Суть методологии как научной дисциплины

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:12, контрольная работа

Краткое описание

Развитие человека невозможно без познавательной деятельности. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. На сегодняшний день современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Безусловно человечество сделало огромный рывок вперед.

Оглавление

Введение..........................................................................................................
1. Суть методолдогии, как научной дисциплины…………………………3
2. Понятие метод, основные типы методов и их взаимосвязь…...……4
3. Основные методы эмпирического и теоретического познания……..9
4. Заключение.................................................................................................
Список литературы………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

КСЕ Контрольная работа.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Содержание

       Введение..........................................................................................................

1. Суть методолдогии, как научной дисциплины…………………………3

     2. Понятие метод, основные типы методов и их взаимосвязь…...……4

     3. Основные методы эмпирического и теоретического познания……..9

     4. Заключение.................................................................................................

       Список литературы………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Развитие человека невозможно без познавательной деятельности. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. На сегодняшний день современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Безусловно человечество сделало огромный рывок вперед.

Все это убедительно  доказывает, что наука  в наши дни становиться все более  и более значимой частью жизни. В данной работе хотелось бы доказать, что наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и способов познания. Именно правильно выбранный метод помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познавательной деятельности, постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования. Вместе с тем все эти специфические методы находятся в неразрывной связи с общенаучными методами, которые широко применяются в большинстве наук.

Наука тем и выделяется из других форм общественного сознания, что в ней методы получения нового знания стали предметом самостоятельного анализа и открытого обсуждения. В итоге родилась самостоятельная научная дисциплина - « Методология научного познания ».

 

 

 

 

1. Суть методологии как научной дисциплины.

Методология - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология дословно означает «учение о методах» (ибо  происходит этот термин от двух греческих  слов: «методос» — метод и «логос»  — учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Родоначальником методологии в собственном смысле слова является английский философ Ф. Бэкон, впервые выдвинувший идею вооружить науку системой методов и реализовавший эту идею в «Новом органоне». С этого времени проблема метода становится одной из центральных в философии.

В современной  литературе под методологией обычно понимают прежде всего методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки даёт характеристику компонентов научного исследования — его объекта, предмета анализа,задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.

Понятие «методология» имеет два  основных значения:

1. Система определенных  способов, приемов и операций, применяемых  в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве  и т. п.);

2. Учение об  этой системе, теория метода. Так, методология науки исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике. Однако неверно сводить полностью методологическое к рациональному. «Все сущее не делится на разум без остатка», так как существуют и внерациональные средства, и приемы познания.

Методология – особая дисциплина, исследующая познавательные аспекты научной деятельности применительно к каждой науке.

 Методология включает три уровня знаний:

1. Философско-гносеологический, объединяющий логику, теорию познания (гносеологию) и общую методологию  научного исследования.

 2.  Теоретический уровень, представляющий теоретический подход к изучению явлений, который опирается на данные конкретного научного анализа.

3. Эмпирический уровень,  где изучаются методы и технические  приемы исследования (называемые  обычно методикой исследования). Эта структура методологии отражает  взаимосвязь теории, концепции и  исследовательской практики, и призвана объяснять все три уровня для рационализации и упорядочивания социального познания.

Методология – тип рационально-рефлексивного сознания, направленная на изучение, совершенствование и конструирование методов  в различных сферах духовной и практической деятельности.

 Так же некоторые авторы разделили методологию (имея в виду методологию науки) на два типа: дескриптивную (описательную) методологию – о структуре научного знания, закономерностях научного познания и т.д.; и нормативную (прескриптивную) методологию – прямо направленную на регуляцию деятельности и представляющую собой рекомендации и правила осуществления научной деятельности.

 

 

 

2.Понятие  метод, основные типы методов  и их взаимосвязь.

Как подчеркивал  Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным.

Метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

Метод–совокупность действий, призванных помочь достижению желаемых результатов. Его можно также охарактеризовать как форму теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта.

В современной  науке вполне успешно работает многоуровневая концепция  методологического знания. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на пять основных групп:

1.Философские методы.

2.Общенаучные (общелогические)  подходы и методы исследования.

3. Частно-научные методы.

4. Дисциплинарные методы.

5. Методы междисциплинарного исследования.

 

Философские методы познания в свою очередь делятся на диалетические  и  метафизические.

Диалектика – метод, исследующий развивающуюся, изменяющуюся реальную действительность. Он признает конкретность истины и предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания. Метод, противоположный диалектическому, называется метафизическим.  Метафизический метод рассматривает каждое явление изолированно, вне связи и взаимодействия явлений друг с другом. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.

Существует также другая классификация научных методов  по их роли и предназначению:

- общие методы касаются любого предмета природы, любой науки. Это различные формы диалектического метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени.

- особенные методы касаются лишь одной стороны изучаемого предмета или же определенного приема исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных методов также относятся наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент.

- частные методы - это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Таков метод кольцевания птиц, применяемый в зоологии. А методы физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, геофизики, кристаллофизики и др. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики.

Таким образом, метод (в той или иной своей  форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода — регулирование познавательной и иных форм деятельности.

Что касается методов  науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в  зависимости от роли и места в  процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, методы исследования и изложения и т.п. Выделяют также качественные и количественные методы, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д.

 

Классификация методов научного познания


 







 


Можно представить в виде схемы соотношение  общенаучных методов 

 


 







 


 

 

Анализ – мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.

Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.

Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к о общему, от менее общего, к более общему, например: переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество», от суждения : «механическая форма энергии превращается в тепловую» к суждению «всякая форма энергии превращается в тепловую».

Абстрагирование (идеализация) - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования. Пример такой идеализации в механике - материальная точка, т.е. точка, обладающая массой, но лишенная всяких размеров. Таким же абстрактным (идеальным) объектом является абсолютно твердое тело.

Индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объектов. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование называется научной индукцией. Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер. Это рискованный, но творческий метод. При строгой постановке эксперимента, логической последовательности и строгости выводов она способна давать достоверное заключение. По словам известного французского физика Луи де Бройля, научная индукция является истинным источником научного прогресса.

Дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Она тесно связана с обобщением. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то методом дедукции всегда будет получен истинный вывод. Особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. Математики оперируют математическими абстракциями и строят свои рассуждения на общих положениях. Эти общие положения применяются к решению частных, конкретных задач.

Аналогия - вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогия с простым позволяет понять более сложное. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч. Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире.

Моделирование - воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге - модели. Модели могут быть реальными (материальными), например, модели самолетов, макеты зданий. фотографии, протезы, куклы и т.п. и идеальными (абстрактными), создаваемые средствами языка (как естественного человеческого языка, так и специальных языков, например, языком математики. В этом случае мы имеем математическую модель. Обычно это система уравнений, описывающая взаимосвязи в изучаемой системе.

Информация о работе Суть методологии как научной дисциплины