Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:34, лекция
Термин «антропология» впервые употребил Аристотель (384 – 322 до н.э.), крупнейший натуралист и философ древности. Становление же антропологии как науки в ее современном понимании относится к середине ХIХ в.
В трудах западноевропейских ученых термин «антропология» имел двоякое значение – как науки анатомической (о человеческом теле) и о духовной сущности человека. В начале ХVIII в., когда слово «антропология» только начинало входить в научный обиход, оно означало «трактат о душе и теле человека».
1.Антропология в античный период.
2.Развитие антропологии на Западе, в России, в СССР и на Украине.
В начале 60-х годов начались широкие исследования в области физиологической антропологии. Антропологи изучают половозрастную изменчивость степени минеральной насыщенности скелета, уровень основного обмена, содержание белка и липидов в сыворотке крови у различных групп населения, а в последние годы исследования ведутся в направлении географической изменчивости физиологических признаков у человека в этнотерриториальном аспекте.
Одно из ведущих направлений морфологических исследований, получившее должное развитие в последние десятилетия, – возрастная морфология, которая тесно связана с физкультурой и спортом. Работы ведутся в области типологических особенностей развития детей, детской конституции, полового созревания детей и подростков, изучаются особенности ростовых процессов в различных условиях естественной среды обитания.
Антропологические данные, собранные во всех республиках, позволили установить местные стандарты физического развития для этнических и возрастных групп детского населения. Интенсивно развивается прикладная антропология. Разработана размерная типология взрослой и детской одежды, обуви, предметов широкого потребления для разных возростно-половых групп и географических районов.
Проблема антропогенеза занимала очень скромное место в трудах антропологов дореволюционного периода. В советский период вопросы происхождения и эволюции человека привлекли внимание многих специалистов. Ряд исследований касались принципиально важных теоретических проблем антропогенеза. Это изучение специфических особенностей эволюции человека, предпосылок возникновения древнейших гоминид, грани, отделяющей человека от обезьян, антропологических критериев и др.
В первые же десятилетия после революции планомерно проводятся исследования в области расоведения и этнической антропологии. Идет интенсивное последовательное накопление материалов, описываются многочисленные антропологические типы современных народов и восстанавливается на основании изучения костных остатков антропологический состав древних племен и народов различных археологических культур.
Одновременно с изучением антропологических особенностей различных групп населений СССР антропологи разрабатывают теоретические основы расоведения. Такие известные исследователи, как В.В. Бунак, А.И. Ярхо, Я.Я.Рогинский, Н.Н. Чебоксаров, успешно решают сложные проблемы этногенеза многих народов. Разрабатываются основные принципы расового анализа (признание историчности расообразовательного процесса, специфичности расы как коллектива, таксономическая неравноценность признаков в антропологической классификации рас). Расы человека советские антропологи рассматривают как биологическую категорию, проходящую историческое развитие.
Обследуя различные этнические группы населения нашей страны, антропологи, помимо антропометрической программы, проводили исследования по дерматоглифике, цветной слепоте, распределению групп крови, структуре волос и т.д.
Московская школа антропологов оказала большое влияние на развитие антропологических исследований в других регионах страны.
В Ленинграде антропологические исследования сосредоточились в Музее антропологии и этнографии АН СССР, где был создан отдел антропологии. Работы велись в области этнической антропологии, палеоантропологии, физического развития различных групп населения, исследовались групповые факторы крови, широко популяризировалась наука и ее достижения.
В Ташкенте возникла университетская кафедра антропологии во главе с Л.В.Ошаниным, много сделавшим в области антропологического изучения народов Средней Азии.
На Украине еще в 20-е годы были созданы антропологические центры в Харькове, Киеве, Одессе, Симферополе, Днепропетровске, которые проводили исследования в области этнической антропологии современного и древнего населения республики, морфологии человека, спортивной и прикладной антропологии.
Ведущее положение занимали антропологические учреждения Харькова.
Вопросы возрастной и спортивной антропологии находились в центре внимания антропологического отделения и кабинета биометрии Украинского научно экспериментального института физкультуры, а также кафедры антропологии биологического факультета Харьковского университета.
Основное внимание харьковских антропологов было обращено на решение проблем возрастной антропологии, вопросов, связанных с индивидуальной изменчивостью физического типа человека, влияние генетических и социально-экономических факторов на общий уровень физического развития. При антропологическом отделении Украинского психоневрологического института впервые в нашей стране был основан анатомо-антропологический музей.
В Харьковском институте
народного образования
Антропологические центры были созданы и в Киеве.
В 1921 г. в академии наук УССР был основан Музей антропологии и этнографии, через год переименованный в Кабинет антропологии и этнографии им. Ф. Вовка. Ф.К. Вовк (Волков) – украинский ученый-этнограф, археолог, антрополог, инициатор антропологических исследований на Украине. Музей состоял из двух отделов: антропологического и этнографического. В первом были представлены палеоантропологические материалы, серии черепов, муляжи, лабораторные препараты, большое количество вещей материальной культуры из археологических раскопок, антропологический инструментарий.
Этнографический отдел состоял из экспонатов, характеризовавших народный быт украинцев. Предметы размещались по нескольким разделам: народное хозяйство, техника, народная архитектура, народная одежда и украшения, транспорт, общественная и духовная жизнь.
Не менее интересная работа была организована в Кабинете антропологии Института гигиены воспитания Наркомздрава УССР. Под руководством А.А. Григорьевой проводились исследования в области возрастной антропологии. Изучалась динамика физического развития детей и подростков разных социальных групп. Антропологическое изучение профессиональных групп, определение конституции, пропорций тела проводили сотрудники Киевской опытной станции сельскохозяйственного труда.
Целый ряд антропологических лабораторий был открыт в Одессе. Работа велась, в основном, в направлении возрастной морфологии детей и подростков, усовершенствование антропометрической методики, спортивной и физиологической антропологии. Курс общей антропологии читался в Симферопольском университете и педагогическом институте, антропологические кабинеты были созданы в Днепропетровске.
К сожалению, с середины 30-х годов антропологические работы на Украине приостановились. И только в конце 1955 г., после организационных мероприятий, была учреждена лаборатория этнической антропологии во главе с академиком И.Г. Пидопличко. В результате работы комплексной антропологической экспедиции 1956-1963 гг. было обследовано 10550 человек (мужчин и женщин). В основных историко-этнографических и диалектических районах Украины было выделено пять антропологических областей: центральноукраинская, карпатская, нижнеднепровско-прутская, деснянская, днепровско-ильменская. Антропологические области на территории расселения украинского народа включают и другие народы – русских, компактно проживающих в УССР белорусов, молдаван, поляков, болгар, чехов и др. Области эти не имеют резких различий и характеризуются взаимными переходами, особенно на смежных территориях.
Анализируя антропологический состав украинцев, ученые пришли к выводу о близости его к таковому у соседних народов, особенно у русских и белорусов (наличие одних и тех же антропологических областей – деснянской и ильменско-днепровской – в составе трех братских народов, близость между центрально украинской и деснянской областями). Эти выводы украинских антропологов (В.Д. Дяченко) опровергают «теории» современных украинских националистов о существовании так называемого «единого украинского расового типа», который якобы резко отличается от русского и белорусского.
Заканчивая этот исторический обзор, хочу еще раз обратить Ваше внимание на тот факт, что любая наука о человеке, в том числе и антропология, была, есть и будет ареной идеологической борьбы различных политических и общественных движений за свои интересы. Сейчас, наибольшую опасность для Украины представляет национализм, особенно когда его рассматривают как высшую форму патриотизма.
Спасибо за внимание.