Научные революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:09, реферат

Краткое описание

Научная революция – смена оснований науки. Роль научной революции в научном познании велика (Кун, Лакатос). По мнению Степина, смена оснований науки может осуществляться в 2 формах:
1) Революции, связанные с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования (Максвелл – мини-революция в физике в XIX в. Электромагнетизм расширил рамки физического учения, но это не глобальная революция).

Файлы: 1 файл

Научные революции.doc

— 29.00 Кб (Скачать)


Научные революции

Научная революция – смена оснований науки. Роль научной революции в научном познании велика (Кун, Лакатос). По мнению Степина, смена оснований науки может осуществляться в 2 формах:

1) Революции, связанные с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования (Максвелл – мини-революция в физике в XIX в. Электромагнетизм расширил рамки физического учения, но это не глобальная революция).

2) Революция, в период которой вместе с картиной мира меняются идеалы и нормы науки (становление квантовой механики) – меняются представления о взаимоотношении субъекта и объекта познания. VII – VIII вв. – субъект познания не взаимодействует с объектом познания.

Революции:

        частнонаучные – смена специальной научной картины мира конкретных наук

        общенаучные (глобальные) – смена общенаучной картины мира. Глобальные революции происходят гораздо реже. По Кохановскому, их было 3: **1) Аристотелевская (IV – III вв. до н.э.) – в результате этой революции рождается сама наука – революция в духовном мире;

o         2) Ньютоновская (XVII в.): осуществлена Коперником, Галилеем, Кеплером (XVI – XVII вв.), Ньютоном (механика, дифференциальное и интегральное исчисление, оптика);

o         3) Эйнштейновская (XIX – XX вв.): М. Квант, Н. Бор, А. Эйнштейн и др. – радикально поменялась научная общая картина мира. Возникла теория Большого взрыва.

o         По другому мнению, научных революций было 4 (Степин): в качестве четвертой научной революции рассматривается становление постнеклассической науки (синергетики)

 

 

Сфера научных революций связана со всеми другими сферами жизни общества (духовной, политической, экономической и др.).

1. Аристотелевская Зарождение науки происходит в Древней Греции. Причины: изменения в сфере материального: рост производительных сил, влекущих изменение социальной структуры, что, в свою очередь, влечет за собой изменение политической структуры (появление политической формы – полисной); расширение географического кругозора древних греков, экспансия Средиземноморья; отсутствие жрецов, монополизирующих всю духовную жизнь; конкуренция в политической сфере жизнь общества. Таким образом, возникла уникальная ситуация – одновременное появление нескольких важных условий – общество разбогатело настолько, что могло способствовать появлению самой науки, искусства. Греки в ходе экспансии других территорий сталкивались с другим укладом, мышлением, религиями; сравнительность вызывает критическое мышление, критичность в отношении к действительности. Философия играет первую роль, именно из философии возникает наука. Аристотель первым разделил философию и науку.


2. Ньютоновская. Вторая научная революция – Ньютоновская (XVII в.). Социо-культурные предпосылки: материалистическая методика (философия). XVI – XVII вв. – эпоха становления капитализма: развитие промышленности – изменения в социальной структуре. Буржуазная революция начинается в Голландии. Центральное событие: Великая английская буржуазная революция. В этих условиях наука не могла остаться неизменной. Раз меняется образ жизни людей, меняется и их мировоззрение, в основе которого появляется наука. Философия (XVII в.): Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Гоббс. Напрямую отношение к науке имеют Ф. Бэкон и Р. Декарт – создание универсальных научных методов. Эти философы, а также Лейбниц внесли существенный вклад в развитие методологического знания.


3. Эйнштейновская. Третья научная революция – Эйнштейновская. Переход в монополистическую, империалистическую стадию, создание конвейерного крупномасштабного производства. Для этого периода характерны первые попытки на принципиально новых основаниях переустроить общественную жизнь. Одна из социокультурных предпосылок: кризис идей эпохи Просвещения (лозунг «свобода – равенство – братство»), основные идеи были реализованы недостаточно успешно. Надежда просветителей на разумное общество не оправдались (бойня – мировая война); поиск иных форм – появление неклассической философии: философия жизни Ницше, Дильтей, экзистенциализм. Основные идеи философии – принцип иррационализма. Происходит появление разнообразных новых течений (русская литература – Л.Н. Толстой – пишет ясно, прозрачно («Война и мир»); у Достоевского нет такой однозначности, противопоставление добра и зла уходит, появляется более сложная литературная картина мира). Такие же черты иррациональности характерны и для науки: начинают реализовываться новые (иррациональные) системы построения научного знания (Фрейд).

Четвертая революция: можно ли увидеть социокультурные предпосылки научной революции. В 50-х гг. началось становление постиндустриального общества, все большая часть населения вовлекается в непроизводственную сферу, возникают глобальные проблемы: экономические, экологические и т.д. Крах системы социализма (80-е гг.), возникновение однополярного мира. В философии все эти особенности выразились в постмодернизме.

 



Информация о работе Научные революции