Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 00:07, реферат
Рассматривается история взаимоотношения религии и науки, анализ которой показавает, что между ними не было войны, но в тоже время был ряд конфликтов, связанных со становлением науки и свойственному этому процессу перегибам.
Наука и религия - эти два пути познания реальности - должны не просто быть независимыми сферами, но в гармоническом сочетании способствовать общему движению человечества по пути к истине.
Введение
1 Развитие естествознания: расширение горизонта научного познания
2 Проблемы соотношения религии и науки
Заключение
Список использованных источников
Большую проблему для теории эволюции представляет второе начало термодинамики. В философских категориях его можно сформулировать как закон увеличения хаоса и уменьшения порядка. Объяснения, согласно которым порядок в человеческой культуре компенсируется увеличением беспорядка в окружающем мире, с чем связаны экологические проблемы современности, не могут быть приняты всерьез. Каким хаосом было скомпенсировано увеличение порядка до расцвета человеческой цивилизации?
Помимо естественнонаучных данных против теории эволюции сторонники теории сотворения выдвигают еще и этические, эстетические и чисто библейские аргументы. Как ни парадоксально, но именно против этих аргументов выступают критики креационизма. Фактически оставляя без внимания естественнонаучные доводы.
В работах сторонников дарвинизма поднимается вопрос о том, что жестокая инквизиция сожгла Бруно и репрессировала Галилея именно за науку. Странно такое слышать от представителей науки, потому что Бруно никакой наукой ни занимался. Что касается отношений Галилея и Католической церкви, то тут тоже нет никакой науки (см. первый раздел). Тем не менее, это ни сколько не умаляет жестокость инквизиции. Более того, как можно говорить, что Христианство со своим учением о любви могло сжигать людей – безусловно, это следует отнести к греховности определенных личностей.
В
работах сторонников
Особенно критики креационизма любят придираться к выводам, которые основаны на вольной трактовке некоторыми авторами текстов Священного Писания. С этой критикой часто можно согласиться. Но иногда критики проявляют полное непонимание текстов. Например, при описании творения в книге Бытия несколько раз употребляется термин вода. Из контекста ясно, что слово вода в разных местах обозначает разную субстанцию или по крайне мере различные проявления этой субстанции.
Особенно критиков радует те заявления креационистких авторов, которые отходят от библейского текста в пользу данных современной научной доктрины. Они с удовольствием заявляют, что креационисты не последовательны. В этом критики правы.
Тем не менее, было бы неверно утверждать, что сторонники теории эволюции ничего не могут возразить на естественнонаучную аргументацию креационистов.
Про
изменение магнитного поля Земли
в работе Дзеверина и др. [15] написано
следующее. «Более чем вероятно, что
ослабление и усиление этого поля
- колебательный многолетний
В той же работе по поводу содержания углерода-14 в минералах обсуждаются частные вопросы о том, что возраст земли может быть не 10 тыс. лет, а несколько больше (до 100 тыс. лет) в связи с неоднозначной концентрацией тяжелого углерода в момент формирования минералов. Обескураживает то, что автор не возражает против цифры, которая на порядок меньше возраста Земли необходимого для эволюции. Про другие оценки возраста нашей планеты (концентрация соли в океане, другие радиометрические методики) представитель современной науки заявляет, что методики не совершенны, но нельзя вычеркивать на этом основании их данные. А поскольку они дают определенный возраст – есть время для эволюции. Совершенно странно такое слышать от эволюционера, т.к. по некоторым методикам Земля существует не более десятков тысяч лет.
То,
что касается переходных звеньев, то
действительно удается
В целом приверженцы теории эволюции апеллируют к тому, что невозможно провести строгое доказательство при отсутствии знаний обо всех начальных условий. Поэтому требования к доказательной базе у них намного ниже, чем в науках изучающих современное состояние мира. Но, тем не менее, теория эволюции постоянно развивается и дает хорошее объяснение мира.
Чтобы
проанализировать противоречия между
сторонниками двух мировоззрений необходимо
обратиться к самому понятию науки.
Является ли разделы естествознания,
занимающиеся проблемами прошлого наукой?
Ответ на этот вопрос весьма неоднозначный.
Некоторые считают, что нет, некоторые
– да. Философский подход позволяет уйти
от рационального «нет», но и от безоговорочного
«да». Разделы естествознания, изучающие
прошлое, несомненно, является наукой,
однако весьма своеобразной, поскольку
слишком велика здесь роль субъективного
фактора. Эти науки выстраивают свои теоретические
части, основываясь на убеждениях ученого.
Именно поэтому иногда между строк, а иногда
и явно читается крайняя враждебность
по отношению к представителям другого
мировоззрения. Можно сделать вывод о
том, что здесь мы имеем дело со столкновениями
веры, т.е. религиозными войнами. Представители
креационизма являются христианами, иудеями
или мусульманами, в то время как эволюционисты
являются атеистами или представителями
пантеистических верований. С силу этого,
исходя из одного и того же фактического
материала, одни выстраивают и доказывают
то, что мир был сотворен, в то время как
другие доказывают, что мир развился до
современного состояния сам по себе. Как
объяснение первых, так и вторых имеет
ряд недостатков, на которые друг другу
указывают оппоненты. Следует отметить,
что такое различие не мешает выстраивать
общую картину современного мира представителям
естественных наук: физикам, химикам, биологам,
геологам, вне зависимости от их убеждений.
Что касается наук изучающих прошлое,
то эти науки являются смесью естественных
и гуманитарных наук. Это значит, что для
этих наук особую роль играет философия
и религия.
2 Проблемы соотношения
религии и науки
Современная
естественнонаучная доктрина встает в
острый конфликт с религиозными представлениями.
Возникает вопрос о возможности
сосуществования религии и
Галилео Галилей (1564-1642), математик, физик и астроном: «В действиях природы Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в божественных стихах писания»
Рене Декарт (1596–1650), философ, математик: «...Но я не пропущу случая затронуть в моей физике некоторые вопросы метафизики, в частности, следующий: о том, что математические истины, кои Вы именуете вечными, были установлены Богом и полностью от Него зависят, как и все прочие сотворенные вещи. Ведь утверждать, что эти истины от Него не зависят, – это то же самое, что приравнивать Бога к какому-нибудь Юпитеру или Сатурну и подчинять его Стиксу или же мойрам. Прошу Вас, не опасайтесь утверждать повсюду публично, что именно Бог учредил эти законы в природе, подобно тому, как король учреждает законы в своем государстве. Среди указанных законов нет, в частности, ни одного, который мы не могли бы постичь, если наш ум направит на это свое внимание...»
Карл Линней (1707-1778), биолог: «Бог прошел мимо меня. Я не видел Его лицом к лицу, но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным удивлением. Я видел след Божий в Его творениях, даже в самых мелких, незаметных».
Михаил Ломоносов (1711–1765), физик, химик, астроном: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество; в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодухновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учителя. А в оной книге сложения видимого мира сего физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители».
Луи Пастер (1822–1895), биолог, химик, медик: «Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории».
Чарльз Дарвин (1809–1882), биолог: «В моменты чрезвычайного колебания я никогда не был безбожником в том смысле, чтобы я отрицал существование Бога».
Андре-Мари Ампер (1775-1836), физик и математик: «Познанием дел творения мы возвышаемся к Творцу и отчасти даже созерцаем Его Божественные свойства».
Макс Планк (1858–1947), физик: «Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой, напротив, именно в основополагающих пунктах наилучшее сочетание. Религия и естественная наука не исключают друг друга, как это в наши дни некоторые верят или этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга».
Иван Павлов (1849–1936), физиолог, медик: «Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать – связаны, каждая из них, с особой клеткой человеческого мозга и его нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона, говорящего о том, что ничто – ни энергия, ни материя – не исчезают бесследно, и составляют ту душу, бессмертную душу, которую исповедует христианская вера».
Вернер Гейзенберг (1901–1976), физик: «Первый глоток из сосуда естественных наук порождает атеизм, но на дне сосуда ожидает нас Бог».
Андрей Сахаров (1921–1989), физик: «Я не знаю в глубине души, какова моя позиция на самом деле, я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные церкви. В то же самое время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысленного начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным».
Опровергает ли наука религиозные взгляды? Получается, что не опровергает. Определенная трактовка фактов может опровергать существование Бога, но другая трактовка тех же фактов позволяет доказать основы веры. Более чем две тысячи лет находятся философски настроенные честолюбивые мыслители, которые пытаются доказывать или опровергать онтологические вопросы научными методами. Как в прошлом, так и сейчас доказательства подобного рода рассыпаются при строгом рассмотрении. «…Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу…» – это наиболее рациональный подход к вопросам взаимодействия науки и религии.
Для
полноценного развития объективной
науки необходимо наличие разных
точек зрения. Иначе наука превратится
в культ, где верование указывает
на приемлемость того или иного результата.
Достаточно вспомнить о травли генетики
со стороны представителей диалектическо-
Информация о работе Наука и религия в современном естествознании