Синергетика как наука самоорганизации в живой природе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 18:30, контрольная работа

Краткое описание

Условия жизни, или условия существования — это совокупность необходимых для организма элементов среды обитания с которыми он находится в неразрывном единстве и без которых существовать не может.
Цель работы – проанализировать особенности организации и самоорганизации в живой природе.

Оглавление

Введение …………………………………………………………….…...... 3
Синергетика как наука самоорганизации в живой природе……………………………………………………………………..4
Синергетика – новая наука современности …………..………….. 4
Синергетика и самоорганизация …………………..................……7
Механизм самоорганизации …………………..…………….….…10
Заключение ……………………………………………………………….13
Список литературы ………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).doc

— 73.00 Кб (Скачать)

  Но переход  на новый качественный уровень структурной  организации произойдет лишь тогда, когда интенсивность использования, которая играет роль организатора в  системе, будет достаточно велика для  того, чтобы уменьшить энтропию в системе и перевести систему в новое устойчивое состояние. Таким образом, изменяя параметры системы, а именно интенсивность роста числа элементов и интенсивность их использования, мы можем инициировать процесс самоорганизации в системе, замедлять или ускорять его. При этом мы можем перевести систему на новый, более совершенный уровень развития или разрушить ее.

  Гибель  системы может произойти в  двух случаях:

  Во-первых, когда случайные флуктуации во внешней  среде приводят к гибели отдельных элементов системы, к разрушению взаимосвязи между ними, в результате чего система уже не способна выполнять заданные функции.

  Во-вторых, когда нет использования информации о тех или иных свойствах элементов  системы в процессе функционирования во внешней среде. Нет использования, а, следовательно, и накопления информации во внешней среде, в результате чего нарушается прямая связь системы с внешней средой. Нарушается работа регулирующих механизмов, что приводит к дезорганизации системы и, как следствие, к ее гибели.

  Прежде  чем приступить к анализу процесса развития системы, нужно определить те признаки элементов, которые являются инвариантами для исследуемой группы элементов. И уже для этих выбранных  элементов-признаков рассматривать  степень упорядоченности, рассматривать рост и отмирание именно этих признаков.

  Модель  должна связывать динамические характеристики системы (интенсивность роста и  использования элементов-признаков) с функцией состояния системы, которая  характеризует изменение ее упорядоченности, то есть с энтропией. Модель должна быть нелинейной, так как она должна отражать и количественные и качественные изменения в системе. В модели должен быть отражен механизм обратной связи системы со средой.

  Однако  способность системы обмениваться информацией с внешней средой, увеличивать или уменьшать число элементов-признаков, сохранять устойчивость еще не делает эту систему развивающейся. Порождаемая неравновесными внешними условиями неустойчивость приводит к увеличению интенсивности диссипации, вследствие чего создаются условия возникновения новой неустойчивости. Иными словами, в системе увеличивается интенсивность протекания некоторых необратимых процессов, благодаря чему и отклонение системы от равновесия становится еще большим. Это означает, что вероятность существования такого класса флуктуаций, по отношению к которым новые процессы становятся неустойчивыми, возрастает.

  С другой стороны, если бы в результате возникновения  неустойчивости интенсивность диссипации снижалась, то система по своим свойствам приблизилась бы к некоторой равновесной замкнутой системе, то есть к состоянию, в котором затухают любые флуктуации. Такой механизм можно изобразить следующим образом:

  Интенсивность диссипации, то есть увеличение энтропии, можно связать с интенсивностью роста числа новых элементов-признаков в системе. Если флуктуации вызывают интенсивный рост новых элементов и между ними не успевают образовываться связи, организация системы нарушается, энтропия возрастает, система становится структурно неустойчивой. Существование неустойчивости можно рассматривать как результат флуктуации, которая сначала была локализована в малой части системы, а затем распространилась и привела к новому макроскопическому состоянию. » [5, 182 – 183 с.] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение 

  «Процессы самоорганизации, которые изучает синергетика, основываются на одном общем эффекте — способности разнокачественных единиц материи в известных условиях проявлять активность, и даже не просто активность, а своего рода двойственность, каким-то образом согласованную, протекающую по единому плану и направленную в каждом конкретном случае на вполне конкретный факт структурирования или структурной трансформации.

  Самоорганизующиеся  системы приобретают присущие им свойства, структуры или функции и без какого бы то ни было вмешательства извне. Дифференциация клеток в биологии и рост снежинок могут в равной степени служить примерами самоорганизации.

  Со времени  открытия второго закона термодинамики  встал вопрос о том, как можно согласовать вывод о возрастании во времени энтропии (неопределенности, хаоса) в замкнутых системах с процессами самоорганизации в живой и неживой природе, происходящими в открытых системах. Долгое время казалось, что существует противоречие между выводами второго закона термодинамики и эволюционной теории Ч. Дарвина, согласно которой в живой природе благодаря принципу отбора непрерывно происходит процесс самоорганизации.

  Разработка  представлений о самоорганизации  материи как о содержании процесса развития и движения эволюционировало в ходе обобщения естественнонаучных данных. Идеи самоорганизации резко выдвинулись вперед в связи с появлением новых данных, представленных кибернетикой. »   [6, 269, 277 c.] 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

   
  1. Карпенков С.Х. Концепция современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 320 с.
  2. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова -3-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 317 с.
  3. Горелов А.А. Концепция современного естествознания. – М.: Высшее образование. 2005.  – 335 с.
  4. Гусейханов М. К., Раджабов О. Р. Концепции современного естествознания: Учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 540 с.
  5. Кунафин М. С. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. Изд. – Уфа, 2003. – 488 с.
  6. Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания: курс лекций / Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 480 с.

Информация о работе Синергетика как наука самоорганизации в живой природе