Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Концепции современного естествознания".
1 естественнонаучная и гуманитарная культуры
Естествознание - комплекс наук, описывающих природные явления и интерпретирующих их.
Провести четкую грань между естественными, техническими и общественными науками в принципе нельзя, поскольку существует целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными по своей сути. Так, на стыке естественных и общественных наук находится экономическая география, на стыке естественных и технических — бионика, а комплексной промежуточной дисциплиной, которая включает и естественные, и общественные, и технические аспекты стала экология.
Сформировавшееся деление членов общества на «физиков» и «лириков», отдельное независимое существование «двух культур» -гуманитарной и естественнонаучной - несостоятельны. Истинно культурный человек, безусловно, наследует культурные ценности общества в комплексе, сводит в целостное мировоззрение все явления действительности, попадающие в сферу его деятельности.
Таким образом, естественнонаучная и гуманитарная сферы культуры в обществе всегда пересекаются, дополняют и взаимовлияют друг на друга, особенно в моменты формирования новых мировоззренческих идей. Так, например, можно уловить связь между возникновением в конце XIX века идеями теории относительности и формированием новой художественной концепции отображения мира в импрессионизме - в обоих случаях мир представляется подвижным, изменчивым и непредсказуемым. Человек как социальный индивид одновременно является и творением культуры предшествующих эпох, и творцом новой культуры. Творчески активная личность всегда привносит в современное ему общество новые ценности. Те из них, которые востребованы обществом и «включены» в культурное наследие, передаются в будущее.
Культура- совокупность духовных и мат ценностей. Норм поведения людей, созданных человечеством ,и сам процесс их создания.
ГК- обьем знаний философии, религиоведения, этики, искусствознания, литературоведения и др. Системообр. ценности гуманит. знаний ( гуманизм, идеалы и пр.)
ЕК- исторический
обьем знаний о природе, видах сферах
бытия. Усвоенное человеком содержание
накопленных и актуализированных знаний
о природе
2 Наука в системе культуры
Концепциями современного
естествознания являются определенные
способы трактовки
Наука представляет собой особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Наука как многофункциональное явление представляет собой: 1) отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) систему организованности.
Дифференциация научного знания служит необходимым этапом в развитии науки, и она направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности.
Интеграция научного знания осуществляется в различных формах, начиная от применения понятий, теорий и методов одной науки в другой и кончая возникшим в нашем столетии системным методом. Все, что создано человеком, в отличие от данного природой, является культурой. Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития Н. превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятием "Н." включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин "Н." употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания.
Непосредственные
цели Н.— описание, объяснение и
предсказание процессов и явлений
действительности, составляющих предмет
её изучения на основе открываемых
ею законов, т. е. в широком смысле
— теоретическое отражение действительности.
3 наука в разные исторические эпохи
период: античность. стадия познания: натурфилософия. Картина мира: натурфилософская
период: средневековье. стадия познания: натурфилософия. Картина мира: схоластическая
период: возрождение. стадия познания: аналитическая. Картина мира: механистическая
период: новое время. стадия познания: аналистическая+синтетическая. Картина мира: механистическая
период: современное время. стадия познания: интегрально-дифференциальная. Картина мира: совр. естественнонаучная
Натурфилософия -философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности.
Схоластика - систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Механицизм —
существовавшие в прошлом метод
познания и миропонимание, рассматривающие
мир как механизм. В более широком
смысле механицизм есть метод сведения
сложных явлений к их физическим
причинам; противопоставлялся витализму.
4 Естествознание.как единая наука о природе
Естествознание
- система наук о природе, или естественных
наук, взятых в их взаимной связи, как
целое. Естествознание - одна из трёх основных
областей научного знания о природе,
обществе и мышлении; теоретическая основа
промышленной и с.-х. техники и медицины;
естественно-научный фундамент философского
материализма и диалектического понимания
природы. Природа, которая служит предметом
Естествознание, рассматривается не абстрактно,
вне деятельности человека, а конкретно,
как находящаяся под воздействием человека,
т. к. её познание достигается в итоге не
только теоретической, но и практической
производственной деятельности людей.
Естествознание как отражение природы
в человеческом сознании совершенствуется
в процессе её активного преобразования
в интересах общества. Цели Естествознание
- двоякие: 1) находить сущность явлений
природы, их законы и на этой основе предвидеть
или создавать новые явления и 2) раскрывать
возможность использования на практике
познанных законов, сил и веществ природы.
Можно сказать: познание истины (законов
природы) - непосредственная или ближайшая
цель Естествознание, содействие их практическому
использованию - конечная цель Естествознание
5 Этапы в развитии научного познания
История науки свидетельствует о том, что в своем развитии естествознание, начиная с самых первых ее шагов в древности, прошло через три стадии и вступает в четвертую
На первой из них сформировались общие синкретические (нерасчлененные, недетализированные) представления об окружающем мире как о чем-то целом, появилась так называемая натурфилософия (философия Природы), превратившаяся во всеобщее вместилище идей и догадок, ставших к XIII—XV столетиям зачатками естественных наук (созерцание природы)
Затем, именно с XV—XVI веков, последовала аналитическая стадия - мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшей астрономией) (анализ процессов происходящих в природе)
Позднее, уже ближе к нашему времени, постепенно стало происходить воссоздание целостной картины Природы на основе ранее познанных частностей путем приведения, в движение остановленного, т. е. наступила синтетическая стадия ее изучения
Наконец, в настоящее
время пришла пора не только обосновать
принципиальную целостность (интегральность)
всего естествознания, начинает осуществляться
необходимая заключительная интегрально-дифференциальная
стадия. Поэтому естествознание как действительно
единая наука о Природе рождается фактически
только теперь. Лишь на данной заключительной
стадии можно на самом деле рассматривать
Природу (Вселенную, Жизнь и Разум) как
единый многогранный объект естествознания
6 Методы естественнонаучного познания природы
В основе методов
естествознания лежит единство его
эмпирической и теоретической сторон.
Они взаимосвязаны и
Методы естествознания могут быть подразделены на следующие группы:
Особенные эмпирические методы:
Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены.
Измерение- определение количественных значений изучаемого объекта и его свойств, с помощью спец. технических устройств
Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть активностью по отношению к нему.
Особенные теоретические методы:
Формализация- использование спец. символики вместо реальных объектов
Индукция- от частного к общему, т.е. получение выводе, умозаключения на основе частных посылок. Дедукция- получение частных выводов на основе общих знаний.
Особые универсальные методы:
Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления.
Аналогия - метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете.
Анализ-процедура мысленного или реального расчленения объекта на составляющие и их отдельное изучение.
Синтез-соединение различных элементов систему
Таким образом,
традиционная модель строения научного
знания предполагает движение по цепочке:
установление эмпирических фактов — первичное
эмпирическое обобщение — обнаружение
отклоняющихся от правила фактов — изобретение
теоретической гипотезы с новой схемой
объяснения — логический вывод (дедукция)
из гипотезы всех наблюдаемых фактов,
что и является ее проверкой на истинность.
Подтверждение гипотезы конституирует
ее в теоретический закон. Такая модель
научного знания называется гипотетико-дедуктивной.
Считается, что большая часть современного
научного знания построена именно таким
способом.
7 картины мира в разные периоды развития естествознания
Научная картина мира (НКМ) — (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке Система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире называется сциентизм. История науки свидетельствует о том, что в своем развитии естествознание, начиная с самых первых ее шагов в древности, прошло через три стадии и вступает в четвертую
На первой из них сформировались общие синкретические (нерасчлененные, недетализированные) представления об окружающем мире как о чем-то целом, появилась так называемая натурфилософия (философия Природы), превратившаяся во всеобщее вместилище идей и догадок, ставших к XIII—XV столетиям зачатками естественных наук (созерцание природы)
Затем, именно с XV—XVI веков, последовала аналитическая стадия - мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшей астрономией) (анализ процессов происходящих в природе)
Информация о работе Шпаргалки по дисциплине "Концепции современного естествознания"