Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:17, контрольная работа
В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую превращаются в крайне абстрактные формулы математики и вообще в различного рода формализующие знаки, например химические, в диаграммы, схемы, кривые, графики и т.п. Но жизнь, особенно человеческие судьбы, на много порядков сложнее всех наших научных представлений, где все «разложено по полочкам», поэтому у человека извечна и неистребима потребность выхода за пределы строго доказательного знания и погружения в царство таинственного, чувствуемого интуитивно, схватываемого не в строго и гладко «обтесанных» научных понятиях, а в каких-то «размытых», но очень важных символических образах, тончайших ассоциациях, предчувствиях и т.п.
Введение ................................................................................2
1 Понятие науки и научного познания...................................................
2 Теория как высшая форма организации научного познания.............
3 Критерии и нормы научности...............................................................
3.1 Эталоны научного знания.........................................................
3.2 Вненаучное знание....................................................................
3.3 Принципы верификации и фальсификации............................
3.4 Анализ становления закона Менделеева.................................
Проблемы границ научного метода и научности..............................
Заключение .....................................................................................................
Список литературы...................................................................................
К структурным компонентам теоретического познания относятся проблема, гипотеза и теория. Эти компоненты выступают как узловые моменты построения и развития знания на теоретическом уровне. Построению теории предшествует выдвижение гипотезы, а построение гипотезы начинается с проблемы. Когда теория не может объяснить заинтересовавшие факты, ее необходимо улучшать, изменять или заменять путем решения проблемы.
Проблема – это то, что нужно познать, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема – это процесс, включающий два этапа движения познания: постановку и решение. Умение верно поставить проблему – залог ее успешного решения. Проблемы возникают или как следствие противоречий в отдельной теории, или при столкновении теории с наблюдениями. Научные проблемы следует отличать от ненаучных, например, проблема создания вечного двигателя. Проблемы существуют теоретические и практические.
Гипотеза – предположение, сформулированное на основе фактов, истинное значение которого нуждается в доказательстве. С помощью гипотез исследователи ставят мысленные эксперименты, строят модели явлений и фрагментов действительности.
Предположение, не подразумевающее возможность проверки на соответствие фактам и экспериментальному подтверждению, не является научной гипотезой. Принципиальная проверяемость гипотезы выражается в свойствах фальсифицируемости (опровержения) и верифицируемости (подтверждения). То есть необходимо найти те условия, при которых верность предположения должна быть подтверждена, а ее неверность обязательно должна проявить себя. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, третьи отбрасываются. Стадию гипотезы успешно прошел периодический закон Д.Менделеева, а гипотеза о существовании теплорода была отвергнута. Решающей проверкой истинности гипотезы является практика во всех своих формах, вспомогательную роль играет логический (теоретический) критерий истины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.
Теория – высшая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примеры этой формы знания – механика И.Ньютона, теория относительности А.Эйнштейна.
Любая научная деятельность осуществляется с помощью методов. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь, т.е. метод, должны быть истинными. Метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Теория, отражая действительность, преобразуется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, которые возвращаются в теорию, а через нее – в практику. Объективная сторона метода заключается в том, что происходит он из практики, из материальной действительности. Субъективная сторона – носителем метода является конкретный индивид. Метод – это орудие, с помощью которого субъект соотносится с объектом.
Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение) никогда не проводятся «вслепую», а всегда направляются какой-либо концептуальной идеей, теорией. Методы теоретического познания (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод) основываются на эмпирических исследованиях. Эти методы создают и исследуют идеализированные объекты. В их создании играют определенную роль не только результаты непосредственного контакта с миром, но и способность ума к абстрагированию, творческое воображение и интуиция. Очевидно, что это характеризует теоретическое познание как высшую форму научного знания.
3. Критерии и нормы научности
3.1 Эталоны научного знания
В нормах научности представлены цели научной деятельности и способы их достижения. В эталон научного знания входят:
Методологией науки сформулированы основные критерии и нормы научности. Для понимания важности разграничения псевдонаучных идей от научных рассмотрим более подробно псевдонаучные идеи.
3.2 Вненаучное знание
Существуют другие формы знания и познания, не отвечающие критериям научности. Это обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, мифологическое. К ненаучным формам познания относят магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистическое и эзотерическое познание, «оккультные науки». А это значит, что познание не может быть ограничено только сферой науки, оно существует и за ее пределами. Причем многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного. Например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. Современный американский методолог науки П.Фейерабенд обосновал мысль о том, что теория познания не может ограничиться анализом только научного знания. Необходимо исследовать и все другие многообразные формы, наука не может заменить другие течения и быть «единственно возможным способом решения проблем». Наука – лишь один из главных инструментов, которые человек изобрел для того, чтобы познать окружающий мир. Философ призывает видеть многообразие форм познания и способов понимания природы и общества (рилигия, мифы, наука и т.д.), исходить из необходимости выбора между ними и ни одну из них не представлять в качестве меры метода и знания. То есть, в современном обществе должны сосуществовать обе стороны – разум (мышление, наука) и «неразумие» (иррациональное).
Была предложена классификация форм вненаучного знания 3 и выделены его формы:
Ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира.
Донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного.
Паранаучное как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранормального (пара (греч)-около,при) знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающимися за обычными явлениями
Лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание
Квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Появляется в условиях жестко проявленного идеологического режима.
Антинаучное как утопическое и сознательно искажающее представления о действительности, как бы подход с противоположным знаком
Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, о снежном человеке, о лох-несском чудовище.
Т.Г.Лешкевич. и Л.А.Мирская выделяют три основные вида познавательных феноменов: паранормальное знание, псевдонаука, дивиантная наука.
Паранормальное знание включает в себя учение о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями (мистика, спиритизм, телепатия, ясновидение, психокинез). Для псевдонаучного знания характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, умелая обработка фактов. Его отличительные признаки – рассказ историй и безошибочность. Термин «дивиантное» означает отклоняющуюся от принятых и устоявшихся стандартов познавательную деятельность, то есть не признаются нормы, разделяемые большинством членов научного сообщества.
Проблема заключается в том, что для придания большего веса своим воззрениям некоторые представители ненаучных форм познания используют авторитет науки, создают впечатление причастности к раскрытию тайн Вселенной. Научное сообщество иногда вынуждено тратить время на рассмотрение универсальных схем мироздания, а простые люди просто могут поверить и получить вред. Поэтому необходимо четко отграничить псевдонаучные идеи от идей собственно науки. Нормы и идеалы науки, немного изменяясь, существовали во все эпохи.
3.3 Принципы верификации и фальсификации
В рамках философии науки можно выделить ряд крупных школ: неокантианство, позитивизм и неопозитивизм, критически рационализм, «философию и методологию научного познания».
Понятие «позитивизм» означает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания. Родоначальником этого философского течения является Огюст Конт (1798-1857). Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека. Первая, теологическая, стадия все явления объясняет на основе религиозных представлении, вторая – метафизическая, заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Задача этой стадии критическая: разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию – позитивную, научную. Вторая стадия в развитии позитивизма – эмпириокритицизм. Принципиальное отличие данной стадии развития позитивизма от предшествующей состоит в том, что основную задачу философии её представители видели не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания.
Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм – начинается в 20-х гг.20 века. Неопозитивизм неоднороден: как философское течение он состоит из ряда философских школ и прошёл в своем развитии ряд последовательных этапов. Исторически первый и основной вариант неопозитивизма - логический позитивизм. При этом неопозитивисты исходят из предпосылок, что все знания выражаются с помощью языка, в виде каких-то высказываний. Центральная задача философии - разработать принципы проверки этих высказываний на соответствие их опыту человека, позитивному данному.
Как можно определить, являются те или иные высказывания научными или ненаучными? Для этого логическим позитивизмом была выдвинута «верификационная концепция знания»4. Согласно этому принципу, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной проверке на истинность. Проверка заключается в соотнесении утверждения с реальным положением дел с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. Различают непосредственную и косвенную верификацию. При непосредственной верификации эмпирической проверке подвергается само утверждение, говорящее о фактах действительности или экспериментальных данных. Но не каждое утверждение может быть непосредственно соотнесено с фактами, ибо большая часть научных утверждений относится к идеальным, или абстрактным, объектам. Такие утверждения верифицируются косвенным путем. Например, пусть нам нужно верифицировать утверждение «Температура в комнате равна 20°С». Его нельзя верифицировать непосредственно, ибо нет в реальности объектов, которым соответствуют термины «температура» и «20°С». Из данного утверждения мы можем вывести следствие, говорящее о том, что если в комнату внести термометр, то столбик ртути остановится у отметки «20». Мы приносим термометр и непосредственным наблюдением верифицируем утверждение «Столбик ртути находится у отметки "20"». Это служит косвенной верификацией первоначального утверждения.
Верифицируемость, т. е. эмпирическая проверяемость, научных утверждений и теорий считается одним из важных признаков научности. Утверждения и теории, которые в принципе не могут быть верифицированы, как правило, не считаются научными.
Однако, в ходе исследований довольно скоро выяснилось, что многие высказывания науки невозможно свести с «эмпирическому данному», к непосредственному опыту. Особенно наглядно это проявлялось в отношении научных высказываниях о фактах прошлого и высказываний, носящих широкий, обобщающий характер, формулирующих законы природы. Логический позитивизм встал перед дилеммой: либо исключить эти высказывания из науки, либо дать новое истолкование принципа верификации.