нанесен минимальный ущерб в сравнении с тем, что натворили поборники равенства и братства в соборе Парижской Богоматери.

В годы Первой мировой войны Амьенский собор оказался в непосредственной близости от линии фронта. Несколько раз в него попадали шальные и прицельно выпущенные снаряды. Однако благодаря тому, что горожане обложили фасады собора мешками с песком, серьезных разрушений удалось избежать.

Амьенский собор оказал большое влияние на зодчих, возводивших в последующие времена готические постройки в других областях Франции.

Культурные критерии[править | править исходный текст]

  • (i) Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения.
  • (ii) Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определённом культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Амьенский собор