Учение Вернадского о биосфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

Одно из величайших достижений естествознания XX в. – учение
Вернадского о биосфере, области жизни, объединяющей в едином взаимодействии
живые организмы (живое вещество) и косное вещество.

Оглавление

Введение 3
1. Характеристика и состав биосферы. 4
2.В.И.Вернадский о биосфере и “живом веществе”. 7
3. Биогенная миграция химических элементов и биогеохимические принципы. 11
4. Биосфера и человек. Ноосфера. 15
5. Роль человеческого фактора в развитии биосферы. 21
Заключение 24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Учение Вернадского о биосфере.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

понять  место  и  роль  исторического  развития  человечества   в   эволюции

биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.

      Одной  из  ключевых  идей,  лежащих  в  основе  теории  Вернадского  о

ноосфере,  является  то,  что  человек  не  является  самодостаточным  живым

существом,  живущим  отдельно  по  своим  законам,  он  сосуществует  внутри

природы  и  является  частью  ее.  Это  единство  обусловлено  прежде  всего

функциональной  неразрывностью окружающей среды и человека,  которую  пытался

показать  Вернадский  как  биогеохимик.  Человечество  само  по  себе   есть

природное явление  и естественно, что влияние биосферы сказывается не  только

на среде жизни  но и на образе мысли.

      Но не только природа  оказывает  влияние  на  человека,  существует  и

обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая  физическое  влияние

человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает  тот  факт,

что в последнее  время  заметно  активизировались  планетарные  геологические

силы.  “...мы  все  больше  и  ярче  видим   в   действии   окружающие   нас

геологические силы. Это  совпало,  едва  ли  случайно,  с  проникновением  в

научное  сознание  убеждения  о  геологическом  значении  Homo  sapiens,   с

выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной  из  форм

ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего  с  уточнением  естественной

научной работы и мысли  в  пределах  биосферы,  где  живое  вещество  играет

основную роль” [13].  Так, в последнее время резко меняется отражение живых

существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс  эволюции  переносится

в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То  есть  эволюция

видов  сама  превратилась  в  геологический  процесс,  так как в процессе

эволюции появилась  новая геологическая  сила.  Вернадский  писал:  “Эволюция

видов переходит  в эволюцию биосферы” [14].

      Здесь естественно напрашивается  вывод о том, что  геологической   силой

является собственно вовсе не  Homo Sapiens,  а его разум,  научная мысль

социального человечества.  В  “Философских  мыслях  натуралиста”  Вернадский

писал: “Мы как  раз переживаем ее яркое  вхождение  в  геологическую  историю

планеты.  В  последние  тысячелетия  наблюдается  интенсивный  рост  влияния

одного  видового  живого  вещества  —  цивилизованного  человечества  —   на

изменение  биосферы.  Под  влиянием  научной  мысли  и  человеческого  труда

биосфера переходит  в новое состояние — в ноосферу” [15].

       Мы  являемся  наблюдателями  и  исполнителями   глубокого   изменения

биосферы. Причем перестройка окружающей среды  научной  человеческой  мыслью

посредством организованного  труда  вряд  ли  является  стихийным  процессом.

Корни этого  лежат в самой природе и  были заложены еще миллионы лет назад в

ходе естественного  процесса  эволюции.  “Человек...  составляет  неизбежное

проявление большого природного процесса, закономерно  длящегося  в  течение,

по крайней  мере, двух миллиардов лет” [16].

      Отсюда, кстати, можно заключить  что  высказывания  о  самоистреблении

человечества, о  крушении цивилизации не имеют под  собой  веских  оснований.

Было бы по  меньшей  мере  странно,  если  бы  научная  мысль  –  порождение

естественного геологического процесса противоречила  бы самому  процессу.  Мы

стоим  на  пороге  революционных  изменений  в  окружающей  среде:  биосфера

посредством  переработки  научной  мыслью  переходит  в  новое  эволюционное

состояние –  ноосферу.

       Заселяя  все  уголки  нашей   планеты,  опираясь   на   государственно

организованную  научную мысль и на ее порождение, технику, человек  создал  в

биосфере новую  биогенную  силу,  поддерживающую  размножение  и  дальнейшее

заселение различных  частей биосферы. Причем  вместе  с  расширением  области

жительства, человечество начинает представлять  себя  все более сплоченную

массу,  так  как  развивающие  средства  связи  –  средства  передачи  мысли

окутывают весь Земной  шар.  “Этот  процесс  –  полного  заселения  биосферы

человеком –  обусловлен ходом истории научной  мысли,  неразрывно  связан  со

скоростью  сношений,  с  успехами  техники  передвижения,   с   возможностью

мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения  всюду  на  планете”

[17].

      При этом человек впервые реально  понял, что он житель планеты и  может

и должен мыслить  и  действовать  в  новом  аспекте,  не  только  в  аспекте

отдельной личности, семьи или  рода,  государств  или  их  союзов,  но  и  в

планетном аспекте. Он, как и  все  живое,  может  мыслить  и  действовать  в

планетном аспекте только в  области  жизни  —  в  биосфере,  в  определенной

земной оболочке, с которой он  неразрывно,  закономерно  связан  и  уйти  из

которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с  собой

всюду. И он ее неизбежно,  закономерно,  непрерывно  изменяет.  Похоже,  что

впервые  мы  находимся  в  условиях  единого  геологического   исторического

процесса, охватившего  одновременно всю планету. XX век  характерен  тем,  что

любые происходящее на планете  событие  связываются  в единое  целое.  И с

каждым  днем  социальная,  научная  и  культурная  связанность  человечества

только усиливается  и углубляется. “Увеличение вселенскости, спаянности  всех

человеческих  обществ непрерывно растет  и  становится  заметным  в  немногие

годы чуть не ежегодно” [18].

      Результат всех вышеперечисленных   изменений  в  биосфере  планеты   дал

повод французскому геологу  Тейяр  де  Шардену  заключить,  что  биосфера  в

настоящий момент  быстро  геологически  переходит  в  новое  состояние  –  в

ноосферу,  то  есть  такое  состояние  в  котором   человеческий   разум   и

направляемая  им работа представляют собой новую  мощную  геологическую  силу.

Это совпало, видимо не случайно, с тем моментом когда  человек  заселил  всю

планету,  все  человечество  экономически  объединилось  в  единое  целое  и

научная мысль  всего  человечества  слилась  воедино,  благодаря  успехам  в

технике связи. Таким образом:

Человек, как  он наблюдается в  природе,  как  и  все  живые  организмы,  как

всякое живое  вещество, есть определенная функция  биосферы,  в  определенном

ее пространстве-времени;

Человек во всех его проявлениях представляет собой  часть биосферы;

Прорыв научной  мысли подготовлен всем прошлым  биосферы и имеет  эволюционные

корни.   Ноосфера   –   это   биосфера,   переработанная   научной   мыслью,

подготавливающейся  всем прошлым планеты, а не кратковременное  и  переходящее

геологическое явление.

       Вернадский  неоднократно  отмечал,  что   “цивилизация   “культурного

человечества”  —   поскольку   она   является   формой   организации   новой

геологической  силы,  создавшейся  в  биосфере,—  не  может   прерваться   и

уничтожиться,  так  как  это  есть  большое  природное  явление,  отвечающее

исторически, вернее,  геологически  сложившейся  организованности  биосферы.

Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается  с  этой  земной  оболочкой,

чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не  было”

[19].

       Многое  из  того,  о  чем   писал  Вернадский,  становится  достоянием

сегодняшнего  дня.  Современны  и  понятны  нам  его  мысли  о  целостности,

неделимости цивилизации, о  единстве  биосферы  и  человечества.  Переломный

момент в истории  человечества,  о  чем  сегодня  говорят  ученые,  политики,

публицисты, был  увиден Вернадским.

       Вернадский  видел   неизбежность   ноосферы,   подготавливаемой   как

эволюцией биосферы, так  и  историческим  развитием  человечества.  С  точки

зрения ноосферного  подхода по-иному  видятся  и  современные  болевые  точки

развития  мировой  цивилизации.  Варварское  отношение  к  биосфере,  угроза

мировой   экологической   катастрофы,   производство    средств    массового

уничтожения —  все это должно иметь преходящее значение. 

                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

      В целом, предложенный В.И.Вернадским  научный подход  к  изучению  всех

природных явлений  в рамках биосферы - области  нахождения  живых  организмов

вероятно, правильный.  Однако,  вопрос  о  совершающемся  (или  совершённом)

переходе  биосферы  в  новое  состояние   ноосферу   -   является   вопросом

философским, и  поэтому на него нельзя дать строгий, однозначный ответ.

      Идеи Вернадского намного опережали  то время, в котором  он  творил.  В

полной мере это относится к учению о биосфере  и  ее  переходе  в  ноосферу.

Только  сейчас,  в  условиях  необычайного  обострения  глобальных   проблем

современности,   становятся   ясны   пророческие   слова    Вернадского    о

необходимости мыслить и действовать в  планетном  —  биосферном  —  аспекте.

Только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и  выясняется

сущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей  планеты  и  судьба

человечества  — это единая судьба.

      Становление этапа ноосферы Вернадский  связывает  с  действием  многих

факторов: единством  биосферы и человечества, единством  человеческого  рода,

планетарным характером  человеческой  деятельности  и  ее  соизмеримостью  с

геологическими  процессами,  развитием  демократических  форм  человеческого

общежития  и  стремлением  к  миру  народов  планеты,  небывалым   расцветом

Информация о работе Учение Вернадского о биосфере