Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:51, контрольная работа
Для того чтобы возник мир науки (а прошло это около 2,5 тысячелетий назад), понадобилось достаточно много самых разнообразных условий - экономических, социальных, духовных. Среди них стоит отметить прогрессирующее разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности, счета, накопление опытных данных о природе. Появление в этих условиях науки означало радикальную перестройку всего накопленного человечеством знания, приведение его в единую систему.
Возникновение науки и основные этапы ее формирования…………………...2
Основные этапы развития физики……………………………………………….3
Основные модели Вселенной…………………………………………………...10
Учение о химических процессах……………………………………………….13
Эволюционная теория происхождения видов Ч. Дарвина…………………....15
Биосфера: общая характеристика, структура, функции………………………18
Современная естественнонаучная картина мира……………………………...24
Список используемой литературы………………………………………………...30
В биосферу он включал одновременно все продукты жизнедеятельности, выработанные за время существования жизни. В. И. Вернадский впервые показал, что химическое состояние наружной коры нашей планеты всецело находится под влиянием жизни и определяется живыми организмами, с деятельностью которых связан великий планетарный процесс -
миграция химических элементов в биосфере. Эволюция видов, отмечал ученый, приводящая к созданию форм жизни, устойчива в биосфере и должна идти в направлении увеличения биогенной миграции атомов. Биосфера представляет собой сложнейшую планетарную оболочку жизни, населенную организмами, составляющими в совокупности живое вещество. Это самая крупная(глобальная) экосистема Земли - область системного взаимодействия живого и косного вещества на планете.
Совокупная деятельность живых организмов в биосфере проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба.
Биосфера по вертикали разделяется на две четко обособленные области: верхнюю, освещенную светом, - фотобиосферу (в которой происходит фотосинтез), и нижнюю, «темную», - меланобиосферу (в которой фотосинтез невозможен). На суше граница между ними проходит по поверхности Земли. Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы до высоты озонового экрана (20-25 км), верхнюю часть литосферы (кора выветривания) и всю гидросферу до глубинных слоев океана. В. И. Вернадский отмечал, что «пределы биосферы обусловлены, прежде всего, полем существования жизни». На развитие жизни, а, следовательно, и границы биосферы оказывают влияние многие факторы и прежде всего наличие кислорода, углекислого газа, воды в ее жидкой фазе.(Рис.1).
"Живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей".
Приведем пять постулатов В.И.Вернадского, относящихся к функции биосферы.
- Постулат первый: "С самого начала биосферы жизнь, в нее входящая, должна была быть уже сложным телом, а не однородным веществом, поскольку связанные с жизнью ее биогеохимические функции по разнообразию и сложности не могут быть уделом какой-нибудь одной формы жизни". Смысл сказанного однозначен: первобытная биосфера изначально была представлена богатым функциональным разнообразием.
- Постулат второй: "Организмы проявляются не единично, а в массовом эффекте... ". И далее: "Первое появление жизни... должно было произойти не в виде появления одного какого-нибудь вида организмов, а их совокупности, отвечающей геохимической функции жизни. Должны были сразу появиться биоценозы".
- Третий постулат: "В общем монолите жизни, как бы не менялись его составные части, их химические функции не могли быть затронуты морфологическим изменением". Смысл приведенных постулатов таков: первичная биосфера была представлена "совокупностями" организмов типа биоценозов, которые и были главной "действующей силой" геохимических преобразований, а морфологические изменения компонентов этих "совокупностей" не отражались на их "химических функциях".
- Постулат четвертый: "Живые организмы, своим дыханием, своим питанием, своим метаболизмом, непрерывной сменой поколений, порождают одно из грандиознейших планетных явлений, миграцию химических элементов в биосфере", поэтому "на всем протяжении протекших миллионов лет мы видим образование тех же минералов, во все времена шли те же циклы химических элементов, какие мы видим и сейчас".
-
Пятый постулат: "Все без исключения
функции живого вещества в биосфере могут
быть исполнены простейшими одноклеточными
организмами".
Какие же именно "геохимические функции" имел в виду Вернадский? Он определил их такими терминами: газовая, кислородная, окислительная, кальциевая, восстановительная, концентрационная, разрушение органических соединений, восстановительное разложение, метаболизм и дыхание. Функций этих было достаточно, чтобы "былая биосфера" сыграла свою определяющую роль в становлении оболочек Земли - атмосферы, гидросферы, литосферы и геосферы. Современная наука о биосфере те же функции классифицирует по пяти категориям:
Современная естественнонаучная картина мира
Словосочетание «научная картина мира» подразумевает некую аналогичную между совокупностью описывающих реальный мир научных абстракций и этаким большущим живописным полотном, на котором художник компактно разместил все предметы мира.
Научная картина мира это - множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.
Таких четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, обычно их принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях. Любопытно, но последовательно сменявшие друг друга научные картины мира ( античная, ньютоновская и современная) перетерпели очень похожие превращения.
(Рис.1).
«Фигура
небесных тел» -- иллюстрация геоцентрической
системы мира.
(Рис.2).
Гелиоцентрическая
система мира (из «Селенографии» Яна
Гевелия, 1647 г.).
Основные изменения:
3.Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира - убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы.
Нынешняя научная картина мира «оживила» неподвижную Вселенную, обнаружила в каждом ее фрагменте эволюцию, развитие. Описание истории Вселенной со всем ее содержимым потребовало уже не фотографии, а киноленты, каждый кадр которой соответствовал бы определенному этапу ее развития. Это - главная принципиальная особенность современной естественно-научной картины мира - принцип глобального эволюционизма. В свою очередь, принцип глобального эволюционизма означает, что в современном естествознании утвердилось убеждение в том, что материя, Вселенная в целом и во всех ее элементах не могут существовать вне развития.
Картина мира, рисуемая современным естествознанием, необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна она потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям. Идеи начала времени; квантовых объектов; внутренней структуры вакуума, способной рождать виртуальные частицы.
Но в то же время эта картина величественно проста. Эти качества ей придают в основном уже рассмотренные нами ведущие принципы построения и организации современного научного знания:
* системность;
* глобальный эволюционизм;
* самоорганизация;
* историчность.
Данные принципы построения научной картины мира в целом соответствуют фундаментальным закономерностям существования и развития самой Природы.
Системность означает воспроизведение наукой того факта, что Вселенная предстает как наиболее крупная из известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности.
Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархичному включении систем разных уровней друг в друга каждый элемент любой системы оказывается, связан со всеми элементами всех возможных систем. Подобным образом организуются и научная картина мира, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны - сейчас уже нет практически ни одной "чистой" науки. Все пронизано и преобразовано физикой и химией.
Глобальный эволюционизм - это признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Эволюционирующий характер Вселенной, кроме того, свидетельствует о принципиальном единстве мира, каждая составная часть которого есть историческое следствие глобального эволюционного процесса начатого Большим взрывом.
Самоорганизация - наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции. Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние, по-видимому, сходен для систем всех уровней.
Эти принципиальные особенности современной естественнонаучной картины мира и определяют в главном ее общий контур, а также сам способ организации разнообразного научного знания в нечто целое и последовательное.
Однако
есть еще одна особенность современной
научной картины мира, отличающая ее от
прежних вариантов. Она заключается в
признании историчности, а, следовательно,
и принципиальной незавершенности настоящей,
да и любой другой научной картины мира.
Та, которая есть сейчас, порождена как
предшествующей историей, так и специфическими
социокультурными особенностями нашего
времени. Развитие общества, изменение
его ценностных ориентации, осознание
важности исследования уникальных природных
систем, в которые составной частью включен
и человек, меняют стратегию научного
поиска, само отношение человека к миру.
Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"