Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:17, контрольная работа
Понимание сущности жизни, ее возникновения и эволюции определяет все будущее человечества на Земле как вида живого. В настоящее время накоплен огромный фактический материал, есть его осмысление, особенно в области молекулярной биологии и генетики, есть схемы или модели развития, но … нет ответа. Ближе всего к разгадке тайны подошла современная биология. Она сообщает множество интересных и важных подробностей, но упускает что-то принципиальное.
Системный подход в познании – представление объекта познания системой элементов и дальнейшее рассмотрение их внутренних и внешних связей, обеспечивающих его целостность.
Каждый объект обладает определенными системными признаками, количество этих признаков показывает, может ли быть объект отнесен к системным. При всем многообразии этих признаков, можно выделить основополагающие.
Признаком системности объекта, во-первых, является его ограниченность. Ограниченность определяет выделенность конкретного сложноорганизованного явления среди других, наличие установленных границ его функционирования.
Вторым признаком системности является автономность. Он отличает и обосабливает один объект от другого, она указывает на относительную самостоятельность системного явления или прогресса, его независимость, наличие внутренних источников существования.
Третьим признаком системности является целостность. Этот признак является внутренним свойством системы и характеризует ее интегрированность. В основе этого признака лежит соотношение частей и целого. От того, как оно понимается, зависит применение данного признака к обоснованию системности любого объекта. Иногда целостность системы рассматривается через количественную меру. В этом случае она воспринимается как такое целое, которое больше суммы его частей. Однако это верно не для всех познаваемых объектов.
Систему можно представить в виде структуры, выполняющей определенные функции. В этом случае при исследованиях используется структурно-функциональный подход.
Структурно – функциональный подход в познании - вариант системного подхода, предполагающий познание объекта путем анализа его структурных элементов и их собственных взаимосвязанных функций. Этот подход предполагает, что каждый элемент системы не только занимает определенное место в структуре системы, но и имеет определенное значение. При изменение структурно-функционального подхода на объектно-функциональный, т.е. рассматривающий общее функционирование объекта, приходим к кибернетическому подходу.
Кибернетический подход в познании – вариант системного подхода, при котором познание абстрактного материального объекта с неизвестной внутренней структурой сводится к анализу связей между входными воздействиями и выходными сигналами. Оригинальность кибернетического подхода состоит в том, что изучается не вещественный или иной состав системы, а результата ее работы, результат реакции на внешнее воздействие. Таким образом, при использовании кибернетического подхода одним из главных аспектов изучения объектов является связанная с объектом информация. Значение кибернетического подхода для научного познания состоит в следующем: во-первых, он предлагает для использования общенаучные понятия; во-вторых, в его рамках формируются новые методы исследований; в-третьих, он решает очень интересную для исследователей задачу, в котором при известных входном и выходном сигналах дается ответ на вопрос о внутренней структуре и составе системы. Объединение рассмотренных подходов позволило сформулировать многообещающий современный подход – синергетический. [3, с. 69].
Синергетический подход в познании – системный подход, для которого в качестве условия принимается то, что в некоторых системах возможна самоорганизация, т.е структура системы и, следовательно, ее свойства могут меняться скачком, спонтанно, непредсказуемо за счет совместного действия элементов системы.
Синергетический подход применяется к сложноорганизованным системам, в которых последующее состояние невозможно предсказать, зная предыдущее.
Главными посылками использования синергетического подхода при познании мира являются: [3, с. 70].
1. Невозможность жестко обусловить и запрограммировать эволюцию систем (эволюция – представления об изменениях в обществе или а природе, длительное изменение предшествовавшего состояния какой-либо системы);
2. Самодостаточность «созидающего потенциала» (достаточность внутренней энергии) системы для возникновения новых организационных форм;
3. Понимание того, что целое и сумма его частей являются качественно различными структурами, части не могут быть сложены арифметически, необходимость учитывать наложение их энергетических потенциалов;
4. Понимание того, что мир представляет собой иерархию сред с различной нелинейностью.
Оставаясь предметом научных дискуссий, синергетический подход является прообразом интегрального научного подхода третьего тысячелетия. Предполагается, что он может быть использован для объяснения всех эволюционных процессов в мире, включая эволюцию человека и происхождение жизни во Вселенной.
Заключение
Существует много концепций, в которых пытаются объяснить происхождение жизни. Со временем некоторые концепции опровергались, создавались новые, но ученые сегодня не в состоянии воспроизвести процесс возникновения жизни с такой же точностью, как это было несколько миллиардов лет назад. Даже наиболее тщательно поставленный опыт будет лишь модельным экспериментом, лишенным ряда факторов, сопровождавших появление живого на Земле. Трудность заключается в невозможности проведения прямого эксперимента по возникновению жизни.
Сейчас современная наука не может дать окончательного ответа на вопрос, что такое Жизнь. Варианты ответов, безусловно, есть, в том числе и приближающиеся. Казалось бы, к истине, но это скорее характеристики или отличительные признаки живого, описывающие разные стороны определения.
Список литературы
1. В.В. Горбачев «Концепции современного естествознания» М: Оникс 21 в. 2003 с.580
2. А.А. Горелов «Концепции современного естествознания» М. Центр 2002 с. 206
3. В.П. Шестаков, В.В. Сергиевский «Концепции современного естествознания» М. 2001 с.86
4. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова «Концепции современного естествознания» М 2002 с. 299
5. Л.Н. Грошев «Концепции современного естествознания» М. 1999 с.78