Шпаргалки по дисциплине "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Концепции современного естествознания".

Файлы: 1 файл

1 естественнонаучная и гуманитарная культур1.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

1 естественнонаучная  и гуманитарная культуры

Естествознание - комплекс наук, описывающих природные  явления и интерпретирующих их.

Провести четкую грань между естественными, техническими и общественными науками в  принципе нельзя, поскольку существует целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными по своей сути. Так, на стыке естественных и общественных наук находится экономическая география, на стыке естественных и технических — бионика, а комплексной промежуточной дисциплиной, которая включает и естественные, и общественные, и технические аспекты стала экология.

Сформировавшееся  деление членов общества на «физиков»  и «лириков», отдельное независимое  существование «двух культур» -гуманитарной и естественнонаучной - несостоятельны. Истинно культурный человек, безусловно, наследует культурные ценности общества в комплексе, сводит в целостное мировоззрение все явления действительности, попадающие в сферу его деятельности.

Таким образом, естественнонаучная и гуманитарная сферы культуры в обществе всегда пересекаются, дополняют и взаимовлияют друг на друга, особенно в моменты формирования новых мировоззренческих идей. Так, например, можно уловить связь между возникновением в конце XIX века идеями теории относительности и формированием новой художественной концепции отображения мира в импрессионизме - в обоих случаях мир представляется подвижным, изменчивым и непредсказуемым. Человек как социальный индивид одновременно является и творением культуры предшествующих эпох, и творцом новой культуры. Творчески активная личность всегда привносит в современное ему общество новые ценности. Те из них, которые востребованы обществом и «включены» в культурное наследие, передаются в будущее.

Культура- совокупность духовных и мат ценностей. Норм поведения людей, созданных человечеством ,и сам процесс их создания.

ГК- обьем знаний философии, религиоведения, этики, искусствознания, литературоведения и др. Системообр. ценности гуманит. знаний ( гуманизм, идеалы и пр.)

ЕК- исторический обьем знаний о природе, видах сферах бытия. Усвоенное человеком содержание накопленных и актуализированных знаний о природе 

2 Наука в системе культуры

Концепциями современного естествознания являются определенные способы трактовки закономерностей  об окружающем мире, полученные естественными науками за последнее столетие. Естествознанием называют раздел науки, который изучает мир в его естественном состоянии независимо от человека. Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку.

Наука представляет собой особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Наука как многофункциональное  явление представляет собой: 1) отрасль  культуры; 2) способ познания мира; 3) систему организованности.

Дифференциация  научного знания служит необходимым  этапом в развитии науки, и она  направлена на более тщательное и  глубокое изучение отдельных явлений  и процессов определенной области  действительности.

Интеграция научного знания осуществляется в различных формах, начиная от применения понятий, теорий и методов одной науки в другой и кончая возникшим в нашем столетии системным методом. Все, что создано человеком, в отличие от данного природой, является культурой. Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития Н. превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятием "Н." включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин "Н." употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания.

Непосредственные  цели Н.— описание, объяснение и  предсказание процессов и явлений  действительности, составляющих предмет  её изучения на основе открываемых  ею законов, т. е. в широком смысле — теоретическое отражение действительности. 

3 наука в разные  исторические эпохи

период: античность. стадия познания: натурфилософия. Картина  мира: натурфилософская

период: средневековье. стадия познания: натурфилософия. Картина  мира: схоластическая

период: возрождение. стадия познания: аналитическая. Картина мира: механистическая

период: новое  время. стадия познания: аналистическая+синтетическая. Картина мира: механистическая

период: современное  время. стадия познания: интегрально-дифференциальная. Картина мира: совр. естественнонаучная

Натурфилософия -философия природы, умозрительное  истолкование природы, рассматриваемой  в её целостности.

Схоластика - систематическая  средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Механицизм —  существовавшие в прошлом метод  познания и миропонимание, рассматривающие  мир как механизм. В более широком  смысле механицизм есть метод сведения сложных явлений к их физическим причинам; противопоставлялся витализму. 

4 Естествознание.как  единая наука о природе

Естествознание - система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как  целое. Естествознание - одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа промышленной и с.-х. техники и медицины; естественно-научный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы. Природа, которая служит предметом Естествознание, рассматривается не абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно, как находящаяся под воздействием человека, т. к. её познание достигается в итоге не только теоретической, но и практической производственной деятельности людей. Естествознание как отражение природы в человеческом сознании совершенствуется в процессе её активного преобразования в интересах общества. Цели Естествознание - двоякие: 1) находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления и 2) раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы. Можно сказать: познание истины (законов природы) - непосредственная или ближайшая цель Естествознание, содействие их практическому использованию - конечная цель Естествознание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5 Этапы в развитии научного познания

История науки  свидетельствует о том, что в  своем развитии естествознание, начиная  с самых первых ее шагов в древности, прошло через три стадии и вступает в четвертую 

На первой из них сформировались общие синкретические (нерасчлененные, недетализированные) представления об окружающем мире как о чем-то целом, появилась так называемая натурфилософия (философия Природы), превратившаяся во всеобщее вместилище идей и догадок, ставших к XIII—XV столетиям зачатками естественных наук (созерцание природы)

Затем, именно с XV—XVI веков, последовала аналитическая  стадия - мысленное расчленение и  выделение частностей, приведшее  к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшей астрономией) (анализ процессов происходящих в природе)

Позднее, уже  ближе к нашему времени, постепенно стало происходить воссоздание  целостной картины Природы на основе ранее познанных частностей путем приведения, в движение остановленного, т. е. наступила синтетическая стадия ее изучения

Наконец, в настоящее  время пришла пора не только обосновать принципиальную целостность (интегральность) всего естествознания, начинает осуществляться необходимая заключительная интегрально-дифференциальная стадия. Поэтому естествознание как действительно единая наука о Природе рождается фактически только теперь. Лишь на данной заключительной стадии можно на самом деле рассматривать Природу (Вселенную, Жизнь и Разум) как единый многогранный объект естествознания 

6 Методы естественнонаучного  познания природы

В основе методов  естествознания лежит единство его  эмпирической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают  друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы - теория становится беспредметной

Методы естествознания могут быть подразделены на следующие  группы:

Особенные эмпирические методы:

Наблюдение - это  целенаправленный строгий процесс  восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены.

Измерение- определение  количественных значений изучаемого объекта  и его свойств, с помощью спец. технических устройств

Эксперимент - метод  познания, при помощи которого явления  действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть активностью по отношению к нему.

Особенные теоретические методы:

Формализация- использование  спец. символики вместо реальных объектов

Индукция- от частного к общему, т.е. получение выводе, умозаключения на основе частных посылок. Дедукция- получение частных выводов на основе общих знаний.

Особые  универсальные методы:

Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления.

Аналогия - метод  познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете.

Анализ-процедура  мысленного или реального расчленения  объекта на составляющие и их отдельное изучение.

Синтез-соединение различных элементов систему

Таким образом, традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов — первичное эмпирическое обобщение — обнаружение отклоняющихся от правила фактов — изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения — логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на истинность. Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Такая модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что большая часть современного научного знания построена именно таким способом. 

7 картины мира в разные периоды развития естествознания

Научная картина  мира (НКМ) — (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий  синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке Система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире называется сциентизм. История науки свидетельствует о том, что в своем развитии естествознание, начиная с самых первых ее шагов в древности, прошло через три стадии и вступает в четвертую

На первой из них сформировались общие синкретические (нерасчлененные, недетализированные) представления об окружающем мире как  о чем-то целом, появилась так  называемая натурфилософия (философия  Природы), превратившаяся во всеобщее вместилище идей и догадок, ставших к XIII—XV столетиям зачатками естественных наук (созерцание природы)

Затем, именно с XV—XVI веков, последовала аналитическая  стадия - мысленное расчленение и  выделение частностей, приведшее  к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшей астрономией) (анализ процессов происходящих в природе)

Информация о работе Шпаргалки по дисциплине "Концепции современного естествознания"