Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:59, реферат
Естествознание — неотъемлемая и важная часть духовной культуры человечества. Знание его современных фундаменталь¬ных научных положений, мировоззренческих и методологичес¬ких выводов является необходимым элементом общекультур¬ной подготовки специалистов в любой области деятельности. Поэтому, изучение естественных наук – важный фактор для подготовки современных образованных специалистов.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 5
1.1. Древнегреческий период 5
1.2. Эллинистический период. 8
1.3. Древнеримский период античной натурфилософии. 10
1.4. Вклад Арабского мира в развитие естествознания. 11
1.5. Естествознание в средневековой Европе 12
1.6. Этап, называемый «научной революцией». 13
Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, КАК МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ 15
Глава 3. РЕВОЛЮЦИИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Однако его научные результаты разнообразны и глубоки. Он исследовал свободное падение тел и установил, что скорость свободного падения тел не зависит от их массы (в отличие от Аристотеля) и траектория брошенного тела представляет собой параболу. Известны его астрономические наблюдения Солнца, Луны, Юпитера. В работе «Диалог о двух системах мира — Птолемеевой и Коперниковой» он доказал правильность гелиоцентрической картины мира, утверждению которой способствовали передовые ученые того времени.
R Первый закон механики Ньютона — это принцип инерции, сформулированный Галилеем. Во втором законе механики Ньютон утверждает, что ускорение, приобретаемое телом, прямо пропорционально приложенной силе и обратно пропорционально массе этого тела. И третий закон механики Ньютона есть закон действия и противодействия: действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и противоположны по направлению. И еще один закон, предложенный Ньютоном, закон всемирного тяготения, звучит так: все тела взаимно притягиваются прямо пропорционально их массам и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. Это — универсальный закон природы, на основе которого была построена теория Солнечной системы.
«Механика Ньютона поражает своей простотой. Она имеет дело с материальными точками и расстояниями между ними и, таким образом, является идеализацией реального физического мира. Но благодаря этой простоте стало возможным построение замкнутой механической картины мира. Его теория использовала строгий математический аппарат и опиралась на научный эксперимент. Именно такая тенденция наметилась в физике после его работ»8.
Благодаря трудам Галилея и Ньютона XVIII век считается началом того длительного периода времени, когда господствовало механистическое мировоззрение.
R Развитие биологии в XVIII веке также не обходилось без революционных открытий:
R Следующая научная революция, после которой резко изменилась система взглядов и подходов, также связана с физикой. Это произошло в конце XIX — начале XX столетия. Толчком к построению новой физической картины мира послужил ряд новых экспериментальных фактов, которые не могли быть описаны в рамках старых теорий, как это обычно бывает в науке. К таким фактам относятся, прежде всего:
Проникая в область микромира, физики столкнулись с неожиданными проявлениями физической реальности, для описания которой возникла потребность в новой теории, ибо сделать это с помощью классической механики не удавалось. Поэтапно, благодаря работам ряда физиков и главным образом Бора, Гейзенберга, Шредингера, Планка, де Бройля и других, была построена физическая теория микромира, создана квантовая механика. Согласно этой теории, движение микрочастиц в пространстве и времени не имеет ничего общего с механическим движением макрообъектов и подчиняется соотношению неопределенностей: если известно положение микрочастицы в пространстве, то остается неизвестным ее импульс и наоборот.
R В 1905 г. А. Эйнштейн создал специальную теорию относительности, в которой свойства пространства и времени связаны с материей и вне материи теряют смысл. Эта теория дает преобразование пространственных и временных координат тел, которые двигаются со скоростями, сравнимыми со скоростью света. Вторая часть теории, которая называется общей теорией относительности, связывает присутствие больших гравитационных полей (или массы) с искривлением пространства. Эта часть теории используется в космологических моделях.
Итак, историческое развитие человечества постоянно сопровождалось развитием науки.
Ученые, внесшие свой вклад в развитие науки, были яркими личностями - они сочетали в себе профессиональные качества в своей области с высокой культурой духа. Новые теории строились на основе не только строгого разума, но и высокой степени интуиции.
С тех пор прошло уже много времени. Современная наука быстро прогрессирует и научные открытия совершаются на наших глазах. Современное естествознание представляет собой сложную, разветвленную систему множества наук. Ведущими науками XX в. по праву можно считать физику, биологию, науки о космосе, прикладную математику (неразрывно связанную с вычислительной техникой и компьютеризацией), кибернетику, синергетику.
Но не только последние научные данные можно считать современными, а все те, которые входят в толщу современной науки, образуя ее краеугольные камни, поскольку наука не состоит из отдельных, мало связанных между собой теорий, а представляет собой во многом единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению частей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 231 с.
2. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / А.А. Горелов. - М.: Высшее образование, 2005. - 335с.
3. Основные концепции современного естествознания/ B.C. Данилова, Н.Н. Кожевников. — М.: Аспект Пресс, 2000. – 255 с.
4. Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ.: И.З. Налетов и др. М.: АСТ, 2001. 606 с.
5. Концепции современного естествознания/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 317 с.
6. Мотылева Л.С. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - СПб.: Союз, 2000. – 318 с.
1 Горелов А. А. Концепция современного естествознания. - М.: ЦЕНТР, 2000 г. – С. 10.
2 Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - С. 25.
3 Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 г. - С. 27.
4Основные концепции современного естествознания/ В. С. Данилова, Н. Н. Кожевников. — М.: Аспект Пресс, 2000. — С. 35.
5 Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ.: И.З. Налетов и др. - М.: АСТ, 2001. - С. 65.
6 Основные концепции современного естествознания/ B.C. Данилова, Н.Н. Кожевников. — М.: Аспект Пресс, 2000. — С. 39.
7 Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ.: И.З. Налетов и др. - М.: АСТ, 2001. - С. 66.
8 Основные концепции современного естествознания/ B.C. Данилова, Н.Н. Кожевников. — М.: Аспект Пресс, 2000.— С. 44.