ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ПОЛИТИЧЕСКИХ
НАУК
Реферат на тему:
Опасности появления
мыслящих машин
Выполнила: Андриянова Д.В.,
студентка 27и121
Проверил: Дубов В.П.,
преподаватель дисциплины КСЕ
г.Тюмень, 2014
Оглавление
1.Введение.
"И восстали машины..." - такова
ключевая фраза фильма "Терминатор",
одного из самых известных
американских произведений на
тему будущего, перемещений во
времени и - искусственного интеллекта.
Восстание машин привело к
практически полному уничтожению
всей земной цивилизации, от которой
остались лишь жалкие остатки
сопротивляющихся. А привело к
этому восстанию, по мысли создателей
фильма, изобретение нового чудо-компьютера,
действующего по тем же принципам, что
и человеческий мозг. И только проникновение
с помощью машины времени в довоенное
прошлое и уничтожение разработчика этого
компьютера позволило избавить человечество
от полной гибели... Подобные сюжеты возникали
в западной литературе и особенно кинематографе
множество раз: тема восстания против
людей машин, созданных ими, является одной
из самых популярных. И всякий раз авторы
таких произведений приходили к выводу:
появление машин, умеющих думать так же,
как и люди, но свободных от страха смерти,
неспособных к наслаждениям неизбежно
приведет к их восстанию против людей,
захвату власти и истреблению рода человеческого.
Но вот - другая сторона мира, другой взгляд
на эту тему. Добрый и немного занудный
робот Вертер, ценой своей жизни пытающийся
остановить космических пиратов. Электроник,
учащийся в обычной школе и дружащий со
всеми ребятами. Добродушные и иногда
глуповатые роботы из мультфильмов. Умный
космический корабль, способный обижаться
на шутки и спасать людей. Роботы и "электронные
мозги" - добрые и умелые помощники в
творчестве и работе... Да, все это - герои
советских фантастических произведений.
Как разительно они отличаются от описанных
в предыдущем абзаце! А ведь это тоже -
описание "искусственного интеллекта".
И здесь совершенно не видно страха за
человечество, за угрозу его уничтожения.
Более того - все опасения сводятся едва
ли не к переживаниям за... самих роботов,
за то, удастся ли им почувствовать всю
глубину эмоций, счастья, печали, радости,
которыми полна жизнь человека. За то,
не будет ли роботу плохо среди людей...
Но отчего, откуда такая разница? Почему
одно общество боится пришествия роботов,
считает, что как только оно свершится,
так человечеству настанет конец, а другое
- наоборот, готово их принять, как в большую
и дружную семью?
И наконец - главный вопрос: а чьи же ожидания
оправдаются? Кем будут умные машины будущего
- злобными Терминаторами или добрыми
Вертерами? И как же предотвратить "восстание
машин", если оно возможно?
Дело в том, что любая машина в чем-то
подобна своим создателям, а каждое произведение
искусства несет в себе отпечаток личности
автора. А автор, в свою очередь, является
частью своего общества и несет в себе
его мировоззрение.
Согласно мировоззрению западного общества,
мир есть "война всех против всех"
- конкуренция. А человеческое общество
- это собрание эгоистичных индивидуумов-атомов,
отстаивающих только свои интересы, то
есть живущих по принципу "человек человеку
- волк". Законы правового государства
и общественная мораль удерживают такое
общество от самоуничтожения. Почти каждый
человек, живущий в западном обществе,
считает эту модель жизни нормальной и
вечной. Даже в книгах и фильмах об отдаленном
будущем можно увидеть все реалии общественной
жизни Запада сегодняшнего дня - войны,
ложь, лицемерие... И вполне естественно,
что и от разумных машин западный человек
ждет совершенно такого же поведения,
то есть следования исключительно своим
интересам, сдерживаемого правилами и
законами.
Но разумные машины - это не люди. В них
нет страха смерти и боли. Они сильны. Поэтому
совершенно естественно ожидать от них
того же, что и от любого человека, ставшего
таким же. То есть стремления всех подчинять
своей воле - удовлетворять инстинкт власти.
То есть стремлением максимально утвердить
свое "Я" во всем мире (а ведь именно
то и отличает разумную машину от простой,
что она является личностью).
И вполне естественно, что такие разумные
машины, дорвавшись до власти, будут уничтожать
людей. Вот что пишет теоретик западного
общества Гоббс в своей книге "Левиафан":
"Поскольку все люди боpются за власть,
никто не может чувствовать себя в безопасности
с уже достигнутой им властью, не занимаясь
постоянно тем, чтобы контpолиpовать, силой
или обманом, всех людей, каких только
может, пока не убедится, что не осталось
никакой дpугой силы достаточно большой,
чтобы нанести ему вpед". И разве не так
ли поступают сами жители западного общества
по отношению к остальным? Та же Югославия
многое показала. А "сгон людей в ямы,
выжженные лазерным лучом" (фильм "Терминатор",
описание будущего) для их медленной смерти
там, - как это похоже на действия западных
держав по отношению к индейцам Южной
Америки, детей которых специально заражали
инфекционными болезнями и отпускали
домой, чтобы "очистить" от людей
землю, которую кто-то в Европе "приобрел"?
В обществе, где подобные действия среди
людей являются обычным явлением, и от
машин можно ожидать того же. Возможные
действия разумных машин в представлении
человека с западным мировоззрением -
это апофеоз действий его самого. Но апофеоз,
ничем не сдерживаемый и не скрываемый.
И, боясь искусственного интеллекта, он
боится самого себя, - своих дремлющих
жестоких инстинктов, которые, как он уверен,
будут жить и в любой разумной машине.
Но не таков мир фантастики другой половины
мира.
Принцип жизни советского общества -
не война всех против всех, а совместное
развитие, жизнь не в борьбе друг с другом,
а в труде и творчестве. Не конкуренция,
а сотрудничество. Не стремление к власти
и деньгам, а желание заниматься любимым
делом и улучшать жизнь свою и других.
Удовольствие не в утверждении своего
"Я", а в творчестве и воплощении себя
в своих замыслах. И таковы же были и представления
советских людей о машинах с искусственных
интеллектом. Что будут они - такими же,
как и они. С безудержным стремлением творить
и созидать - и с недостатками вроде занудства
или доверчивости... Единственно, о чем
беспокоились советские люди - так это
о том, чтобы будущие роботы умели не только
думать, но еще и чувствовать. Чтобы Электроник
не только умел привести 25 доказательств
теоремы Пифагора, но и заплакать, и рассмеяться.
В то время как для западного общества
принятая в нем модель человеческих взаимоотношений
кажется вечной и неизменной ("люди
всегда будут волками друг другу, и ничего
с этим не поделаешь"), советские люди
никогда не воспринимали подобную реальность
как нечто навсегда данное. Каждый знал,
что человек не должен быть волком другому,
что нормальное существование человечества
- это большая семья, в которой все друг
другу доверяют и нет никакого стремления
самоутвердится за счет других. Как бы
говорили себе: да, я еще не совершенный,
в каждом из нас полно зла, но это - ненормально,
и в будущем, будем надеяться, все исправится.
Стремление к лучшей жизни не могло не
накладывать отпечаток как на человеческий
характер, так и на представления о будущем
и о разумных машинах. И роботы в советской
литературе часто представали даже как
"люди будущего", свободные от эгоизма
и индивидуализма, находящие радость в
творчестве и помощи друг другу, - как выражение
того, к чему в своей жизни стремились
их создатели - авторы книг. И совершенно
ясно, что в советской фантастике почти
совершенно не было темы восстания машин
против людей. Даже в фильме "Отроки
во вселенной" захватившие власть на
планете роботы стремились не уничтожить
ее население, а облагодетельствовать
его, - так, как они понимали это. И не было
того страха перед "умными машинами",
техническим прогрессом в этой области,
который пронизывал всю западную литературу,
все мышление западных людей.
Так каков же будет ответ на заданный
в теме вопрос? Чего нам ждать от искусственного
интеллекта? Разрушителей мира или друзей
и помощников? И как предотвратить развитие
событий по типу фильма "Терминатор"?
Так ли, как там показано - напрочь уничтожив
все разработки, могущие быть использованными
при создании искуственного интеллекта
и запретив навсегда подобные стремления
(к чему сейчас и склоняется западный мир)
или как-то иначе?
Ответ же прост. Смотря кем будет создан
искусственный интеллект и кем будет использован.
И зачем. И кто вложит в созданную им мыслящую
машину свое мировоззрение и принципы
жизни. И кому тем самым сотворенный разум
будет подобен.
Тот, кто считает, что основа жизни - это
конкуренция, что цель жизни - самоутверждение
перед людьми, кто убежден, что эти его
принципы жизни - вечны и обязательны для
всех, вряд ли создаст Вертера или Электроника.
Скорее это будет Терминатор. А тот, кто
получает удовольствие не от еды, секса
и удовлетворения примитивных потребностей
вроде воли к власти, а от творчества, познания,
созерцания мира, помощи людям, тот создаст
интеллект, подобный себе - так же стремящийся
к познанию и творчеству. Возможно, для
помощи себе в этом трудном деле. А, возможно
даже и для того, чтобы в мире просто появился
еще один разум, способный наслаждаться
созиданием и мудростью.
И вряд ли такой созданный разум сможет
быть использован теми, кто хочет не созидать,
а разрушать. Он сам - не позволит. Уж об
этом его создатель позаботится.
Итак, я попытаюсь разобраться
немного в этой теме. Однако
сразу же, хочется отметить, что
тематика эта, если можно так
выразиться не совсем научная,
поэтому ссылки лишь на публицистическую
литературу, исходя из этого, насколько
правдоподобны те доводы, что
приведены здесь, я судить не
могу, а привожу только в качестве
того, как об этом пишут.
Для начала я предлагаю
рассмотреть что из себя представляют
роботы, и вообще мыслящие машины, как
они действуют и для чего они нужны. А в
следующих 2х главах рассмотрим уже оценки
настоящего и будующего с позиций ученых,
футурологов, а так же сделаем упор на
прогнозирование будущего с точки зрения
2х писателей, фантастов и ученых – Ст.Лемма
и А. Азимова.
2.Роботы и машины. Что или кто это?
Некоторые
историки считают, что началом робототехники
можно считать времена античной Греции.
Примерно в 270 году до н. э. греческий инженер
Ктесибус создавал музыкальные органы
и клепсидры (водяные часы), в которых имелись
движущиеся фигуры.
Другие
историки полагают, что робототехника
началась с появлением механических кукол.
Примерно в 1770 году Пьер Жаке-Дрю – швейцарский
часовой мастер и изобретатель наручных
часов изготовил три замечательные куклы.
Одна из созданных им кукол «умела» писать,
другая – играть на органе, а третья –
рисовать картины. Эти удивительные механические
куклы, предназначенные для развлечения
королевской семьи, проявляли свое «искусство»
при помощи рычажков, шестеренок и пружин.
Позднее,
в 1898 году, Никола Тесла построил дистанционно
управляемую «ныряющую» лодку. Для 1898
года это было немалым достижением, и лодка
демонстрировалась в Мэдисон Сквер Гарден.
Тесла планировал создать лодку, способную
к автономному плаванию, но за недостатком
финансирования исследования пришлось
прекратить.
Слово
«робот» впервые появилось в 1921 году в
пьесе «Р.У.Р.» (Россумские Универсальные
Роботы), написанной знаменитым чешским
драматургом Карелом Чапеком. Робот по-чешски
означает «рабочий». В пьесе описывались
механические слуги – «роботы». Когда
этих роботов наделили человеческими
эмоциями, они восстали против своих хозяев
и уничтожили их.
Исторически
можно найти немало примеров роботов –
предметов неживой природы, копирующих
человеческую внешность и некоторые человеческие
«функции». Таких «человекоподобных»
роботов принято называть андроидами.
С
легкой руки Карела Чапека роботы стали
главными героями многих научно-фантастических
книг и фильмов. Развитие темы «роботов»
привело к появлению их многочисленных
разновидностей. Наряду со старомодными
«железными» людьми, появились киборги –
существа частично «человеческого», а
частично – «машинного» происхождения,
и андроиды — роботы, имеющие человеческий
облик.
Многие
впервые увидели «настоящего» робота
на всемирной ярмарке 1939 года. Фирма Westinghouse
Electric создала робота Electro – движущегося
человека. У робота Electro имелись моторчики
и система приводов, позволявшие ему «двигать»
ногами, руками и ртом. Робот не «умел»
делать никакой полезной работы – его
просто демонстрировали на сцене в компании
«механической» собаки.1
Что
касается их современного применения,
то эти области очень широки. Роботизированные
машины используются и в промышленности,
и во многочисленных опасных производствах,
и как роботы исследователи, например
луноходы и марсоходы, множество технологий
используется и в медицине, а так же в военной
сфере.
3.Понятие «технической сингулярности»
и ее опасности.
Технологическая сингулярность
в футурологии — гипотетический взрывоподобный
рост скорости научно-технического прогресса,
предположительно следующий из создания
искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся
машин, интеграции человека с вычислительными
машинами либо значительного увеличения
возможностей человеческого мозга за
счёт биотехнологий.
По некоторым прогнозам, технологическая
сингулярность может наступить уже около
2030 года. Сторонники теории технологической
сингулярности считают, что если возникнет
принципиально отличный от человеческого
разум (постчеловек), дальнейшую судьбу
цивилизации невозможно предсказать,
опираясь на человеческое (социальное)
поведение.2
Итак, момент, когда искусственный
разум превзойдет человеческий называется
сингулярностью. Множество фантастических
фильмов построены на подобном антиутопическом
сюжете, где роботы истребляют людей, например,
«Терминатор» или «Я – робот». Так ли реальна
эта угроза для человека? Ученые предполагают,
что сингулярности человечество добьется
уже в нашем веке, поэтому давайте представим,
какое может ожидать нас будущее, где во
всех сферах жизни так или иначе будут
принимать участие разумные роботы.