Знание, вера и суеверие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:31, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование взаимоотношений знания, веры и суеверий с точки зрения естествознания.
В связи с поставленной целью обозначены следующие задачи:
• Рассмотреть понятия знания, веры и суеверия;
• Изучить взаимоотношения знания и веры;
• Проанализировать природу суеверия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… .3
1. Понятие знания, веры и суеверия …………………………………… …4
2. Взаимоотношение знания и веры………………………………………. 5
3. Природа суеверия ……………………………………………………… 10
Заключение ……………………………………………………………………. 13
Список использованной литературы ………………………………………... 14

Файлы: 1 файл

Естествознание 1 курс.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

 

3. Природа суеверия

Победоносные возражения науки против возможности чуда, в сущности, основаны на особенной вере - суеверии. Наука и религия говорят одно и то же о чуде, согласны в том, что в пределах порядка природы чудо невозможно и чуда никогда не было. Для религиозной веры не страшно, когда наука говорит, что по законам природы чудо невозможно, допущение чудесного нелепо; вера и сама это хорошо знает, ей и не надо чуда, совершающегося в порядке природы и во исполнение ее законов. О силах же сверхприродных, о вещах невидимых, раскрывающихся для веры, наука ничего не может сказать ни положительного, ни отрицательного. Согласно нашему пониманию природы веры, не вера должна рождаться от чуда, в чем было одно из искушений, отвергнутых Христом, а чудо дается для веры. Вера от чуда была бы насилием, принуждением. Это все то же желание знать невидимые вещи и неспособность в них верить, отказ от подвига веры.

Чудо, в которое верит религия, не уничтожает и не отрицает законов природы, открытых научным знанием. Закономерность остается в силе и в том случае, если произошло чудо. Чудо есть победа благодатных, сверхприродных сил над теми природными силами, которые обязательно действуют планомерно, а не отмена закономерности в порядке природы.

Суеверие — индивидуальный предрассудок, представляющий собой веру в возможность предвещения будущего и влияния на него посредством использования каких-либо потусторонних сил. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса. Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в редуцированных обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение.

Понятие «суеверие», также как понятия Истина, Ложь, Заблуждение, Предрассудок, чётко в принципе не определимо, и отнесение того или иного представления к суевериям во многом субъективно. Как правило, к суевериям относят представления, связывающие между собой предметы и явления, между которыми невозможно установить объективной связи (так, например, сложно установить связь между удачей и числом 13, учитывая условный характер любого порядкового счёта).

Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения (которые при достаточной массовости могут происходить просто в силу случайных совпадений) прочно фиксируются, а факты явной ошибочности (которых, в действительности, большинство) вытесняются. Подобное объяснение возникновения суеверий с точки зрения психологии было впервые предложено Б. Ф. Скиннером. В результате человек устанавливает ложную связь между своими действиями и некоторым независимым от них событием, которое начинает считать следствием своих действий. Скиннер экспериментально смоделировал возникновение суеверного поведения и, кроме того, показал, что суеверное поведение может быть присуще не только людям, но и животным.

Суеверия имеют глубокие исторические корни и носят несистематизированный характер; древние религиозные верования, часть коих они составляли, давно ушли в прошлое. Первичные интенции — желание заглянуть в ближайшее будущее, избежать неблагоприятных ситуаций и прочее, — сохранились в психике и могут способствовать распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.

Наука опирается на факты, на научные опыты и строго проверенные, подтвержденные практикой выводы. Религия опирается исключительно на слепую веру людей в разного рода чудеса, сверхъестественные силы, на фантастические вымыслы и библейские предания

              Суеверия не соотносятся ни с теологией, ни с наукой. Религия изучает догмы, не имеющие развития, в отличие от науки, которая ищет опытным путём и не основывается на вере, на догмах. Суеверия – остатки мистических и мифологических представлений, язычества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В глубине знание и вера – одно, знание есть вера, вера есть знание. Мир знания и веры условно даны как разные порядки, но они могут быть сведены к единству. Но все же то, что мы называем «знанием», и то, что называем «верой», глубоко различается. Наука опирается на факты, на научные опыты и строго проверенные, подтвержденные практикой выводы. Религия опирается исключительно на слепую веру людей в разного рода чудеса, сверхъестественные силы, на фантастические вымыслы и библейские предания.

Расмотрев и проанализировав все изложенное выше, делаем вывод, что:

- знания - совокупность сведений об окружающем мире.

-вера - это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний.

- суеверие - суетное, тщетное, т.е. ложное – предрассудок.

Изучив взаимоотношение знания и веры с уверенностью можно сказать, что они представляют собой неразрывное единство, необходимое для целостного, полноценного, полнокровного миропонимания каждого человека. И эта полнокровность должна находить свое выражение и в профессиональной деятельности человека, личности, понимающей и преобразующей окружающий мир.

Суеверия имеют глубокие исторические корни и носят несистематизированный характер; древние религиозные верования, часть коих они составляли, давно ушли в прошлое. Первичные интенции — желание заглянуть в ближайшее будущее, избежать неблагоприятных ситуаций и прочее, — сохранились в психике и могут способствовать распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.

 

Список использованной литературы

 

1.      Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. - М.: Наука, 1988.

2.      Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. - М.: Наука, 1986.

3.      Жильсон Э.Философ и теология.

4.      Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4- х т. Т.2. Средневековье. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995.

5.      Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. - М.: Выс. школа,1996.

6.      Соколов В.В. Философское дело Эразма из Роттердама// Эразм Роттердамский.Философские произведения. - М.: Наука, 1986.

7.      Цвейг С. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского// Соб. соч.: В 4-х т.Т.4. - М.: Худож.лит., 1982-1984.

8.      Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М.: Наука, 1986.

9.      Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. - М.: Сов.Россия, 1991.

 



Информация о работе Знание, вера и суеверие