Постнеклассическая
наука, прежде всего, теория самоорганизации,
проблему направленности термодинамических
процессов в природе решает существенно
иначе, чем наука классическая или
неклассическая; это находит выражение
в современной научной картине
мира (НКМ). Как же на самом деле появился
термодинамический парадокс в космологии?
Нетрудно убедиться, что он был фактически
сформулирован оппонентами Томсона
и Клаузиуса, которые увидели
противоречие между идеей тепловой
смерти Вселенной и коренными
положениями материализма о бесконечности
мира в пространстве и времени. Формулировки
термодинамического парадокса, которые
мы встречаем у различных авторов,
на редкость схожи, практически полностью
совпадают. "Если бы учение об энтропии,
было правильным, то предполагаемому
им "концу" мира должно было бы соответствовать
и "начало", минимум энтропии",
когда температурное различие между
обособленными частями Вселенной
было бы наибольшим.
В чем же состоит
эпистемологическая природа рассматриваемого
парадокса? Все цитированные авторы,
по сути, приписывают ему философско-мировоззренческий
характер. Но фактически здесь смешиваются
два уровня знания, которые с нашей
современной точки зрения следует
различать. Исходным было все-таки возникновение
термодинамического парадокса на уровне
НКМ, на котором Клаузиус и осуществлял
свою экстраполяцию возрастания принципа
энтропии на Вселенную. Парадокс выступал
как противоречие между выводом Клаузиуса
и принципом бесконечности мира во времени,
согласно космологии Ньютона. На том же
уровне знания возникли и другие космологические
парадоксы - фотометрический и гравитационный,
причем их эпистемологическая природа
была очень сходной. В самом деле, тепловая
смерть Вселенной, даже если бы она произошла
в каком-то отдаленном будущем, пусть даже
через миллиарды или десятки миллиардов
лет, все равно ограничивает "шкалу
времени" человеческого прогресса.
3.2
Термодинамический
парадокс в релятивистских
космологических моделях
Новый этап анализа
термодинамического парадокса в
космологии связан уже с неклассической
наукой. Он охватывает 30 - 60-е годы ХХ
века. Наиболее специфическая его
черта - переход к разработке термодинамики
Вселенной в концептуальных рамках
теории А.А. Фридмана.
Обсуждались как
модернизированные варианты принципа
Клаузиуса, так и новая модель
Толмена, в которой возможна необратимая
эволюция Вселенной без достижения
максимума энтропии. Модель Толмена
в конечном счете получила перевес
в признании научного сообщества,
хотя и не дает ответа на некоторые
"трудные" вопросы. Но параллельно
развивался также квазиклассический
"антиэнтропийный подход", единственная
цель которого состояла в том, чтобы
любой ценой опровергнуть принцип
Клаузиуса, а исходной абстракцией
был образ бесконечной и "вечно
юной", как выражался Циолковский,
Вселенной. На основе этого подхода
был разработан ряд, так сказать,
"гибридных" схем и моделей, для
которых было характерно довольно искусственное
сочетание не только старых и новых
идей в области термодинамики
Вселенной, но также оснований классической
и неклассической науки.
В 30 - 40-е годы
наибольшим влиянием среди сторонников
релятивистской космологии продолжала
пользоваться идея тепловой смерти Вселенной.
Энергичными сторонниками принципа
Клаузиуса выступали, например, А. Эддингтон
и Дж. Джинс, неоднократно высказывавшиеся
по поводу как физического смысла
этой проблемы, так и ее "человеческого
измерения". Вывод Клаузиуса был ими
транслирован в неклассическую картину
мира и в некоторых отношениях адаптирован
к ней.
Изменился прежде
всего объект экстраполяции - Вселенная
как целое. Большой резонанс (и
многократное цитирование) вызвала
в 50-е годы сейчас почти забытая
дискуссия по проблемам термодинамики
Вселенной между К.П. Станюковичем
и И.Р. Плоткиным. Обе они рассматривают
статистико-термодинамические свойства
модели Вселенной, сходной с Вселенной
Больцмана, т.е. совпадают в отношении
исследуемого объекта. Кроме того, оба
считали, что проблемы термодинамики
Вселенной могут анализироваться
и независимо от ОТО, которая не вложила
в закон возрастания энтропии
нового содержания. Но наряду с изложенными
попытками „преодоления” гипотезы
Больцмана разрабатывались и
модернизированные варианты самой
этой гипотезы. Наиболее известный
из них принадлежит Я.П. Терлецкому.
"Гибридные схемы" и модели
решения термодинамического парадокса
в космологии вызвали в 50-е - 60-е
годы довольно значительный интерес -
преимущественно в нашей стране.
Они обсуждались на одном из совещаний
по вопросам космогонии (Москва, 1957 г.),
на симпозиумах по философских проблемам
теории относительности Эйнштейна и релятивистской
космологии (Киев, 1964, 1966 гг.) и др., но в
дальнейшем ссылки на них становились
все более редкими. Это произошло в немалой
степени благодаря сдвигам в решении этого
круга проблем, достигнутым релятивистской
космологией и нелинейной термодинамикой.
3.3
Термодинамический
парадокс в космологии
и постнеклассическая
картина мира
Качественно новые
черты начала приобретать разработка
проблемы термодинамики Вселенной
на протяжении 80-х годов. Наряду с
исследованием Вселенной в рамках
неклассических оснований в этой
области сейчас развивается и
подход, который соответствует признакам
"постнеклассической" науки. Например,
синергетика, в частности, теория диссипативных
структур позволяет глубже, чем было
возможно в неклассической науке, понять
специфику нашей Вселенной как
самоорганизующейся, саморазвивающейся
системы. Постнеклассическая наука
позволяет внести ряд новых моментов
в анализ проблем термодинамики
Вселенной как целого. Но этот вопрос обсуждался
пока лишь в самых общих чертах. Постнеклассическая
наука позволяет внести ряд новых моментов
в анализ проблем термодинамики Вселенной
как целого. Но этот вопрос обсуждался
пока лишь в самых общих чертах. Основную
цель подхода, основанного на статистической
теории неравновесных процессов, И. Пригожин
выразил так:". мы отходим от замкнутой
Вселенной, в которой все задано, к новой
Вселенной, открытой флуктуациям, способной
рождать новое". Попытаемся понять это
высказывание в контексте анализа тех
космологических альтернатив, которые
были выдвинуты М.П. Бронштейном.
1. Теория И.
Пригожина в сочетании с современным
развитием космологии, по-видимому,
совместима скорее с пониманием
Вселенной, как термодинамически
открытой неравновесной системы,
возникшей в результате гигантской
флуктуации физического вакуума.
Таким образом, в этом отношении
постнеклассическая наука отходит
от традиционной точки зрения,
разделявшейся и М.П. Бронштейном.
Кроме того, при анализе поведения
Вселенной как целого в современной
науке следует, по-видимому, отбросить
то, что Пригожин назвал "путеводным
мифом классической науки" - принцип
"неограниченной предсказуемости"
будущего. Для нелинейных диссипативных
структур это связано с необходимостью
учета "ограничений", обусловленных
нашим действием на природу".
Наши знания
о термодинамике Вселенной как
целого, основанные на экстраполяции
статистической теории неравновесных
систем, также не могут игнорировать
прямой или косвенный учет роли наблюдателя.
2. Теория И.
Пригожина совершенно по-новому
ставит проблему законов и
начальных условий в космологии,
снимает противоречия между динамикой
и термодинамикой. С точки зрения
этой теории оказывается, что
Вселенная, как считал и М.П.
Бронштейн, может подчиняться
законам, асимметричным по отношению
к прошлому и будущему - что
нисколько не противоречит фундаментальности
принципа возрастания энтропии,
его космологической экстраполируемости.
3. Теория Пригожина
- в хорошем соответствии с
современной космологией - по-новому
оценивает роль и вероятность
макроскопических флуктуаций во
Вселенной, хотя прежний механизм
этих флуктуаций с современной
точки зрения иной, чем у Больцмана.
Флуктуации перестают быть чем-то
исключительным, становятся вполне
объективным проявлением спонтанного
возникновения нового во Вселенной. Таким
образом, теория Пригожина позволяет довольно
непринужденно ответить на вопрос, который
вот уже почти полтора века раскалывает
научное сообщество и так занимал в свое
время К.Э. Циолковского: почему - вопреки
принципу Клаузиуса - повсюду во Вселенной
мы наблюдаем не процессы монотонной деградации,
а напротив, процессы становления, возникновения
новых структур. Переход от "физики
существующего" к "физике возникающего"
произошел во многом за счет синтеза представлений,
казавшихся взаимоисключающими в прежних
концептуальных рамках. Идеи Пригожина,
ведущие к пересмотру ряда фундаментальных
представлений, как и все принципиально
новое в науке, встречают неоднозначное
отношение к себе - в первую очередь среди
физиков. С одной стороны, растет число
их сторонников, с другой - говорится о
недостаточной корректности и обоснованности
выводов Пригожина с точки зрения идеала
развитой физической теории. Сами эти
идеи интерпретируются иногда не вполне
однозначно; в частности, некоторые авторы
подчеркивают, что в процессе самоорганизации
энтропия системы может уменьшаться. Если
такая точка зрения правильна - она означает,
что удалось, наконец, сформулировать
те крайне специфические условия, о которых
писал К.Э. Циолковский, обсуждая возможности
существования в природе антиэнтропийных
процессов. Но идеи русского космизма,
в том числе и космической философии К.Э.
Циолковского, посвященные этим проблемам,
находят и более непосредственную разработку
в постнеклассической науке. Например,
Н.Н. Моисеев отмечает, что в ходе эволюции
Вселенной происходит непрерывное усложнение
организации структурных уровней природы,
причем этот процесс носит явно направленный
характер. Природой как бы запасен определенный
набор потенциально возможных (то есть
допустимых в рамках ее законов) типов
организации и по мере развертывания единого
мирового процесса в нем оказывается "задействованным"
все большее количество этих структур.
Разум и разумная деятельность должны
быть включены в общий синтетический анализ
процессов эволюции Вселенной.
Разработка идей
самоорганизации, в частности, пригожинской
теории диссипативных структур, связанная
с пересмотром концептуальных оснований
термодинамики стимулировала дальнейшее
исследование этого уровня знания.
Статистическая термодинамика, развитая
еще в классической физике, содержит
ряд незавершенностей и неясностей,
отдельных странностей и парадоксов
- несмотря на то, что с фактами
у нее как будто "все в порядке".
Но, согласно исследованиям Ф.А. Цицина,
даже в такой установившейся и явно прошедшей
"проверку временем" сфере научного
поиска кроется немало неожиданностей.
Сопоставление характерных параметров
флуктуаций, введенных еще Л. Больцманом
и М. Смолуховским, доказывает существенную
неполноту "общепринятой" статистической
интерпретации термодинамики. Как ни странно,
эта теория построена в пренебрежении
флуктуациями! Отсюда следует, что необходимо
ее уточнение, т.е. построение теории "следующего
приближения".
Более последовательный
учет флуктуационных эффектов заставляет
признать физически нетождественными
понятия "статистического" и "термодинамического"
равновесия. Оказывается, далее, справедливым
вывод, находящийся в полном противоречии
с "общепринятым": функциональная
связь между ростом энтропии и
стремлением системы к более
вероятному состоянию отсутствует.
Не исключены и такие процессы,
в которых переход систем в
более вероятное состояние может
сопровождаться уменьшением энтропии!
Учет флуктуаций в проблемах термодинамики
Вселенной может привести, тем
самым, к обнаружению физических
границ принципа возрастания энтропии.
Но Ф.А. Цицин не ограничивается в
своих выводах основаниями классической
и неклассической науки. Он высказывает
предположение, что принцип возрастания
энтропии неприменим к некоторым
типам существенно нелинейных систем.
Не исключена заметная "концентрация
флуктуаций" в биоструктурах. Возможно
даже, что подобные эффекты уже
давно фиксируются в биофизике,
но их не осознают или неправильно
интерпретируют, именно потому, что
считают "принципиально невозможными".
Подобные явления могут быть известны
другим космическим цивилизациям и
эффективно использоваться ими, в частности,
в процессах космической экспансии.
Заключение
Итак, мы можем
отметить, что в постнеклассической
науке были сформулированы принципиально
новые подходы к анализу принципа
Клаузиуса и устранению термодинамического
парадокса в космологии. Наиболее
значительны перспективы, которых
можно ожидать от космологической
экстраполяции теории самоорганизации,
развитой на основе идей русского космизма.
Необратимые процессы
в резко неравновесных, нелинейных
системах позволяют, по-видимому, избежать
тепловой смерти Вселенной, поскольку
она оказывается открытой системой.
Продолжаются и поиски теоретических
схем "антиэнтропийных" процессов,
непосредственно предсказываемых
научной картиной мира, основанной
на космической философии К.Э. Циолковского;
правда, такой подход разделяется
лишь немногими естествоиспытателями.
Сквозь всю новизну постнеклассических
подходов к анализу проблем термодинамики
Вселенной "просвечивают", однако,
те же самые "темы", которые сформировались
еще во второй половине Х1Х века и
порождены парадоксом Клаузиуса
и дискуссиями вокруг него.
Мы видим таким
образом, что принцип Клаузиуса
до сих пор является почти неиссякаемым
источником новых идей в комплексе
физических наук. Тем не менее, несмотря
на появление все новых моделей
и схем, в которых тепловая смерть
отсутствует, никакого "окончательного"
разрешения термодинамического парадокса
до сих пор не достигнуто. Все
попытки разрубить "гордиев узел"
проблем, связанных с принципом
Клаузиуса, неизменно приводили
лишь к частичным, отнюдь не строгим
и не окончательным выводам, как
правило, достаточно абстрактным. Содержавшиеся
в них неясности порождали
все новые проблемы и пока нет
особой надежды, что успеха удастся
достигнуть в обозримом будущем.
Вообще говоря,
это - вполне обычный механизм развития
научного познания, тем более, что
речь идет об одной из наиболее фундаментальных
проблем. Но ведь далеко не всякий принцип
науки, как и вообще не любой фрагмент
НКМ, является столь эвристичным, каким
выступает принцип Клаузиуса. Можно
назвать несколько причин, объясняющих,
с одной стороны, эвристичность
этого принципа, который до сих
пор не вызывает ничего, кроме раздражения,
у догматиков - безразлично, естествоиспытателей
или философов, с другой - неудачи его критиков.
Первое - сложности
любых противостоящих этому принципу
"игр с бесконечностью", каковы
бы ни были их концептуальные основания.
Вторая причина
- использование неадекватного смысла
термина "Вселенная как целое"
- все еще обычно понимаемого в
значении "всего существующего"
или "тотальности всех вещей".
Неопределенность этого термина, вполне
соответствующая неясностям употребления
неэксплицируемых смыслов бесконечности,
резко противостоит четкости формулировки
самого принципа Клаузиуса. Понятие
„Вселенная” в этом принципе не
конкретизировано, но именно потому и
возможно рассматривать проблему его
применимости к различным вселенным,
конструируемым средствами теоретической
физики и интерпретируемым как „все
существующее” лишь с точки зрения
данной теории (модели).