Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:25, контрольная работа
Отличительная особенность естественно-научного познания заключается в том, что для естествоиспытателей представляет интерес не материя или движение вообще, а конкретные виды материи и движения, свойства материальных объектов, их характеристики, которые можно измерить с помощью приборов. В современном естествознании различают три вида материи: вещество, физическое поле и физический вакуум.
Введение с.3
Роль системных представлений в анализе структурных уровней организации материи. с.4
Макро – микро – и мега – миры. с.8
Классическое и современное понимание концепции макромира. с.9
Заключение. с.13
Список литературы с.14
3.Маро-, микро-, и мега- миры.
Макромир – это мир объектов, соизмеримых с человеческим опытом. Размеры макрообъектов измеряются от долей миллиметра до сотен километров, а время от секунд до лет. Поведение же макроскопических тел, состоящих из микрочастиц, описывается классической механикой или электродинамикой. Материя может пребывать как в виде вещества так, и виде поля, причем вещество дискретно, а поле – непрерывно. [4]
К области макромира относятся те процессы, для которых постоянную Планка можно считать бесконечно малой величиной, которой допустимо пренебречь, а скорость света – бесконечно большой величиной, позволяющей отвлечься от временной длительности передачи сигналов, считать взаимодействия систем мгновенными как бы безвременными.[3]
Микромир – мир очень малых микрообъектов, размеры которых от 10-10 до 10-18 м, время жизни может быть до 10-24 с. Испускание и поглощение света происходит порциями, квантами, получившими название фотонов. Этот мир – мир от атомов до элементарных частиц. При этом для элементарных частиц свойственен корпускулярно-волновой дуализм, т.е. любой микрообъект обладает как волновыми, так и корпускулярными свойствами.
Описание макромира опирается на принципы дополнительности Н.Бора и соотношения неопределенности Гейзенберга. Мир элементарных частиц, которые долго считали элементарными «кирпичиками», подчиняются законам квантовой механики, квантовой электродинамики, квантовой хромодинамаки. Квантовое поле носит дискретный характер.[4]
Специфика микромира наиболее ярко отражена в разделах физики, основанных на квантовой механике, в том релятивистской, учитывающей одновременно и квантовость, и относительность процессов в микромире их структурных, пространственно-временных и энергетических характеристик.[3]
Мегамир – мир объектов космического масштаба: планеты, звезды, галактики, Метагалактика. Кроме них во Вселенной присутствуют материя в виде излучения и диффузная материя. Последняя может занимать огромные пространства в виде гигантских облаков газа и пыли – газо-пылевых туманностей. В звездах сосредоточено 97% вещества нашей Галактики – Млечный путь. В других галактиках распределение материи примерно такое же. В Галактике почти все звезды являются двойными, а всего их более 120млрд. Диаметр Галактики порядка 100 тыс.св.лет.Галактики, наблюдаемые с Земли как туманные пятнышки имеют разную форму: спиральную, неправильную, эллиптическую. Они образуют скопления из нескольких отдельных систем. Систему галактик называют Метагалактикой. Мегамир описывается законами классической механики с поправками которые были внесены теорией относительности. [4]
4.Классическое и современное понимание концепции макромира
Донаучный, или натурфилософский этап, охватывает период от античности до становления экспериментального естествознания в XVI—XVII вв. Наблюдаемые природные явления объяснялись на основе умозрительных философских принципов.
Наиболее значимой для последующего развития естественных наук была концепция дискретного строения материи атомизм, согласно которому все тела состоят из атомов — мельчайших в мире частиц. Со становления классической механики начинается научный этап изучения природы. Поскольку современные научные представления о структурных уровнях организации материи были выработаны в ходе критического переосмысления представлений классической науки, применимых только к объектам макроуровня, то начинать нужно с концепций классической физики. Формирование научных взглядов на строение материи относится к XVI в., когда Г. Галилеем была заложена основа первой в истории науки физической картины мира — механической. Он не просто обосновал гелиоцентрическую систему Н. Коперника и открыл закон инерции, а разработал методологию нового способа описания природы — научно-теоретического. Суть его заключалась в том, что выделялись только некоторые физические и геометрические характеристики, которые становились предметом научного исследования. Галилей писал: «Никогда я не стану от внешних тел требовать чего-либо иного, чем величина, фигура, количество и более или менее быстрого движения для того, чтобы объяснить возникновение вкуса, запаха и звука».
И. Ньютон, опираясь на труды Галилея, разработал строгую научную теорию механики, описывающую и движение небесных тел, и движение земных объектов одними и теми же законами. Природа рассматривалась как сложная механическая система. В рамках механической картины мира, разработанной И. Ньютоном и его последователями, сложилась дискретная (корпускулярная) модель реальности. Материя рассматривалась как вещественная субстанция, состоящая из отдельных частиц — атомов или корпускул. Атомы абсолютно прочны, неделимы, непроницаемы, характеризуются наличием массы и веса. Существенной характеристикой ньютоновского мира было трехмерное пространство евклидовой геометрии,
которое абсолютно постоянно и всегда пребывает в покое. Время представлялось как величина, не зависящая ни от пространства, ни от материи. Движение рассматривалось как перемещение в пространстве по непрерывным траекториям в соответствии с законами механики. Итогом ньютоновской картины мира явился образ Вселенной как гигантского и полностью детерминированного механизма, где события и процессы являют собой цепь взаимозависимых причин и следствий.
Механистический подход к описанию природы оказался необычайно плодотворным. Вслед за ньютоновской механикой были созданы гидродинамика, теория упругости, механическая теория тепла, молекулярно-кинетическая теория и целый ряд других, в русле которых физика достигла огромных успехов. Однако были две области — оптических и электромагнитных явлений, которые не могли быть полностью объяснены в рамках механистической картины мира.
Наряду с механической корпускулярной теорией, осуществлялись попытки объяснить оптические явления принципиально иным путем, а именно - на основе волновой теории, сформулированной X. Гюйгенсом. Волновая теория устанавливала аналогию между распространением света и движением волн на поверхности воды или звуковых волн в воздухе. В ней предполагалось наличие упругой среды, заполняющей все пространство, - светоносного эфира. Исходя из волновой теории X. Гюйгенс успешно объяснил отражение и преломление света.
Другой областью физики, где механические модели оказались неадекватными, была область электромагнитных явлений. Эксперименты английского естествоиспытателя М. Фарадея и теоретические работы английского физика Дж. К. Максвелла окончательно разрушили представления ньютоновской физики о дискретном веществе как единственном виде материи
и положили начало электромагнитной картине мира.
Явление электромагнетизма открыл датский естествоиспытатель X. К. Эрстед, который впервые заметил магнитное действие электрических токов. Продолжая исследования в этом направлении, М. Фарадей обнаружил, что временное изменение в магнитных полях создает электрический ток.
М. Фарадей пришел к выводу, что учение об электричестве и оптика взаимосвязаны и образуют единую область. Его работы стали исходным пунктом исследований Дж. К. Максвелла, заслуга которого состоит в математической разработке идей М. Фарадея о магнетизме и электричестве. Максвелл «перевел» модель силовых линий Фарадея в математическую формулу. Понятие «поле сил» первоначально складывалось как вспомогательное математическое понятие. Дж. К. Максвелл придал ему физический смысл и стал рассматривать поле как самостоятельную физическую реальность: «Электромагнитное поле — это та часть пространства, которая содержит в себе и окружает тела, находящиеся в электрическом или магнитном состоянии».
Исходя из своих исследований, Максвелл смог заключить, что световые волны представляют собой электромагнитные волны. Единая сущность света и электричества, которую М. Фарадей предположил в 1845 г., а Дж. К. Максвелл теоретически обосновал в 1862 г., была экспериментально подтверждена немецким физиком Г. Герцем в 1888 г.
После экспериментов Г. Герца в физике окончательно утвердилось понятие поля не в качестве вспомогательной математической конструкции, а как объективно существующей физической реальности. Был открыт качественно новый, своеобразный вид материи.
Итак, к концу XIX в. физика пришла к выводу, что материя существует в
двух видах: дискретного вещества и непрерывного поля.
В результате же последующих революционных открытий в физике в конце прошлого и начале нынешнего столетий оказались разрушенными представления классической физики о веществе и поле как двух качественно своеобразных видах материи.[5]
Все
вышеизложенные революционные открытия
в физике перевернули ранее существующие
взгляды на мир. Исчезла убежденность
в универсальности законов
классической механики, ибо
разрушились прежние представления
о неделимости атома, о постоянстве
массы, о неизменности химических
элементов и т.д. Теперь уже вряд
ли можно найти физика,
который считал бы, что все
проблемы его науки можно решить
с помощью механических понятий
и уравнений. Рождение и развитие
атомной физики, таким образом,
окончательно сокрушило прежнюю
механистическую картину мира.
Но классическая механика Ньютона
при этом не исчезла. По сей
день она занимает почетное
место среди других естественных
наук. С ее помощью, например, рассчитывается
движение искусственных спутников
Земли, других космических объектов
и т.д. Но трактуется она
теперь как частный, случай
квантовой механики, применимый
для медленных движений и больших
масс объектов макромира.[6]
1. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. Концепции современного естествознания. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
2. С.Х. Карненков. Основные концепции естествознания. М.: высшее образование. 2007.
3. Е.Ф.
Солонов, Концепции
4. Т.Я.
Дубкищева. Концепции
5. В.Н. Лавриненко,
В.П. Ратников. Концепции современного
естествознания. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
14