align="justify">
Во
времена Дарвина наследственность
представляли как некое общее
свойство организма, присущее ему как
целому. В связи с этим шотландский
исследователь Флеминг Дженкинс
вошел в историю биологии, выдвинув
возражения против теории Дарвина. Он
считал, что новые полезные признаки
некоторых особей данного вида должны
быстро исчезнуть при скрещивании с другими,
более многочисленными особями. Возражения
Дженкинса сам Дарвин считал очень серьезными,
окрестив их «кошмаром Дженкинса». Эти
возражения были опровергнуты, только
когда стало ясно, что аппарат наследственности
сформирован отдельными структурными
и функциональными единицами - генами.
Согласно
Ч. Дарвину и А. Уоллесу, механизмом,
с помощью которого из предсуществовавших
видов возникают новые виды, служит
естественный отбор. Эта гипотеза основана
на трёх наблюдениях и двух выводах:
- Наблюдение
1. Особи, входящие в состав популяции,
обладают большим репродуктивным потенциалом.
Дарвин и Уоллес зафиксировали этот факт
во многом благодаря работе Т. Мальтуса
«Трактат о народонаселении». В ней Т.
Мальтус привлёк внимание к репродуктивному
потенциалу человека и отметил, что численность
народонаселения возрастает по экспоненте.
- Наблюдение
2. Число особей в каждой данной популяции
примерно постоянно. Численность всех
популяций ограничивается или контролируется
различными факторами среды, такими как
пищевые ресурсы, пространство и свет.
Размеры популяции возрастают до тех пор,
пока среда ещё может выдерживать их дальнейшее
увеличение, после чего достигается некое
равновесие. Численность колеблется около
этого равновесного уровня.
- Вывод 1. Многим
особям не удаётся выжить и оставить потомство.
В популяции происходит «борьба за существование».
Непрерывная конкуренция между индивидуумами
за факторы среды в пределах одного вида
или между представителями разных видов
приводит к тому, что некоторые организмы
не смогут выжить или оставить потомство.
- Наблюдение
3. Во всех популяциях существует изменчивость.
Огромный фактический материал, собранный
во время путешествий Дарвином и Уоллесом
убедили их в значимости внутривидовой
изменчивости. Но они не смогли выявить
источники всех этих форм изменчивости.
Это позже сделает Г. Мендель.
- Вывод 2. В
«борьбе за существование» те особи, признаки
которых наилучшим образом приспособлены
к условиям жизни, обладают «репродуктивным
преимуществом» и производят больше потомства,
чем менее приспособленные особи. Решающий
фактор, определяющий выживание, - это
приспособленность к среде. Любое, самое
незначительное физическое, физиологическое
или поведенческое изменение, дающее одному
организму преимущество перед другим,
будет действовать как «селективное преимущество».
Благоприятные изменения будут передаваться
следующим поколениям, а неблагоприятные
отметаются отбором, так как они невыгодны
организму. Вывод 2 содержит гипотезу о
естественном отборе, который может служить
механизмом эволюции.
Теория
эволюции, предложенная Дарвином и
Уоллесом, была расширена и разработана
в свете современных данных генетики,
палеонтологии, молекулярной биологии,
экологии и этологии и получила название
неодарвинизма. Его можно определить как
теорию органической эволюции путём естественного
отбора признаков, детерминированных
генетически. Чтобы признать эту теорию
достоверной необходимо:
- Установить
факт изменения форм жизни во времени
(эволюция в прошлом).
- Выявить механизм,
производящий эволюционные изменения
(естественный отбор генов)
- Продемонстрировать
эволюцию, происходящую в настоящее время
(эволюция в действии).
Свидетельствами
эволюции, происходившей в прошлом,
служат ископаемые остатки организмов
и стратиграфия. Данные о механизме эволюции
получают путём экспериментальных исследований
и наблюдений, касающихся естественного
отбора наследуемых признаков и механизма
наследования, демонстрируемого классической
генетикой. Сведения о действии этих процессов
в наше время даёт изучение популяций
современных организмов, результаты искусственного
отбора и генной инженерии.
Пока
не существует твёрдо установленных
законов природы. Есть лишь хорошо подкреплённые
фактические данные из области палеонтологии,
географии распространения видов, системы
классификации К. Линнея, селекции растений
и животных, сравнительной анатомии, сравнительной
эмбриологии, сравнительной биохимии
гипотезами, которые в совокупности составляют
достаточно обоснованную теорию.
Порождённая
естественным отбором тенденция
вида развиваться вне конкурентных
отношений позволяет вступить на
путь разрыва связей с другими
видами - связей, которые ранее обусловливали
особенности их развития в определённом
направлении. Одним из наиболее очевидных
нарушений естественных биологических
запретов является нарушение запрета
на ограничение численности вида,
которое известно нам под названием
«демографическая проблема».
В
1945 г. демограф Ф. Ноутстайн разработал
теорию демографических изменений.
Существующие общества он разделил на
три типа:
- Общество
первого типа характеризуется высокими
показателями рождаемости и смертности.
Таковы, например, традиционные общества.
- Общество
второго типа характеризуется высокой
рождаемостью и низкой смертностью.
- Общество
третьего типа характеризуется уравнением
показателей рождаемости и смертности
при низких их уровнях.
К
концу ХХ века демографическая проблема
выразилась в том, что развивающиеся
страны, относящиеся к обществам
второго типа, не могут трансформироваться
в общества третьего типа, так как
природные системы жизнеобеспечения
не выдерживают существующих нагрузок.
В
настоящее время существуют следующие
демографические критерии. Мир делится
на 2 группы стран:
- Страны с
нулевым или малым ростом населения и
высоким уровнем жизни.
- Страны, где
население быстро растёт, а условия жизни
ухудшаются.
В
некоторых странах существует опасность
возврата к обществам первого
типа, то есть к обществам с высокой
рождаемостью и смертностью.
Список
используемой литературы
- Горбачев
В. В. Концепции современного естествознания:
Учеб. пособие для студентов вузов / В.
В. Горбачев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:
ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО
«Издательство «Мир и Образование», 2005.
—672 с: ил.
- Карпенков
С.Х.Концепции современного естествознания:
Учебник для вузов. – М.: Академический
Проект, 2000. Изд. 2-е, испр. и доп. – 639 с.
- Концепции
современного естествознания: Под ред.
профессора СИ. Самыгина. Серия «Учебники
и учебные пособия» − 4-е изд., перераб.
и доп. − Ростов н/Д: «Феникс», 2003. − 448 с.
- Кукк В.А.,
Сергеев С. В., Решетников Б. А. Концепции
современного естествознания: Учебное
пособие. – 2-е изд. доп. и перераб. – Челябинск:
ЮУрГУ, 2006. – 270 с.
- Кунафин М.
С. Концепции современного естествознания:
Под редакцией д. филос. н., проф. А. Ф. Кудряшёва.
Учебное пособие.– Уфа: БУнивер, 2003. –
488 с.
- Лихин А. Ф.Концепции
современного естествознания: учеб. –
М: Проспект, 2006. - 264 с.
- Найдыш В.М.Концепции
современного естествознания: Учебник.
− Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М;
ИНФРА-М, 2004. — 601 с.