Относительность в естествознаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:56, контрольная работа

Краткое описание

«Концепции современного естествознания» — новый предмет в системе высшего образования. Насколько нужно знать современную науку человеку, который, скорее всего, никогда сам не будет работать в ней?» В наши дни ни один человек не может считаться образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам. Обычное возражение, согласно которому интерес к изучению электричества или стратиграфии мало что дает для познания человеческих дел, только выдает полное непонимание человеческих дел.

Файлы: 1 файл

КСе парадокс.docx

— 96.76 Кб (Скачать)

     Таким образом, преобразования Лоренца выражают общие свойства пространства и времени  для любых физических процессов. Эти преобразования, как это выяснилось в процессе доказательства, составляют непрерывную группу, называемую группой  Лоренца. В этом факте, в наиболее общем виде отображаются свойства пространства и времени, раскрытые теорией  относительности.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Следствия из преобразований теории относительности: изменение длины и времени
 

     Пространство  и время как всеобщие и необходимые  формы бытия материи являются фундаментальными категориями в  современной физике и других науках. Физические, химические и другие величины непосредственно или опосредованно связаны с измерением длин и длительностей, т.е. пространственно-временных характеристик объектов. Поэтому расширение и углубление знаний о мире связано с соответствующими учениями о пространстве и времени.

     При переходе к космическим масштабам  геометрия пространства перестает быть евклидовой и изменяется от одной области к другой в зависимости от плотности масс в этих областях и их движения. В масштабах метагалактики геометрия пространства изменяется со временем вследствие расширения метагалактики. При скоростях, приближающихся к скорости света, при сильном поле пространство приходит в сингулярное состояние, т. е. сжимается в точку.

     Теория  относительности показала единство пространства и времени, выражающееся в совместном изменении их характеристик  в зависимости от концентрации масс и их движения. Время и пространство перестали рассматриваться независимо друг от друга и возникло представление о пространственно-временном четырехмерном континууме.

     Дальнейшее  изложение проведем на несколько  ином языке.

     Введем  представление о некотором «условном» человеке, предположив, что можно говорить о его возрасте как о некотором возрастающем во времени параметре, однозначно определяющем состояние его организма. В соответствии с этим будем, следовательно, предполагать, что и длительность его жизни имеет вполне определенное значение, т. е. что, «рождаясь» в определенный момент времени (записанный в его паспорте), этот условный человек и «умирает» также по истечении всегда вполне определенного времени, т. е. что время жизни дано не как некоторая средняя величина, характеризующая лишь статистически множество людей, живущих в определенных условиях, но что это время жизни имеет вполне определенное, одно и то же в каждом отдельном индивидуальном случае значение.

     В популярном изложении основ своей  теории относительности Эйнштейн, а  следуя ему, и другие авторы часто  прибегали к сравнению движущейся системы отсчета с поездом, пассажиры которого производят различные измерения, пользуясь часами и эталонами длины (масштабами), тождественными с такими же измерительными приборами, которые имеются в распоряжении наблюдателей, находящихся на станциях, неподвижных относительно железнодорожного полотна, по которому движется поезд.

     Если  оторваться от обстановки наблюдений в земных условиях и учесть возможности  современной космической связи, то, говоря о соотношениях Лоренца, может быть, и целесообразно, конкретизируя обстановку различных примеров, представлять себе какие-то объекты, населенные людьми, несущиеся в космическом пространстве так, что движение их характеризуется космическими масштабами.

     Словом, перенесем «поезд» Эйнштейна, движущийся со субсветовой скоростью, с его пассажирами в космическое пространство.

     В приводимых далее сравнениях будем  представлять себе две «мира», вполне тождественные по совокупности образующих их тел и пространственно-временных  соотношений (внутри каждого из них). Один из этих миров несется в космическом  пространстве с постоянной скоростью р порядка скорости света относительно другого. Между обитателями этих «миров» поддерживается связь так, что любые события в одном из этих миров могут быть зарегистрированы в другом с указанием соответствующих координат пространства и времени. Обозначим эти «миры» — эти системы отсчета—римскими цифрами I и II.

     Будем говорить о двух партнерах А и В. Положим, что они родились одновременно в системе I, в которой они ровесники, поэтому в паспортах каждого из нихвыданных «с точки зрения» этой системы, даты их рождения и обозначены соответственно, т. е. эти даты совпадают. Предположим, однако, что А и В находятся на значительном расстоянии друг от друга.

     Допустим, что в какой-то определенный (один и тот же в системе I для обоих ровесников) момент времени оба они — А и Вполучив соответствующие мгновенные ускорения, перебрасываются из системы I в систему II так, что при этом они останавливаются относительно системы II. После этого они оказываются покоящимися в этой последней системе II (и несутся вместе с ней со субсветовой скоростью относительно первоначальной системы — системы I).

     Положим затем, что один из них, например Астанет очень медленно перемещаться (в системе IIв направлении к другому. Потребуем, чтобы скорость и перемещения А была настолько мала, что условие было бы выполнено.

     Положим, что А — тот из партнеров, который был переброшен на расстоянии х' (в системе IIв точке, расположенной относительно В в направлении, противоположном направлению движения (системы II относительно системы I).

     Тогда, после того как А, двигаясь в соответствии с условием очень медленно в направлении к В, достигнет .В, обнаружится, что он моложе В и именно настолько моложе, что разность их возрастов окажется равной  х'6а/с, что следует из уравнения Лоренца.

     Если  речь идет о «паспортах», в которых  записаны даты рождения обоих (т. е. А и В) так, как они были зарегистрированы по данным системы IIто никакого согласования и не потребуется, так как разность возрастов А и Ввстретившихся в определенном месте в системе IIбудет соответствовать тем датам рождения, которые указаны в их паспортах. Согласно этим паспортам (системы IIони родились в разное время (А позже на х' ро/с сек., чем В)и, следовательно, они и не являются ровесниками.

     Вместе  с тем наблюдатель, неподвижный  в системе Iследивший за перемещениями А и В в системе II и их старением, в своих суждениях будет основываться на том, что записи в паспортах А и Вопределяющие даты их рождения, правильны. Он будет исходить из того, что в момент «переброски» из системы I в систему II А и В были и остались ровесниками.

     При указанных условиях возраст и  является мерой времени — собственного времени - данного объекта, и терминологически можно говорить одинаково или о возрасте определенного индивидуума, или о показании идеальных часов, остающихся всегда неподвижными относительно него.

     На  вопрос об одновременности или неодновременности двух событий нельзя ответить, не указав систему отсчета, относительно которой данная задача решается. Понятие одновременности имеет относительный смысл, и события, одновременные в одной системе отсчета, окажутся неодновременными в другой системе.

     Итак, в теории относительности промежутки времени между событиями и  длины отрезков являются относительными понятиями, имеющими различные значения в разных инерциальных системах отсчета. 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Научное познание движется от незнания к более  полному знанию предмета. В данном случае — к раскрытию всеобщих связей явлений природы, их взаимопереходов, принципов развития и т. п. Этот процесс имеет свое начало, но пока существует человечество, он не будет иметь завершения. В общем процессе познания каждая из наук дает представление о какой-то одной стороне явлений природы, но только на основе достижений всех наук складывается объективный взгляд на окружающую человека действительность.

     Так, физика выявляет взаимосвязи между  телами во всех трех мирах: микро-, макро- и мегамире. Познание человеком законов взаимодействий микромира дало возможность использовать заключенные в нем огромные силы на благо человека. Однако пренебрежительное отношение к этим законам влечет за собой негативные последствия.

     Углубляют и расширяют представления о  мироустройстве и современные достижения химической науки. Особенно ценные сведения об организации макромира дает эволюционная химия как высший уровень развития химических знаний. Ее научные результаты позволяют подтвердить мысль о том, что жизнь во всех ее проявлениях и многообразии зародилась и сформировалась в земных условиях благодаря уникальному стечению обстоятельств в эволюции Вселенной.

     Современная биология делает вывод о том, что  в результате химической эволюции появляются белки и кислоты в виде РНК  и ДНК, которые лежат в основе наследственности и предшествуют образованию  клетки — основы всего живого.

     Научные открытия эволюционной химии и биологии дают основания утверждать единство живой и неживой природы. Появление  живой материи из неживой обусловливает  полную зависимость первой от второй.

     Появились экологические проблемы. Но самая  большая опасность наступит тогда, когда экологические процессы примут необратимый характер.

     Только  наука способна помочь людям разрешить  глобальные проблемы. В настоящее время необходимо показать человечеству его истинное положение, которое, к огромному сожалению, находится на грани катастрофического. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

     
  1. Учеб.  пособие для студентов вузов / В. В. Горбачев.—М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. — 592 с: ил.
  2. Концепции современного естествознания /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, В.Ф. голубь и др. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.-290с.
  3. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: ПРИОР, 2003. - 326с.
  4. Концепции современного естествознания.  Смолко В.А.  Челябинск: ЮУрГУ, 2007. — 769 с.

Информация о работе Относительность в естествознаний