Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 05:14, реферат
Важно различать такие понятия, как методология и метод.
Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
Методология естествознания – учение о принципах построения, формах и способах естественнонаучного познания. Так, например, методологическое значение имеют в естествознании законы сохранения. При любых исследованиях, теоретических построениях они должны обязательно учитываться.
Содержание:
1 Понятие методологии…………………………………………….….3
2 Методы научного познания…..……………………………………..5
3 Методы эмпирического и теоретического познания………………9
4 Формы научного знания……………………………………………..11
5 Процесс научного познания…………………………………………14
6 Критерии истинности научного знания……………………………..15
Список использованных источников…………………………………...16
Эксперимент – способ исследования, отличающийся от наблюдения активным характером. Это наблюдение в специальных контролируемых условиях. Эксперимент позволяет, во-первых, изолировать исследуемый объект от влияния побочных несущественных для него явлений. Во-вторых, в ходе эксперимента многократно воспроизводится ход процесса. В третьих, эксперимент позволяет планомерно изменять само протекание изучаемого процесса и состояния объекта изучения.
Измерение – это материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения. Число, выражающее отношение измеряемой величины к эталону, называется числовым значением этой величины.
В
современной науке учитывается
принцип относительности
4 Формы научного знания
К формам научного знания относят проблемы, научные факты, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории и законы.
Формы научного знания
Научные
факты----------Научные
Научная
гипотеза----------Категории
Научные
законы----------Научные
Научные
концепции----------Научная
Научные картины мира
Факт, как явление действительности, становится научным фактом, если он прошел строгую проверку на истинность. Факты – это наиболее надежные аргументы как для доказательства, так и для опровержения каких-либо теоретических утверждений. И. П. Павлов называл факты «воздухом ученого». Однако при этом надо брать не отдельные факты, а всю, без исключения, совокупность фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу. В противном случае возникает подозрение, что факты подобраны произвольно.
Научные проблемы – это осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно. Ее можно определить и как «знание о незнании».
Научная гипотеза – такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказано, но которое выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда требований, к которым относятся следующие.
Категории науки – это наиболее общие понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, предметов и явлений объективного мира. Например, важнейшими категориями являются материя, пространство, время, движение, причинность, качество, количество и т. п.
Законы науки отражают существенные связи явлений в форме теоретических утверждений. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий.
Научные
принципы – наиболее общие и важные
фундаментальные положения
Научные концепции – наиболее общие и важные фундаментальные положения теорий.
Научная теория – это систематизированные знания в их совокупности. Научные теории объясняют множество накопленных научных фактов и описывают определенный фрагмент реальности (например, электрические явления, механическое движение, превращение веществ, эволюцию видов и т. п.) посредством системы законов.
Главное отличие теории от гипотезы – достоверность, доказанность. Сам термин теория имеет множество смыслов.
Теория в строго научном смысле – это система уже подтвержденного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов, сторон и теорий
Научная теория должна
Научная теория – одна из наиболее устойчивых форм научного знания, но и они претерпевают изменения вслед за накоплением к новым принципам, а следовательно, к новой теории. Изменения же в наиболее общих теориях, приводят к качественным изменениям всей системы теоретического знания. В результате чего происходят глобальные естественнонаучные революции и меняется научная картина мира.
Научная
картина мира – это система
научных теорий, описывающая реальность.
5 Процесс научного познания
Определив
формы научного знания и методы научного
познания, мы можем схематично представить
весь процесс научного познания в виде
некоторой схемы:
6 Критерии истинности научного знания
В настоящее время, в силу ряда объективных причин в мире оказались весьма сильны антинаучные тенденции, представляющие собой заявку на понятное всем, четкое миропонимание, отличное от того, которое дает классическое естествознание. При этом в общественном сознании размывается грань между наукой и псевдонаукой, наукой и мистикой. В этих условиях важно знать критерии разграничения научных и псевдонаучных идей.
Критерии
разграничения научных и
Список использованных источников
1
Концепция современного
2 Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник / С.Х. Карпенков – 8-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2007.
3
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания:
Учеб.пособие. – М.: Юнити, 2007.