Переход от биосферы к ноосфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:47, реферат

Краткое описание

Ноосфера ("ноос" — по-гречески означает разум, дух.) — новое эмоциональное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерно взаимодействие человека и природы: связь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами. В. И. Вернадский (1863-1945) формулирует понимание жизни на Земле как геологическое явление, потому что по силе своего воздействия и по последствиям развитие жизни и создание биосферы оказало значительное влияние на эволюцию нашей планеты.

Файлы: 1 файл

Переход от биосферы к ноосфере.docx

— 21.85 Кб (Скачать)

Переход от биосферы к ноосфере

Ноосфера ("ноос" — по-гречески означает разум, дух.) — новое эмоциональное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерно взаимодействие человека и природы: связь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами. В. И. Вернадский (1863-1945) формулирует понимание жизни на Земле как геологическое явление, потому что по силе своего воздействия и по последствиям развитие жизни и создание биосферы оказало значительное влияние на эволюцию нашей планеты. Еще большее воздействие на все процессы, происходящие на планете оказало появление человека и его хозяйственная деятельность, которая, по словам В И. Вернадского, уже в сороковые годы XX века приобрела масштабное, геологическое влияние. Человечество, по Вернадскому, с одной стороны, - геологическая сила, а с другой, - новое состояние биосферы и на определенном этапе она перестает развиваться стихийно, преобразуясь в ноосферу - разумную оболочку планеты.

Иногда можно  услышать мнение, будто бы введенное  Вернадским понятие ноосферы не содержит в себе чего-либо нового и исчерпывается  учением о географической среде  обитания человечества. Однако вряд ли справедливо подобное отождествление. Категории "географическая среда" и "ноосфера" относятся не к  совпадающим вещам, не перекрываются  по смыслу. Географическая среда —  та оболочка Земли, которая воздействует на условия жизни, производства, культуры, быта людей. Ноосфера — оболочка Земли на которую воздействуют производство, культура, быт людей; сюда относятся и бывшие погребенные слои Земли, изменившиеся под влиянием прошлых антропогенных воздействий, не включенные в нынешнюю географическую среду. Ноосфера отражает планетарное воздействие общественного производства на верхние оболочки Земли; не все эти изменения входят непосредственно в географическую среду. Разрушение озонового слоя органическими растворителями и хладагентами уже идет, по элементом географической среды еще не стало, поскольку пока не влияет на производство, культуру, формы общения людей. Это — факт ноосферы, а не географической среды.

Ноосфера, по Вернадскому, требует качественно иного подхода: глобального управления планетарными процессами по единой разумной воле. Этот путь ведет к идеям социалистического  планового общества без частной  собственности, без войн. Ноосфера сформировалась на Земле в результате воздействия  или отражения божественного  разума, духа. Примерно так понимал  ноосферу Тейлор де Шарден, но не так  — Вернадский. Вот что он написал, обосновывая зарождение и появление  понятия ноосферы: "Впервые в  истории человечества интересы народных масс — всех и каждого — и  свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом  его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед  ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке  биосферы в интересах свободного мыслящего человечества как единого  целого.Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера".

Под ноосферой  Вернадский понимал не выделенный над  биосферой "мыслящий пласт", а  качественно новое состояние  самой биосферы, ее очередную трансформацию  в ходе эволюции. Известны и более  ранние переходы биосферы в качественно  новые состояния, сопровождавшиеся почти полной ее перестройкой. Но этот переход представляет собой нечто  особенное, ни с чем не сравнимое. На наших глазах биосфера резко меняется и едва ли может быть сомнение в том, что проявляющаяся этим путем ее перестройка научной мыслью через организованный человеческий труд не есть случайное явление, зависящее от воли человека, но есть стихийный природный процесс, корни которого лежат глубоко и подготавливались эволюционным процессом, длительность которого исчисляется сотнями миллионов лет... Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества, как единого целого,– писал В. И. Вернадский. Развитие научной мысли резко ускорило свой темп в последние столетия. В настоящее время можно говорить о взрыве научного творчества, что непосредственно связано с переходом биосферы в ноосферу.

Ноосфера как  высокоорганизованное состояние биосферы может возникнуть и существовать при условии, что дальнейший процесс  ее развития протекает сознательным путем, направляется и организуется научной мыслью. Это требует, с  одной стороны, настолько высокого уровня развития науки, при котором  такая задача становится ей посильной. С другой стороны, это ставит перед  учеными задачу овладения в ближайшем  будущем методами управления развитием  биосферы и создания необходимых для этого средств. Что же касается единства человечества, то оно составляет важнейшее условие образования ноосферы. В. И. Вернадский считал, что независимо от деления людей по расовым и национальным признакам, единство человечества неизбежно сложится в ближайшее время вопреки всему тому, что мешает этому процессу. Возможно, некоторые определения Вернадского в области геологии и устарели. Но главным все-таки остается тот факт, что Владимир Иванович выбрал правильное направление и придерживался его до конца своей плодотворной жизни. Он заложил фундамент некоторых открытий на стыке наук, задал направление развития науки.

Идеи В. Вернадского (1863—1945) по праву могут быть причислены к выдающимся достижениям отечественной  мысли. Понятие «биосфера» Вернадский воспринимал как пленку жизни, возникшую  на поверхности планеты, способную  поглощать энергию космоса и  трансформировать с ее помощью земное вещество. Биосфера как пленка жизни, окружившая внешнюю оболочку Земли, многократно усилила и ускорила эволюционные процессы за счет способности  утилизировать солнечную энергию. Живое вещество стало катализатором  процесса развития. Биота понимается как совокупность всех живых организмов, в том числе и человека, она имеет огромное значение для выживания человека как биологического вида, для сохранения и воспроизводства на Земле человеческого общества и цивилизации. Эволюция биоты реализуется через процесс видообразования крайне неустойчиво и знает множество катастроф. По современным данным, для естественного образования нового биологического вида требуется не менее 10 тыс. лет. Собственно, вся деятельность человека, начиная с самых древнейших времен, — это сплошное возмущение биосферы. Как только человек добыл огонь, стал заниматься охотой и земледелием, изготовлять метательное оружие, возник энергетический кризис. Реакция системы на возмущение зависит от его силы. Если возмущение ниже допустимого порога, то система в силах подавить негативные последствия, если выше, то последствия разрушают систему. Поэтому нагрузки на биосферу не должны превышать ее возможности сохранять стабильность. Такое взаимодействие и есть реальная основа принципа коэволюции. До середины XIX в. производимые человеком возмущения биосферы соответствовали их допустимым пределам, структурные соотношения в биоте сохранялись в границах, определяемых законами устойчивости биосферы, а потеря биоразнообразия была незначительной. Около 100 лет назад человечество перешло порог допустимого воздействия на биосферу, чем обусловило деформацию структурных отношений в биоте и угрожающее сокращение разнообразия. Вследствие этого биосфера перешла в возмущенное состояние. Методологи призывают осознать, что коэволюционное сосуществование природы и общества становится проблемой планетарного масштаба и приобретает первостепенную значимость.

Возникновение человека — это могучий фактор природных взаимодействий, в связи с чем необходимо обозначить место и роль человека в едином планетарном процессе развития, т.е. проблему ноосферы — сферы разума. В своем труде «Философские мысли натуралиста» В. Вернадский отмечал, что мы как раз переживаем яркое вхождение в геологическую историю планеты.

В последние  тысячелетия наблюдается интенсивный  рост влияния одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы. Под  влиянием научной мысли и человеческого  труда биосфера переходит в новое  состояние — в ноосферу. Основанием проблемы ноосферогенеза считается специфика изменений геобиохимической миграции вещества и энергии под воздействием человеческой жизнедеятельности.

ПТейяр де Шарден понимал ноосферу как «мыслящий пласт», своеобразную оболочку Земли, зародившуюся в конце третичного периода, разворачивающуюся над растениями и животными, вне биосферы и над ней. С первым проблеском мысли на Земле жизнь породила силу, способную критиковать ее саму и судить о ней. Ноосфера включала в себя мысли и дела человека, совокупность мыслящих сил и единиц; вовлеченная во всеобщее объединение посредством совместных действий, она будет в значительной степени определять эволюцию нашей планеты.

В едином эволюционном потоке понятие «ноосфера» фиксирует  появление и использование новых  средств и факторов развития, имеющих  духовно-психическую природу. По мнению Тей-яра де Шардена, с появлением ноосферы завершается после более чем 600 млн лет биосферное усилие церебрализации -развитие нервной системы. Это огромный эволюционный скачок в планетарном и космическом развитии, сравнимый разве что с явлением витализации материи, т.е. с возникновением самой жизни. Появление человека, способного к свободному изобретению и рефлексии, осознанию своих действий и мыслей, — это с логической точки зрения и новое, перспективное развитие предыдущей (биологической) формы движения материи, и фактор, задающий перед лицом неодушевленной материи «новый порядок реальности». Это действительно инициативный системообразующий фактор, который по своей «физической внедренно-сти» является не внешним, инородным элементом, а чем-то равнозначным, но превосходящим все существующее.

Образование ноосферы из биосферы предполагает проявление человечества как единого целого. Чтобы ноосфера оправдала свое наименование как «сфера разума», в ней должна господствовать гуманистическая научная  мысль, которая могла бы подавить неблагоприятные для будущего человечества последствия технического прогресса  и развернуть широкие перспективы  для расцвета общественной жизни. Разум  оказывается не только специальным  аппаратом познания, но и организующим источником жизнедеятельности. Взрыв  научной мысли не может не оказать  принципиального воздействия на условия существования человечества. Вернадский подчеркивает масштабы этого  процесса: ноосфера -тип материальной системы, которая охватывает гигантский все-планетарный процесс. Ноосферность предполагает решение высших организационных задач жизнедеятельности человечества и идею сознательной и разумной регулируемости природно-кос-мического порядка.

По мнению ученого, ноосфера — это область явлений, которая выходит за пределы изучения естествознания и не может быть охвачена ни одной из естественных наук в  отдельности. Ноосфера совершенно уникальный объект научного познания, в котором  переплетаются константы косной и живой природы, особенности  общественного развития и интеллектуальной мысли. Вернадский побуждает взглянуть  на весь глобальный эволюционный процесс  развития природы, общества, науки и  техники, на раскрытие ранее неизвестных  свойств этого целостного процесса. Он уверен, что это новая форма  биогеохимической энергии, границы  которой весьма зависимы от степени  разумности и качества мыслительных процессов.

В появившейся  еще в прошлом столетии книге  Г. Марша «Человек и природа, или  О влиянии человека на изменение  физико-географических условий природы» был приведен огромный материал об отрицательном влиянии человека на среду обитания: разрушение почвенного покрова, сокращение площади лесов, уничтожение видов и т.д. Подобная необдуманная эксплуатация природной среды грозила гибелью самому человеку. В связи с фактографическими данными о глобальных негативных последствиях деятельности человека ученые определили два сценария развития ноосферных процессов: 1) ноосфера как сфера разума не оправдывает своего наименования, поскольку разум разрушает сам себя (тупиковый сценарий); 2) возможность гармоничной конвергенции всех типов материальных систем, коэволюция как новый этап согласованного существования природы и человека.

 
Обеспечение коэволюции биосферы и общества как принципа их совместного развития предполагает обязательные запреты и регламентации человеческой деятельности. Возникает потребность в «экологическом императиве», который обозначил бы рамки определенных ограничений совместных действий и поведения людей.

Гуманистический пафос понятия «ноосферы» в наш  технокра-тичный век особенно значим. Он заставляет задуматься о «всепла-нетарных последствиях» общественного прогресса, развития науки и техники. Человечество осознает необходимость и острую потребность своего обновления с опорой на ценности разума, тревогу за свою будущность и намерение использовать достижения науки только во благо, а не во вред.

Целостность мироздания, космопсихология человека как универсальные  характеристики глобального эволюционного  процесса, великолепно описанные  Рерихами, были использованы Вернадским как основание новой системы  образования, воспитания и науки. Наука  и искусство интерпретировались им как два метода общения человека с космосом. Понятие живого и разумного  Космоса, «трепета пульса Земли» (А.Чижевский), «лучевого человечества» (по выражению  К. Циолковского) как обозримого космического будущего людей — перспективные  идеи ноосфер-ных исканий. Современная научная картина мира объединяет естественнонаучные и философские знания и стремится создать целостное представление о принципах и законах устройства мироздания.

Информация о работе Переход от биосферы к ноосфере