Методология. Методы научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 05:14, реферат

Краткое описание

Важно различать такие понятия, как методология и метод.
Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
Методология естествознания – учение о принципах построения, формах и способах естественнонаучного познания. Так, например, методологическое значение имеют в естествознании законы сохранения. При любых исследованиях, теоретических построениях они должны обязательно учитываться.

Оглавление

Содержание:
1 Понятие методологии…………………………………………….….3
2 Методы научного познания…..……………………………………..5
3 Методы эмпирического и теоретического познания………………9
4 Формы научного знания……………………………………………..11
5 Процесс научного познания…………………………………………14
6 Критерии истинности научного знания……………………………..15
Список использованных источников…………………………………...16

Файлы: 1 файл

Реферат КСЕ.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

     Эксперимент – способ исследования, отличающийся от наблюдения активным характером. Это наблюдение в специальных контролируемых условиях. Эксперимент позволяет, во-первых, изолировать исследуемый объект от влияния побочных несущественных для него явлений. Во-вторых, в ходе эксперимента многократно воспроизводится ход процесса. В третьих, эксперимент позволяет планомерно изменять само протекание изучаемого процесса и состояния объекта изучения.

     Измерение – это материальный процесс сравнения  какой-либо величины с эталоном, единицей измерения. Число, выражающее отношение измеряемой величины к эталону, называется числовым значением этой величины.

     В современной науке учитывается  принцип относительности свойств  объекта к средствам наблюдения, эксперимента и измерения. Так, например, если изучать свойства света, изучая его прохождение через решетку, он будет проявлять свои волновые свойства. Если же эксперимент и измерения будут направлены на изучение фотоэффекта, будет проявляться корпускулярная природа света (как потока частиц – фотонов). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         4 Формы научного  знания

         К формам научного знания относят проблемы, научные факты, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории и законы.

         Формы научного знания

         Научные факты----------Научные проблемы

         Научная гипотеза----------Категории наук

         Научные законы----------Научные принципы

         Научные концепции----------Научная теория

         Научные картины мира

         Факт, как явление действительности, становится научным фактом, если он прошел строгую  проверку на истинность. Факты –  это наиболее надежные аргументы как для доказательства, так и для опровержения каких-либо теоретических утверждений. И. П. Павлов называл факты «воздухом ученого». Однако при этом надо брать не отдельные факты, а всю, без исключения, совокупность фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу. В противном случае возникает подозрение, что факты подобраны произвольно.

         Научные проблемы – это осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся  знаний недостаточно. Ее можно определить и как «знание о незнании».

         Научная гипотеза – такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказано, но которое выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда требований, к которым относятся следующие.

      1. Отсутствие противоречий, Основные положения предлагаемой гипотезы не должны противоречить известным и проверенным фактам. (При этом следует учитывать, что бывают и ложные факты, которые сами нуждаются в проверке).
      2. Соответствие новой гипотезы надежно установленным теориям. Так, после открытия закона сохранения и превращения энергии все новые предложения о создании «вечного двигателя» более не рассматриваются.
      3. Доступность выдвигаемой гипотезы экспериментальной проверке, хотя бы в принципе.
      4. Максимальная простота гипотезы.

     Категории науки – это наиболее общие  понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, предметов и явлений объективного мира. Например, важнейшими категориями являются материя, пространство, время, движение, причинность, качество, количество и т. п.

     Законы  науки отражают существенные связи  явлений в форме теоретических утверждений. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий.

     Научные принципы – наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Научные принципы играют роль исходных, первичных посылок и закладываются  в фундамент создаваемых теорий. Содержание принципов раскрываются в совокупности законов и категорий.

     Научные концепции – наиболее общие и  важные фундаментальные положения  теорий.

     Научная теория – это систематизированные  знания в их совокупности. Научные  теории объясняют множество накопленных научных фактов и описывают определенный фрагмент реальности (например, электрические явления, механическое движение, превращение веществ, эволюцию видов и т. п.) посредством системы законов.

     Главное отличие теории от гипотезы – достоверность, доказанность. Сам термин теория имеет множество смыслов.

     Теория  в строго научном смысле – это  система уже подтвержденного  знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов, сторон и теорий

       Научная теория должна выполнять  две важнейшие функции, первой  из которых является объяснение  фактов, а вторая – предсказание  новых, еще неизвестных фактов  и характеризующих их закономерностей.

     Научная теория – одна из наиболее устойчивых форм научного знания, но и они претерпевают изменения вслед за накоплением к новым принципам, а следовательно, к новой теории. Изменения же в наиболее общих теориях, приводят к качественным изменениям всей системы теоретического знания. В результате чего происходят глобальные естественнонаучные революции и меняется научная картина мира.

     Научная картина мира – это система  научных теорий, описывающая реальность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5 Процесс научного  познания

     Определив формы научного знания и методы научного познания, мы можем схематично представить весь процесс научного познания в виде некоторой схемы: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6 Критерии истинности  научного знания

     В настоящее время, в силу ряда объективных  причин в мире оказались весьма сильны антинаучные тенденции, представляющие собой заявку на понятное всем, четкое миропонимание, отличное от того, которое дает классическое естествознание. При этом в общественном сознании размывается грань между наукой и псевдонаукой, наукой и мистикой. В этих условиях важно знать критерии разграничения научных и псевдонаучных идей.

     Критерии  разграничения научных и псевдонаучных  идей:

    1. Рациональный принцип (Рациональный принцип – основное средство обоснованности знания. Решающим источником истинного знания рационализм признает разум).
    2. Принцип верификации (Заключается в установлении истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Прямая верификация – прямая проверка утверждений о данных наблюдения или эксперимента. Косвенная верификация – установление логических отношений между верифицируемыми утверждениями).
    3. Принцип фальсификации (Сформулирован К. Поппером. Суть принципа: критерием научности знания является его фальсифицируемость, т. е. опровержимость. Другими словами, только то знание может претендовать на звание «научное», которое в принципе опровержимо. Принцип фальсификации делает знание относительным, т. е. лишает его абсолютности, неизменности, законченности).
 
 
 
 
 

         Список  использованных источников

         1 Концепция современного естествознания. Ответы на экзаменационные вопросы. / Под ред. Борщова А.С.. - 2-е изд., стер. – М.: Экзамен, 2007.

         2 Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник / С.Х. Карпенков – 8-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2007.

         3 Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учеб.пособие. – М.: Юнити, 2007. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Методология. Методы научного познания