Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:08, контрольная работа
Одно из величайших достижений естествознания XX в. – учение
Вернадского о биосфере, области жизни, объединяющей в едином взаимодействии
живые организмы (живое вещество) и косное вещество.
Введение 3
1. Характеристика и состав биосферы. 4
2.В.И.Вернадский о биосфере и “живом веществе”. 7
3. Биогенная миграция химических элементов и биогеохимические принципы. 11
4. Биосфера и человек. Ноосфера. 15
5. Роль человеческого фактора в развитии биосферы. 21
Заключение 24
Список литературы 25
понять место и роль исторического развития человечества в эволюции
биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.
Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о
ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым
существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри
природы и является частью ее. Это единство обусловлено прежде всего
функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался
показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть
природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только
на среде жизни но и на образе мысли.
Но не только природа
обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние
человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт,
что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические
силы. “...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас
геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в
научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с
выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм
ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной
научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет
основную роль” [13]. Так, в последнее время резко меняется отражение живых
существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится
в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция
видов сама превратилась в геологический процесс, так как в процессе
эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал: “Эволюция
видов переходит в эволюцию биосферы” [14].
Здесь естественно
является собственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль
социального человечества. В “Философских мыслях натуралиста” Вернадский
писал: “Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю
планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния
одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на
изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда
биосфера переходит
в новое состояние — в
Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения
биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью
посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом.
Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в
ходе естественного процесса эволюции. “Человек... составляет неизбежное
проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение,
по крайней мере, двух миллиардов лет” [16].
Отсюда, кстати, можно заключить что высказывания о самоистреблении
человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований.
Было бы по меньшей мере странно, если бы научная мысль – порождение
естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мы
стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера
посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное
состояние – ноосферу.
Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно
организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в
биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее
заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области
жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную
массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли
окутывают весь Земной шар. “Этот процесс – полного заселения биосферы
человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со
скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью
мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете”
[17].
При этом человек впервые
и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте
отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в
планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в
планетном аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной
земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из
которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой
всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что
впервые мы находимся в условиях единого геологического исторического
процесса, охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что
любые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с
каждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества
только усиливается и углубляется. “Увеличение вселенскости, спаянности всех
человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие
годы чуть не ежегодно” [18].
Результат всех
повод французскому геологу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в
настоящий момент быстро геологически переходит в новое состояние – в
ноосферу, то есть такое состояние в котором человеческий разум и
направляемая им работа представляют собой новую мощную геологическую силу.
Это совпало, видимо не случайно, с тем моментом когда человек заселил всю
планету, все человечество экономически объединилось в единое целое и
научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаря успехам в
технике связи. Таким образом:
Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как
всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном
ее пространстве-времени;
Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;
Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные
корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью,
подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее
геологическое явление.
Вернадский неоднократно отмечал, что “цивилизация “культурного
человечества” — поскольку она является формой организации новой
геологической силы, создавшейся в биосфере,— не может прерваться и
уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее
исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы.
Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой,
чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было”
[19].
Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием
сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности,
неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный
момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики,
публицисты, был увиден Вернадским.
Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как
эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки
зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки
развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза
мировой экологической катастрофы, производство средств массового
уничтожения —
все это должно иметь преходящее
значение.
Заключение
В целом, предложенный В.И.
природных явлений в рамках биосферы - области нахождения живых организмов
вероятно, правильный. Однако, вопрос о совершающемся (или совершённом)
переходе биосферы в новое состояние ноосферу - является вопросом
философским, и поэтому на него нельзя дать строгий, однозначный ответ.
Идеи Вернадского намного
полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу.
Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем
современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о
необходимости мыслить и действовать в планетном — биосферном — аспекте.
Только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняется
сущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей планеты и судьба
человечества — это единая судьба.
Становление этапа ноосферы
факторов: единством биосферы и человечества, единством человеческого рода,
планетарным характером человеческой деятельности и ее соизмеримостью с
геологическими процессами, развитием демократических форм человеческого
общежития и стремлением к миру народов планеты, небывалым расцветом