Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:08, реферат
Жизнь - одна из форм бытия и одна из высших форм движения. Однако
при всей очевидности, казалось бы, и наглядности феномена жизни познание сущности жизни, ее критериев, закономерностей развития - дело чрезвычайно сложное. Показателем этой сложности служит факт, что до сих пор отсутствует определение жизни, которое удовлетворяло бы научным требованиям. Современная наука во взгляде на жизнь исходит из представлений
о качественном отличии живого от неживого, о наличии общих свойств
Введение_____________________________________________________________3
Жизнь: определение и понятие______________________________________4
Подходы к изучению. Модели происхождения
жизни на Земле________________________________________________________7
Заключение__________________________________________________________14
Список использованных источников литературы
Креационизм - концепция, объясняющая происхождение многообразия форм органического мира как акт божественного творения. Название учения происходит от латинского слова creatio, creations - “создание”, “сотворение”. Креационизм исходит из того, что, несмотря на присущее человеку стремление разрешить вопрос о происхождении мира, он сам по себе не может добиться этого без помощи Бога, которому мир обязан своим существованием.
Корни креационизма уходят в эпоху глубокой античности. До сих пор известен древневавилонский миф о герое-боге Мардуке, который, обладая колоссальной силой, разорвал надвое чудовище Диамат и создал из его спины небо, а из живота - землю.
Исходя
из имеющихся представлений о
структуре живых организмов, основным
компонентом которых является вода, в
известной мере можно объяснить, почему
в поисках субстанций жизни упор всегда
делался и на воду.
На первых порах идея сотворения выглядела
довольно просто: некто создает нечто
и всегда из чего-то. Творец, созидатель
(Демиург) - это искусный мастер, копирующий
некую модель.
На
новый уровень креационисткие представления
выходят уже в библейские времена.
В соответствии с Библией, начало
жизни на Земле связано с пятым
днем творения, когда появились рыбы
и водяные твари, птицы и воздушные
творения. На следующий день на земле являются
разного рода животные, обитающие
на суше. Не ясно было только - для кого
все это? И на седьмой день Бог сотворил
человека “по образу и по подобию Своему”.
Креационисткие представления о происхождении жизни и ее развитии господствовали в науке до возникновения эволюционного учения.
Теория
самозарождения была господствующей
в средние века. Даже философы древней
Греции (Аристотель и другие) утверждали,
что лягушки родятся из ила, черви и насекомые
- заводятся сами собой в почве. Ученые
того времени предлагали рецепты, с помощью
которых можно было получить животных
или даже маленьких человечков. Алхимик
Ван Гельмонт (17 век) предлагал простой
рецепт зарождения мышей: "Положи в
горшок зерна, заткни его грязной рубашкой
и жди". Через двадцать один день из
испарений зерна
и грязной рубашки зародятся мыши. Парацельс
написал рецепт, с помощью которого можно
было изготовить маленького человечка
- гомункулуса. Зарождение происходит
с помощью vis vitalis - жизненной силы, которая
заселяет питательные вещества. В 1665 году
Франческо Реди (врач) доказал, что мухи
не могут зарождаться на мясе, как считали
ранее. Он провел опыт с сосудами,
в которые положил мясо, рыбу, змею. Часть
сосудов он оставил открытыми, часть закрыл
кисеей (марлей). В открытых сосудах мухи
отложили яички и там появились личинки
мух, в закрытых сосудах личинок не было.
Антони Ван Левенгук открыл мир микроорганизмов.
Стоило положить клочок сена в воду,
как уже через несколько дней в настое
было огромное количество инфузорий и
еще более мелких существ. Они появились
из неживого, утверждали некоторые ученые,
другие считали, что живое появляется
только от живого. Итальянец Спалланцани
и русский ученый Тереховский пытались
доказать, что "у микробов есть родители",
для чего они длительное время кипятили
различные настои
и затем запаивали стеклянные колбы. При
этом микробы не появлялись,
но сторонники теории самозарождения
считали, что длительное кипячение убивает
жизненную силу, которая вновь может попасть
в сосуд только
с воздухом. Парижская Академия наук назначила
премию за решение этого вопроса, и в 1862
году Луи Пастер сумел доказать, что самозарождения
микроорганизмов не происходит. Для этого
он использовал колбу с длинным изогнутым
горлом и кипятил настои при температуре
120 градусов. При этом погибали микробы
и их споры, при остывании воздух проходил
в колбу, а вместе с ним и микроорганизмы,
но они оседали на стенках изогнутого
горла колбы
и в настой не попадали. Так было окончательно
доказано, что самозарождение живых организмов
невозможно, все живое происходит от живого.
Но в этом случае как же появились живые
организмы на Земле? Или они созданы "высшей
силой" или занесены из космического
пространства.
Теория
панспермии. Было время, когда Земля,
по общепринятому теперь
в науке взгляду, представляла собой раскаленный
добела шар. За это говорят
и астрономия, и геология, и минералогия,
и прочие точные науки –
это несомненно. Значит, на Земле существовали
такие условия, при которых жизнь была
невозможна, немыслима. Только после того,
как земной шар потерял значительную часть
своего тепла, рассеяв его в холодное межпланетное
пространство, только после того, как охлажденные
водяные пары образовали первые тепловые
моря, стало возможно существование организмов,
подобных тем, которые мы сейчас наблюдаем.
Для разъяснения этого противоречия была
создана теория, носящая довольно сложное
название - теории панспермии.
Если
попытаться кратко охарактеризовать панспермию,
суть ее можно свести к следующему:
существуют зародыши жизни, рассеянные
по всей Вселенной
и в принципе способные заселить любую
планету, если условия на ней окажутся
пригодными для развития жизни. Было бы
крайне заманчиво объяснить происхождение
жизни и на Земле именно таким образом-заражением
нашей планеты микроорганизмами, либо
случайно попавшими в момент наибольшего
сближения с какой-то другой планетой
или залетевшими с метеоритными частицами,
либо специально посланными высокоразвитой
цивилизацией. Идею панспермии высказывали
еще Аристотель, а позднее Г. Лейбниц, но
только
в начале XX столетия от общефилософских
рассуждений перешли к конкретным научным
моделям. Но все-таки гипотеза панспермии
не может, судя по всему, служить серьезным
научным обоснованием происхождения жизни
на Земле. Однако она может быть полезной
для осуществления идей К. Э. Циолковского,
связанных с расселением людей по планетам
Солнечной системы.
Основу эволюционного подхода к проблеме возникновения жизни составляет идея развития, которая как методологический принцип познания живой природы начала оформляться в период XVII- XVIII веков. Однако первые попытки носили характер стихийных, гениальных догадок. Наука еще не располагала достаточным естественнонаучным материалом, метафизический взгляд на природу не позволял подойти к исследованию подлинных источников развития.
Проблема
развития - важнейшая проблема философии.
С решением ее
на разных этапах связано преодоление
кризисных состояний в становлении естествознания,
что способствовало выходу науки о природе
на новые уровни
и открывало новые перспективы перед естествоиспытателями.
Именно
в философии Аристотеля появляется диалектический
результат живого развития жизни. Дальнейшая
философская разработка этой идеи во многом
зависела
от решения целого ряда естественнонаучных
проблем, которое, в свою очередь, требовало
эффективной методологической основы.
Такая диалектическая взаимосвязь - методологии и результатов конкретных наук - принципиальное качество научного познания. История становления эволюционного учения подтверждает, какую важную роль в этом процессе играют философские взгляды естествоиспытателей. Так, в свое время широкое распространение в биологии получила аристотелевская идея градации органического мира, завершением которой явилась натурфилософская концепция “лестницы существ”. Ее сторонники представляли живую природу в виде восходящей “лестницы”, ступеньками которой выступают отдельные формы органического мира, располагающиеся в порядке повышения их сложности.
Разработками
принципов зарождения жизни на Земле
занимались такие великие ученые и исследователи
как Г.В, Лейбниц («Идея вездесущности
жизни»), В.И. Вернадский, Ш. Бонне, Ж.Б.
Робине, Ж.О. Ламетрри, Д. Дидро, Ж.Л. Бюффон,
И. Кант, К.В. Вольф, И.Г. Гердер, Эр. Дарвин,
К.Ф. Кильмейер
и др.
Несмотря
на то, что многие теории и предположения,
даже те, которые были доказаны эмпирическим
путем в лабораторных условиях, точного
знания
о происхождении жизни на Земле нет. Я
каждым новым исследованием будут появляться
новые факты, указывающие на нецелесообразность
того или иного уже имеющегося знания.
Современные подходы и возможности позволяют
проводить новые опыты и эксперименты
в доказательство какого-либо предположения,
но это будет актуально только на уровне
опыта или эксперимента, а не на уровне
Планеты.
Заключение
В
настоящее время вопрос о появлении
жизни на Земле сводится
к выяснению времени и биогеохимических
условий той древней эпохи. При всей научной
и эмпирической информации, полученной
на различных этапах исследования происхождения
жизни на Земле, до сих пор не известна
грань между понятием живого и не живого.
Не существует точного и доказанного факта
того, что жизнь есть неоспоримый аргумент
эволюции. Есть ли в окружающей нас природе
такие факты, которые убеждают нас в том,
что жизнь существует вечно и имеет так
мало общего с неживой природой, что ни
при каких условиях, никогда не могла из
нее образоваться, выделиться? Можем ли
мы признать организмы образованиями
совершенно, принципиально отличными
от всего остального мира?
Биология XX века углубила понимание существенных черт живого, раскрыв молекулярные основы жизни. В основе современной биологической картины мира лежит представление о том, что мир живого - это грандиозная Система высокоорганизованных систем.
Несомненно,
в модели происхождения жизни, будут
включаться новые знания, и они будут всё
более обоснованными. Но чем более качественно
новое отличается от старого, тем труднее
объяснить его возникновение. За годы
понимание происхождения жизни сделало
огромные успехи. Остается надеяться,
что следующие исследования принесет
еще больше: новые исследования очень
активно ведутся во многих областях.
Список использованных источников литературы
1. Материалы и периодические издания
1. Бернал Д. "Возникновение жизни" Приложение №1: Опарин А.И. "Происхождение жизни" - М.: "Мир",1969.
2. Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. – М.: Наука, 1994.
3. Вернадский В. И. Начало и вечность жизни. – М.: Республика, 1989.
4. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. – М.: Мысль, 1997.
5. Концепции современного естествознания. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д., 1997.
6. Кант И. Собрание сочинений, т.1.,2. ,М. 1964
7. Лосев А.Ф. Античная философия истории, М., 1977.
8. Поннамперума С. "Происхождение жизни", М., "Мир", 1977.
9. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений - М.: Российская экономическая академия им. Плеханова, 1998.
10. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (Дарвинизм): Учеб. для биол. спец. вузов. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1989.