Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:53, реферат
Одежда адыгов, особенно женская, богато украшалась орнаментами, золотым и серебряным шитьем, басонными изделиями — позументами, тесьмой, галунами и серебряными изделиями.
Шитьем мужской и женской одежды занимались все женщины с раннего возраста.
Анализ истории развития одежды адыгейского народа показывает устойчивость самобытной формы покроя и шитья одежды. В данной работе показаны формы одежды XIX— XX веков.
Адыгейский национальный костюм.
Одежда адыгов, особенно женская, богато украшалась орнаментами, золотым и серебряным шитьем, басонными изделиями — позументами, тесьмой, галунами и серебряными изделиями.
Шитьем мужской и женской одежды занимались все женщины с раннего возраста.
Анализ истории развития одежды адыгейского народа показывает устойчивость самобытной формы покроя и шитья одежды. В данной работе показаны формы одежды XIX— XX веков.
Одежда женщины и девушки украшалась богато и имела дорогой и нарядный вид. Будничные верхний платья были более скромными и простыми по убранству и покрою. Четырех - шестиклинная юбка гладкая или в складочку, смотря по качеству материала, пришивалась к кофточке, которая шилась по фигуре, рукава делались длинные и прямые с узким обшлагом.
Подол и обшлаг обшивались узким узорным шнуром. Более богатые женщины обшлага рукавов и подол платья украшали еще золотым шитьем и позументами.
«Цый»—так называемая в народе черкеска. Обычно черкешенки сами изготовляли из шерсти материал для шитья «цыя». Покрой «цыя» отличается от «сая» лишь тем, что в черкеске рукава длинные и широкие, имеется вырез на груди и полы короче. На груди слева и справа пришиваются гнезда для газырей. Подкладку подставляют только в верхнюю часть «цыя», до талии. Края украшают узорными шнурами и пуговицами из круглых шнуров, в виде орнаментальных узлов, так называемых «кIыIун», «кIыIушъхь».
Кафтан (бешмет) шьют из тонкого материала. Цвет кафтана должен соответствовать цвету «цыя», так как он одевается под «цый». Форма покроя такая же как и у «цыя», только грудь закрытая, воротник высокий, стоячий и длина кафтана выше колен. Рукава узкие с застежками.
Украшением кафтана служит обшивка гладким сутажом или шнуром краев воротника, обшлагов и боков до пояса.
Бурка и башлык у адыгов служили для защиты от дождя и холода и изготовлялись руками, самих мастериц-адыгеек. Мастерицы золотого шитья и басонных изделий не жалели сил и времени для украшения бурки и башлыка вышивкой, сутажом, бахромой та прутиков, аппликацией воротника и т. д.
Адыгейский национальный костюм состоит из комплекса различных элементов и несет в себе характерные, наиболее общие черты силуэта, кроя одежды северокавказских народов. Это объяснялось схожестью природно-климатических условий, хозяйственно-бытового уклада, военизированного образа жизни, рода занятий. Удобный в быту и в походной жизни, костюм кавказских народов еще в начале XIX века привлекал внимание российского казачества. Введение форменного казачьего костюма в 40-е годы XIX века, внешне сходного с костюмом кавказских горцев, обеспечило его популярность. На Северном Кавказе, особенно на Тереке и Кубани, казачий костюм, отдельные его элементы (черкеску, бешмет, кубанку, кинжал, ремень) стремилось перенять и население, не принадлежавшее казачьему сословию.
Для праздников и будней не было различий в крое и назначении отдельных элементов костюма горцев. Цветовая же гамма имела определенное значение.
Праздничный костюм адыгейцев отличался отбудничного светлыми тонами, яркостью отделки, качеством ткани, хотя крой его и силуэт остаются традиционными. Старинный адыгейский костюм богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок и т. п.
Женский адыгейский костюм состоит из комплекса элементов национальной одежды: верхнее платье—сае, нижнее платье—джанэ, короткий кафтанчик— кIэкIы, шапочка — паIо, к которой прикреплен шарф — шъхьатехъу, пояс — бгырыпх надевается поверх платья, на ногах чувяки — цокъэхъурай. Сае шьется из тканей, предназначенных для верхней женской одежды — парчи, бархата. Летнее или праздничное — из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными разрезами впереди. Лиф платья плотно облегает фигуру и застегивается на талии 2—3 крючками. Угольный вырез на груди обшивается золотым сутажем или галуном. Юбка платья - длинная, до пола, клешеная (6-8 клиньев). Полы и низ платья вышиты золотыми или серебряными нитками. Длинные рукава платья имеют умеренную ширину, они почти обтягивают руку до запястья, а у кисти застегиваются на 3-4 крючка. К рукаву, выше локтя; пришивается нарукавник, расшитый узорами адыгейского национального орнамента в тон вышивки платья. Праздничное верхнее женское платье имеет еще элемент украшения — «фонарик». К рукаву от запястья кругом пришивается кружево или прозрачная набивная ткань, длиной 15 см ниже пальцев руки. Эта деталь придает женскому костюму во время движения легкость, воздушность, элегантность, подчеркивает мягкость, чистоту и женственность характера в танце. Но есть и более утилитарное назначение этой детали. Платья с «фонариками» рекомендуем для танцев, где девушки и парни касаются рук друг друга, берутся за руки («Удж», «Удж-хурай»).
Нижнее платье шьется из тонких тканей светлых тонов (белый, голубой, розовый), ситца, атласа, шелка. Крой его тот же, но без рукавов. Отрезное по талии, с плотнооблегающим фигуру лифом, оно застегивается на спине. Кафтан шьется из бархата или плюша, приталенным, 25—30 см ниже пояса, со стоячим воротником. Поверх него на грудь надевается угольный «нагрудник», украшенный пластинками из серебра с позолотой или вышивкой. Он состоит из двух застегивающихся половин. В женском адыгейском костюме «нагрудник» носится в сочетании с передником вместо кафтана. «Нагрудник» шьется со стоячим воротником, застегивающимся сзади. Передник завязывается, на талии. «Нагрудник» и передник обычно одного цвета ткани и украшены по низу золотом или серебром.
Важным элементом женского адыгейского костюма является головной убор. Шапочка (паIо) изготовляется из твердой Б несколько слоев прессованной ткани, покрытой бархатом. Цвет ее соответствует ансамблю женского костюма в целом. Шапочки имеют свои размеры, разнообразны по форме: суженная вверх, высокая с плоским дном, выпуклым дном и т. п., в зависимости от назначения костюма. Шапочки расшиваются замысловатыми рисунками, поверх них набрасывается светлый (белый, розовый, голубой) шарф, который тоже украшается адыгейским, национальным орнаментом по краю. Шарф закрепляется на шапочке для более свободного передвижения в быту и в танцах.
Обязательным элементом женского костюма служит пояс (бгырыпх). Он изготовляется из кожи, шириной в 3-4 см, ярко расшит, застегивается серебряной или металлической пряжкой с позолотой, рисунком замысловатой чеканки. Украшением служат и погоны с отвесками из серебра и позолоченных пластинок разной величины и формы.
Женские чувяки (цокъэхъурай) являются традиционной обувью адыгейских женщин. Они изготовляются из мягкой кожи светлых тонов, иногда расшиваются национальным орнаментом.
Мужской адыгейский костюм еще более традиционен и строг по составу элементов: черкеска — цые, бешмет — кIако, шаровары — гъончэдж, шапка — паIо, папаха — пэIобырац, башлык — шъхьархъон, пояс — бгырыпх, кинжал — къамэ, ноговицы — майстэ, бурка — кIакIо.
Черкеска (цые) для праздников шьется из тонкой плотной шерсти белого, светло-серого, голубого цвета. В быту преобладают черкески темного цвета — черного, бордо, темно-синего, зеленого и других. Крой черкески традиционен и отклонения от него не приняты. Верх плотно облегает фигуру, на груди угольный вырез со сквозным разрезом на полы, которые по талии спереди имеют узелковые застежки. Рукава длинные, широкие, подкладка к рукавам от низу до локтя шьется из той же ткани, что и бешмет. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачиваются или наоборот распускаются. На праздниках и гуляниях длина рукава черкески определяется степенью активности движения руки исполнителей в танцах. Так, в танце «Зафак», «Исламий» — рукава опущены, так как здесь юноша и девушка во время движения не прикасаются друг к другу руками. К тому же, опущенный рукав черкески играет определенную роль в традиционной строгости линий, поз, ракурсов в мужском танце, что составляет своеобразие его архитектоники. В танцах «Удж» и «Удж-хурай» рукава черкески закатываются, освобождая запястья, так как это необходимо для общения исполнителей в танце, где юноши берут девушек под руки. В «Зыгальат» и «Льепечас» рукава закатываются выше локтя, так как импровизированный характер изобретательных движений, виртуозность исполнения требуют свободы рук танцовщика, что и достигается при высокой закатке рукава.
Грудь черкески украшают слева и справа 8 гнезд для деревянных или костяных «газырей», которые украшаются наконечниками чеканной работы, серебром и позолотой. Длина черкески 3—4 см ниже коленей. Бешмет (кI.ако) шьется из тонкой шерсти или плотного шелка, констатирующего по цвету с черкеской. Высокий стоячий воротник продолжается до талии продольной застежкой на мелкие узелковые пуговицы или скрытые крючки. Верх бешмета плотно облегает фигуру, а низ — слегка расклешен и не доходит до колена. Длинные рукава бешмета заканчиваются у запястья манжетом, застегивающимся на узелковые пуговицы. Бешмет расшивается национальным орнаментом, который располагается по воротнику, обшлагам, полам и подолу.
Шаровары шьются из черной ткани (шерсти или тяжелого плотного шелка). По талии шаровары собираются и застегиваются на учкуру, а в современном варианте шаровары носятся на резинке.
Папаха-шапка шьется из черного, коричневого или серого каракуля и имеет разные формы: прямого кроя — высотой 14—36 см., расширенная кверху, суженная книзу.
Дополнением к костюму является башлык, который в быту носится в непогоду. Он набрасывается на голову и плечи и шьется из шерстяной ткани белого, темного или яркого цвета, поддерживая цветовой ансамбль всего костюма.
Узкий кожаный пояс является необходимой деталью мужского костюма. Серебряный набор и позолота пояса украшают костюм адыга. К поясу прикрепляется кинжал, ножны и рукоять которого украшены позолотой и чеканкой.
Кожаные ноговицы из черной, белой или цветной кожи завершают мужской адыгейский костюм. Ноговицы шьются выше колен, точно по ноге, до колена, обтягивая ее, как чулок. У колена они опоясываются узким наборным ремешком.
Сложившиеся народные традиции, что «Джэгур уджыкIэ аублз»— праздник, свадьба начинаются с музыки «Удж» —подтверждаются и сегодня. Обычно музыканты выходят из комнаты, играют одну мелодию из семейства «Удж» (пшъэшъэхэщ орэд). Они продолжают эту церемонию пока не соберется основная масса к торжеству. Обходя большой круг по двору с распорядителем (хьатыикIо), обозначают определенную площадку (пчэгу), где будут происходить танцы, после чего распорядитель дает музыкантам распоряжение начинать игру первого танца «Зафак».
6