Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 06:15, дипломная работа
Цели и задачи
Целью данной работы является изучение формирования его коллекции и экспедиционная деятельность музея в Ачинске в связи с возрождающимся интересом и не изученности данной проблемы. Достижение этой цели возможно путем решения следующих задач:
• Проанализировать условия общее состояние музейной деятельности в сибирском регионе;
• и этапов формирования коллекции Ачинского Краеведческого Музея, начиная с 1887 года до 1930-е г;
Введение
Первая глава. Сибирские музеи в конце 19-начале 20 вв.
1. Сибирские музеи (общая картина)
2. Каргполов Д.С. и Ачинский музей
Вторая глава. Ачинский музей
1. Ачинский музей и его коллекции (20-30 гг. XX в.)
2.Экспедиционная деятельность Ачинского музея(20-30 гг. XX в.)
Заключение
Список источников и литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Красноярский педагогический университет им. В.П. Астафьева»
Дипломная работа
Ачинский краеведческий музей 1887-1930-е года
К защите допущен
«___» ___________________2012 г. студент V курса
Зав. кафедрой
к.и.н. Ценюга И.Н.
Работа защищена в ГАК
«___» _________________2012 г.
С оценкой_____________
Председатель ГАК
______________________________
Члены ГАК_______________________
______________________________
______________________________
Красноярск 2012 г.
Введение
Первая глава. Сибирские музеи в конце 19-начале 20 вв.
1. Сибирские музеи (общая картина)
2. Каргполов Д.С. и Ачинский музей
Вторая глава. Ачинский музей
1. Ачинский музей и его коллекции (20-30 гг. XX в.)
2.Экспедиционная деятельность Ачинского музея(20-30 гг. XX в.)
Заключение
Список источников и литературы
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
В последнее время наблюдается небывалый взлет интереса к краеведению. Не обделен вниманием и Причулымский регион. Что касается его истории, то особо популярны проблемы культуры как носителя местного своеобразия, колорита.
Интерес вызывают также и отдельные аспекты этой проблемы. В частности, до сих пор остается очень популярной тема жизни и творчества Д.С. Каргополова, его подвижнической деятельности. По сути, практически любое широкое исследование самарской культуры во 2-й половине XIX в. так или иначе соприкасается с деятельностью Д.С. Каргополова, поистине разностороннего талантливого человека. Известно, что Д.С. Каргополов был не просто общественным деятелем, «его в равной степени можно назвать писателем, ботаником, археологом, этнографом, историком, краеведом, библиографом, музейным работником, организатором и учредителем школ».
Однако, несмотря на достаточно значительное количество литературы, посвященной как деятельности Д.С. Каргополова, так и самарской культуре, многие вопросы из этих тем остаются ещё малоизученными. Ярким примером этого является одно из «любимых детищ» Д.С. Каргополова – Ачинский Краеведческий Музей.
История его создания, формирования коллекции, и вообще деятельность музея в конце XIX в. малоизвестны. Многие монографии и сборники, которые уделяют определённое внимание Причулымской культуре этого периода, лишь вскользь упоминают о существовании музея в Ачинске, или вообще не содержат даже упоминания о нём.
Между тем, появление в 80е годы XIX в. В городе музея не только одно из свидетельств бурного экономического и культурного развития края, но и яркое явление в культурной жизни Ачинска. Уникальность Ачинского музея в том, что уже при создании он имел научную основу, разработанную Д.С. Каргополова. В результате своего развития Причулымский регион к началу XX в. стал одним из очагов широкого распространения науки и культуры в народные массы. Однако об этой деятельности Ачинского музея практически ничего не известно. Что касается других аспектов этой проблемы, то в существующей литературе они освещены не достаточно полно. Поэтому изучение истории создания Ачинского музея и формирование его коллекции представляет большой интерес.
Объектом данного исследования является деятельность Ачинского краеведческого музея в период его создания.
Прежде следует отметить, что в любом исследовании, так или иначе относящемся к Причулымской культуре, необходимо хотя бы кратко освятить состояние культуры Ачинска в рассматриваемый период. Как уже говорилось, появление музея в Ачинске было связано с экономическими, политическими, социальными и культурными изменениями в жизни города. Поэтому историю создания музея в Ачинска невозможно исследовать в отрыве от общего состояния культуры. И поэтому в работе определенное место занимает обзор сибирских музеев 2й половине XIX в.
Что касается непосредственно объекта исследования, то следует заметить, что как таковой краеведческий музей в Ачинске появляется в 30-е годы XIX в. Поэтому непосредственным объектом исследования является деятельность именно этого музея.
Основное внимание в работе уделено двум наиболее важным видам деятельности музея в период его создания Экспедиционная деятельность и формирование коллекции.
Хронологические рамки. Определены годами создания Ачинского краеведческого музея 1887 – 1930-е гг.
Цели и задачи
Целью данной работы является изучение формирования его коллекции и экспедиционная деятельность музея в Ачинске в связи с возрождающимся интересом и не изученности данной проблемы. Достижение этой цели возможно путем решения следующих задач:
• Проанализировать условия общее состояние музейной деятельности в сибирском регионе;
• и этапов формирования коллекции Ачинского Краеведческого Музея, начиная с 1887 года до 1930-е г;
Изучение экспедиционной деятельности музея,
Источники
Все источники можно разделить на две группы: опубликованные и не опубликованные.
Опубликованные:
1. Демина М.Н., Баташев М.С., Вдовин А.С.
2. Д.С. Каргаполов - основатель Ачинского и Канского музеев // Культурология и история древних и современных обществ Сибири и Дальнего Востока: Материалы XLII Региональной археолого-этнографической студенческой конференции. - Омск: Изд-во ОГПУ, 2002. - С. 20-22.
3. Каргаполов Д.С. Пещеры близ Ачинска (письмо из Ачинска от 6 октября 1888 г.) // ИВСОР- ГО. - 1889. - Т. 20. - № 1 - 2. - С. 34.
4. П. Е. Чернявский. История и развитие музея Причулымского края.
5. В.В. Хорина-К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ АЧИНСКОГО И КАНСКОГО
ГОРОДСКИХ МУЗЕЕВ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ//Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева,г. Красноярск, Россия
Неопубликованные:
1. В работе использованы материалы Архива Ачинского музея // Отчет о поездке в Назаровский район 1928 год.
Имеющиеся в нашем распоряжении источники, позволяют раскрыть представленную тему.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Структура работы определяется её целью и поставленными в ней задачами. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цели и задачи, а также основные направления исследования, даётся краткая характеристика объекта и предмета исследования, практическая и теоретическая значимость дипломной работы, определяется специфика подхода к Ачинского музея, характеризуется используемый материал, методика и структура работы.
В первой главе работы исследуются состояние музейного дела в Сибири в начале XIXвека. А деятельность Д.С. Каргополова.
Вторая глава дипломной работы посвящена изучению деятельности Ачинскского музея и его коллекции (20-30 гг. XX в.), а также его Экспедиционная деятельность в 20-30гг XX в .
В заключении подводятся итоги данного исследования, формулируются выводы, делаются обобщения, а также намечаются пути дальнейшего исследования.
ГЛАВА 1.
1.1 Сибирские музеи (общая картина)
История формирования региональных музеев в Сибири (начало XIX – первая половина XX вв.)
Появление музеев в Сибири было обусловлено экономическими, общественно-политическими и культурными потребностями региона. Музеи здесь создавались при местных городских самоуправлениях и при научных организациях: отделах императорского Русского географического общества, статистических комитетах, любительских исследовательских обществах, учебных заведениях.
При городских самоуправлениях были созданы музеи: Барнаульский горный (1823); Сибирский областной научно-художественный в Томске (1911); Горно-Алтайский национальный (1918); Ханты-Мансийский окружной краеведческий (1932); Курганский областной краеведческий (1951); при отделах РГО – Омский (1878); при реальном училище – Тюменский; при университете –Томский (1882); при любительском обществе исследования Алтая – Барнаульский районный (1891 г.).Судьба их складывалась по-разному. Она всецело зависела от того, в каких взаимоотношениях находились группы инициаторов их создания и власть; организаторских способностей, интеллектуального потенциала инициаторов; поддержки их другими гражданами и заинтересованности в этом самой власти.
Первый музей в Сибири появился в начале XIX века. Это был «Барнаульский горный музеум». Его создали в 1823 г. при Управлении Колывано-Воскресенских заводов по инициативе П.К. Фролова (1775-1839), инженера, изобретателя, начальника округа Колывано-Воскресенских заводов и Ф.В. Геблера (1782-1850), доктора медицины, натуралиста, исследователя Алтая. Музей в основном предназначался для рудокопного училища, а также для любителей наук. Первая его экспозиция состояла из модельной, минералогической, зоологической, нумизматической коллекций и собраний этнографических и археологических редкостей. Вместе с тем, в ней были и предметы, свидетельствовавшие о жизни, быте населения края. Он в основном выполнял задачу по пробуждению у местной интеллигенции интереса к собирательной деятельности, а не в организации исследования края. В 1907 г. археологическая, этнографическая и большая часть модельной коллекции Горного музея были переданы в Императорский Томский университет и Томский технологический институт, а 28 мая 1911 г. Алтайскому подотделу ЗСО ИРГО были переданы коллекции Горного музея и библиотека Алтайского округа. Они пополнили фонды районного краеведческого музея г. Барнаула.
В Омске в этот период был открыт Западно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества (ЗСО ИРГО), при котором создали и музей (1878 г.), в формировании которого приняли участие выдающиеся ученые, общественные деятели, исследователи Сибири, Центральной Азии и Алтая Г.Е. Катанаев, Г.Н. Потанин, И.Я. Словцов, Н.М. Ядринцев. Коллекции музея формировались в основном за счет сборов, проводимых членами ЗСО ИРГО во время экспедиций по Сибири и Центральной Азии, а также за счет добровольных поступлений от граждан. В течение многих лет проблема помещения для музея была актуальной.
При Тюменском Александровском реальном училище, построенном на средства купца П.И. Подаруева, в 1879 г. был создан музей. Созидательному процессу его развития содействовал широкий круг местной интеллигенции, купцов, видных общественных деятелей. Особый вклад в создание музейного фонда внесли И.Я. Словцов (1844-1907) директор училища, Н.М. Чукмалдин (1836-1901) – купец и меценат, который приобрел для города коллекцию И.Я. Словцова и сам собрал немало редких вещей.
Небольшой музей открылся и при Томском университете. Его основал будущий попечитель Западно-Сибирского учебного округа и строитель Сибирского университета профессор В.М. Флоринский. Томская городская дума сформировала специальную исполнительную комиссию для устройства музея. Предприниматель М.К.Сидоров преподнёс в дар музею первую крупную археологическая коллекцию «тобольских древностей художника С.К. Знаменского». Датой основания стало 6 декабря 1882 г. – день празднования 300-летия присоединения Сибири к России.
Музейные собрания по археологии, этнографии, истории, нумизматике, бонистике, фалеристике, медалистике, разделам изобразительных искусств и документальных источников до начала 1920-х гг. формировались из частных пожертвований представителей самых разных слоев населения Сибири и европейской части России, коллекций расформированных музеев Сибири и отдельных приобретений университета.
В 1910-х – 1940-х гг. создаются губернские и окружные краеведческие музеи в Томске (1911 г.), в с. Улалле (ныне – Горно-Алтайск) (1918 г.), в Новониколаевске (1920 г.), в Ханты-Мансийске (1932 г.), в Кургане (1920 г.).
По настоянию интеллигенции Томска городские власти в 1911 г. принимают решение об открытии Областного Сибирского научно-художественного музея им. Александра II и определяют место под строительство музейного здания. Однако военные и революционные события 1914-1919 гг. прервали осуществление задуманного. Только 14.02.1920 г. на территории усадьбы золотопромышленника И. Д. Асташева был создан «Музей старины и революции», первая экспозиция которого открылась 18.03.1922 г. , а в октябре 1922 г. музей получил наименование «Томский краевой музей». Формирование музейных коллекций происходило за счет комплексного этнолингвистического и археологического изучения коренного населения Западной Сибири.
Горно-Алтайский музей свою историю ведет с 29 октября 1918 года, с приобретения Каракорум-Алтайской земской управой по инициативе Г.И.Чорос-Гуркина у известной династии сибирских краеведов, отца и сына Гуляевых, уникальных палеонтологических, археологических, минералогических коллекций, научной библиотеки и архивных материалов. Из-за того, что он не имел постоянного помещения, его коллекциям приходилось кочевать по сёлам: Улалу, Чемал, Кызыл-Озек. В результате частых переездов были потеряны многие экспонаты и описи предметов. И только 7.12.1926 г. специальным постановлением Ойротского облисполкома музею было предоставлено каменное здания на Базарной площади – дома-магазин купца Д. Тобокова, в котором располагался Союз охотников.