Особенности биологического уровня организации материи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:53, контрольная работа

Краткое описание

в работе описан предмет биологии, сущность как науки и основные этапы развития

Оглавление

Введение 3
1. Предмет биологии 4
2. Сущность биологии как науки 5
3. Основные этапы развития биологии как науки 6
Заключение 8
Список литературы 10

Файлы: 1 файл

КСЕ.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «концепция современного естествознания»

на тему: «Особенности биологического уровня организации материи»

 

 

 

 

 

                                  Исполнитель:

                                                      Чувгунова Наталья Анатольевна

                                                      факультет                     финансово-кредитный

                                          специальность             бакалавр экономики

                                                       группа                          1 

                                          № зачетной книжки    11ФЛД41416

                                                       курс                            ФНО

                                  Руководитель:

                                          Голичев Владимир Дмитриевич

                                               

 

 

 

 

г. Смоленск, 2012 г.

Содержание

Введение  3

1. Предмет биологии 4

2. Сущность биологии как науки 5 

3. Основные этапы развития биологии как науки 6

Заключение 8

Список литературы 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное естествознание представляет собой совокупность наук, которые тесно связаны между  собой и отражают единый, гармоничный  мир природы. А поскольку этот мир не только един, но и многообразен, каждая из естественных наук имеет  свой объект, изучает то или иное его проявление. Одной из таких наук наряду с физикой и химией является биология, изучающая живую материю. Именно через биологическую проблематику естествознание наиболее близко подходит к объектам социально-гуманитарных наук и в ряде случаев, как это имеет место при изучении проблем биоэтики, сливается с ними.

Целью контрольной работы является изучение особенностей биологического уровня организации материи. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: рассмотреть различные варианты определения предмета биологии как науки, определить сущность биологии как науки, выявить основные этапы развития биологии и охарактеризовать их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет биологии

Исходя из особого  направления интересов биологической  науки, ее обычно определяют, как науку о живом, его строении, формах активности, сообществах живых организмов, их развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Однако это определение приобретает смысл лишь в том случае, если мы имеем сложившееся представление о том, что такое «жизнь». Но поскольку жизнь не поддается простому определению, ее признаки будут рассмотрены отдельно. Жизнь была и остается одной из тайн природы, которая до конца так еще и не раскрыта, в связи с чем острые споры о ее происхождении и сущности продолжаются до сих пор.

Современная биология - результат  длительного развития этой науки.

Интерес к познанию живого у человека возник очень давно. Этот интерес был связан не столько  с любознательностью, сколько с  необходимостью удовлетворения самых  простых человеческих потребностей в пище, лекарствах, одежде, жилье и т.п.

Первоначально люди оценивали  феномен жизни как одно из великих  чудес света, сотворенного всеведущим и всемогущим Богом, замыслы и  дела которого недоступны человеческому  разуму. Догма о сотворении мира божественной волей является одной из исходных в системе догматов иудейской, христианской, исламской и ряда других религиозных систем. Однако уже в первых древних цивилизованных обществах появились любознательные люди, которые не удовлетворялись этими догмами. Они попытались исследовать живые организмы более тщательно, чем это делалось в священных текстах, стали составлять перечни растений и животных, населяющих различные регионы, классифицировать их. И хотя эти перечни нередко были наивными, именно они положили начало научным биологическим исследованиям. Одним из зачинателей биологии в древнем мире был выдающий греческий философ и ученый Аристотель, впервые подробно описавший многие виды животных и высказавший мысль, что существующие растения и животные есть результат развития от простых форм к более сложным и совершенным.

 

  1. Сущность биологии как науки

Самостоятельной наукой биология стала лишь в XVIII-XIX вв. Слово «биология» впервые было предложено Жаном Батистом Ламарком.

В настоящее время  биология представляет собой целый комплекс наук о живой природе. Структуру этого комплекса можно рассматривать с разных точек зрения.

По общему направлению  исследований биология подразделяется на вирусологию, бактериологию, ботанику, зоологию.

По изучаемым свойствам живого в биологической науке выделяются: морфология - наука о строении живых организмов; молекулярная биология, изучающая микроструктуру живых тканей и клеток; экология, рассматривающая образ жизни растений и животных в их взаимосвязи с окружающей средой; генетика, исследующая законы наследственности и изменчивости.

По уровню организации исследуемых  живых объектов выделяются: анатомия, изучающая макроскопическое строение животных; гистология, изучающая строение отдельных тканей; цитология, исследующая строение живых клеток; бактериология и вирусология, изучающие соответствующие живые организмы; молекулярная биология, исследующая живые организмы не только на молекулярном, но и на более глубоком, атомарном уровне.

Эта многоплановость комплекса  биологических наук обусловлена чрезвычайным многообразием живого мира. К настоящему времени биологами обнаружено и описано более одного миллиона видов животных и около полумиллиона растений. Но поскольку мир растений и животных исследован далеко не полностью, количество неописанных видов оценивается по меньшей мере еще в один миллион. Кроме того, существует великое множество видов микроорганизмов: вирусов и бактерий.

  1. Основные этапы развития биологии как науки

В процессе  становления биологии как науки выделяют три основных этапа: традиционный (систематики)(К. Линней), эволюционный (Ч. Дарвин), молекулярно-генетический (Г. Мендель).

На первом этапе развития биология носила описательный характер. Объект изучения ее – живая природа  в ее естественном состоянии и целостности. К первым и наиболее значительным достижениям относятся классификации многообразного растительного и животного мира. Многие принципы классификации были заложены еще в средние века и актуальны по сей день.

 Значительный вклад  внес шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-1778). В своем труде «Система природы» он описал большое количество растений и животных, ввел около 1000 ботанических терминов. Каждому виду животных и растений было присвоено двойное обозначение (существительное – название рода и прилагательное – наименование вида; например: кошка домашняя).

 Линней впервые  обосновал вид как универсальную  единицу и основную форму существования  живого. Линней разработал основные  принципы систематики растений  и животных: объединил сходные виды в роды, которые сгруппировал в отряды, а отряды – в классы. Единые названия растений и животных значительно упростили терминологию и способствовали взаимопониманию ученых.

Великий английский ученый Ч. Дарвин (1809-1882) обосновал научную  теорию эволюции живой природы путем естественного отбора на основе синтеза огромного количества фактов из различных областей науки и сельскохозяйственной практики.

Основными положениями  эволюционной теории Дарвина являются учения о наследственности, изменчивости и естественном отборе.

Главная заслуга Дарвина  состоит в том, что он вскрыл движущие силы эволюции, материалистически объяснил возникновение и относительный  характер приспособленности действием  только естественных законов. Он научно обосновал взаимосвязь между изменчивостью, наследственностью и отбором и на большом фактическом материале показал, что главной движущей силой эволюции является естественный отбор. Учение Дарвина позволило научно обосновать происхождение человека. Идея единства органического мира, вытекающая из того факта, что клетка является своего рода общим знаменателем живого, получила подкрепление в исследованиях биохимических основ физиологии клеток. Наиболее демонстративны достижения молекулярной биологии. Она приобрела положение самостоятельного направления биологической науки в пятидесятые годы ХХ столетия. Хронологически это было связано с описанием Дж. Уотсоном и Ф. Криком (1953) макромолекулярной структуры ДНК. Молекулярная биология концентрирует внимание на связи процессов жизнедеятельности с биологическими макромолекулами и, прежде всего на закономерностях хранения, использования и передачи в клетках наследственной информации. Молекулярно-биологические исследования открыли физико-химические механизмы, которые обусловливают такие свойства живого, как специфичность структурированность биологических объектов, воспроизводимость клеток и организмов в ряду поколений, а также показали универсальность этих механизмов, их приложимость к существам разных типов организации.

 В ХХ в. появляется  наука генетика. В ее основу легли закономерности наследственности, обнаруженные австрийским биологом Г. Менделем при проведении им серии опытов по скрещиванию различных сортов гороха.

 Успехи современной  генетики, ее глубокое проникновение  в тайны механизма наследственности явились еще одним свидетельством универсального единства живой природы. Достижения генетиков открыли дорогу для познания сущности жизни, новых способов изменения ее сложившихся форм.

 

Заключение

Интуитивно мы понимаем, что есть живое и что есть мертвое. В течение тысячелетий ученые по-разному давали определение понятию «живое». Современная наука считает что живое (биологические системы) отличаются от неживого следующими важнейшими свойствами:

  1. Обмен веществ. Все живые существа способны обмениваться веществами и энергией с окружающей средой.
  2. Размножение. Все живые организмы способны размножаться, оставлять потомство. В основе этого качества живого лежит способность молекул ДНК к точному самовоспроизведению.
  3. Движение. Все живые существа способны двигаться, изменять свое положение в пространстве. Внутри живых клеток происходит движение цитоплазмы.
  4. Раздражимость. Все живые организмы могут отвечать на внешние раздражители (тепло, холод, свет и т.д.)
  5. Наследственность. Организмы могут передавать потомству свои наследственные признаки и свойства. Эти признаки повторяются в длительном ряду поколений.
  6. Изменчивость. Организмы не только сохраняют признаки своих предков, но и могут приобретать новые качества и признаки. Это свойство – изменчивость – создает разнообразие признаков м свойств между особями любой степени родства. Изменчивость – важнейшая основа эволюции, которая позволяет организмам и видам приспосабливаться к изменению внешних условий.
  7. Приспособленность. Живым организмам свойственна приспособленность к среде их обитания. Это одно из следствий их изменчивости.
  8. Устойчивость. Живые существа противостоят влиянию внешней среды и поддерживают постоянство своего состава и жизненных процессов.

Из совокупности этих признаков вытекает следующее обобщенное определение сущности живого: жизнь есть форма существования сложных, открытых систем, способных к самоорганизации и самовоспроизведению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Концепции современного  естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко и В.П.Ратникова. – М., 2004.

2. Большая школьная энциклопедия, Т. 1. Естественные науки (автор составитель С. Исмаилова). – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003.

3. Концепции современного естествознания / Канке В. А. – М.: Логос, 2003.

4. Введение в биологию / Кемп П. и др. – М., 1998.




Информация о работе Особенности биологического уровня организации материи