Контрольная работа по "Естествознанию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:28, контрольная работа

Краткое описание

Естествознание - комплекс наук о природе. Предметом рассмотрения науки являются: материя (как материал, из которого построены природные системы), жизнь, человек, Земля, Вселенная. Под наукой обычно понимают сферу человеческой деятельности, в рамках которой вырабатываются и систематизируются объективные знания о действительности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основные компоненты естествознания как системы естественных наук...5
2. Характеристика естественных наук…………………………………………6
Заключение……………………………………………………………………...13
Список литературы……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Реферат по естествознанию.docx

— 47.81 Кб (Скачать)

Биохимия изучает химические реакции, происходящие в живых организмах, химический состав живых организмов и клеток. Эта промежуточная между биологией и химией наука получила развитие именно в XX в. Биохимия стремится объяснить функционирование живых тел на молекулярном уровне, поэтому говорят также о молекулярной биологии. Биохимия изучает роль химических элементов и веществ, таких как вода, в создании и функционировании живого. Биохимию называют химией живых организмов. Она является фундаментом для физиологии и выполняет объяснительную роль для всех биологических процессов. Биохимия изучает такие важные соединения, как аминокислоты и белки, макромолекулы которых содержат до 1000 аминокислот. Биогеохимия изучает распространение химических элементов по поверхности Земли под влиянием живых организмов. Это пример пограничной науки, которая состоит из трех наук - биологии, химии и геологии. Основоположником биогеохимии стал выдающийся русский ученый XX в. В. И. Вернадский. Радиохимия, изучает химию радиоактивных веществ, законы их физико-химического поведения, химию ядерных превращений и сопутствующие им физико-химические процессы. Физическая химия - наука об общих законах, определяющих строение и химические превращения веществ в различных внешних условиях.

Биология - наука о жизни, одна из естественных наук, предметом которой  являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология рассматривает свойства живых систем, уровни их организации, дает систематику живой природы. Изучение живых организмов позволяет увидеть множество чисто физических явлений: циркуляцию и гидродинамику протекания крови, давление в сосудах и т.д. Биология - очень широкое поле деятельности для приложения физических и химических теорий. Например, как осуществляется зрение, что происходит в глазе. Как квант света взаимодействует с сетчаткой. Однако, эти вопросы не основные в биологии, не они лежат в сущности всего живого. Фундаментальные процессы, изучаемые в биологии, лежат глубже, в понимании функционирования клеток, их биохимических циклов. В конечном итоге, в понимании того, что есть жизнь. Понятие жизни не удается свести только к химическим или физическим процессам. В биологии рассматриваются закономерности биологической эволюции, современное понимание сущности жизни и ее происхождения на Земле, излагаются с общих позиций основы генетики, генной инженерии и биоэтики. Особое внимание уделяется учению Вернадского о биосфере - глобальном уровне организации живой природы. Радиобиология - это самостоятельная комплексная, фундаментальная наука, состоящая из многих научных направлений, изучающая действие ионизирующих и неионизирующих излучений на биологические объекты.

Область биологии, изучающая наследственность и изменчивость - это генетика. Слово «генетика» придумал У. Бэтсон (1906), Он же определили науку как физиологию наследственности и изменчивости. Наследственность – способность организмов порождать себе подобных; свойство организмов передавать свои признаки и качества из поколения в поколение; свойство организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность между поколениями. Изменчивость - появление различий между организмами (частями организма или группами организмов) по отдельным признакам; это существование признаков в различных формах (вариантах). Понятия «наследственность» и «изменчивость» неразрывно связаны между собой.

Наука не может ограничиться констатацией фактов и отдельных  эмпирических законов. На этой стадии выдвигаются гипотезы для объяснения фактов и эмпирических законов, установленных  с помощью наблюдений и экспериментов. В процессе разработки и проверки гипотез приходится обращаться не только к логическим, но и к математическим методам. Поэтому естествознание тесно  связано с математикой, которая, исследуя формы и отношения, встречающиеся  в природе, обществе, а также в  мышлении, отвлекается от содержания и исключает из допускаемых внутри нее аргументов наблюдение и эксперимент. Математику нельзя причислить к естествознанию или общественным наукам: естествознание непосредственно изучает природу, а математика изучает не сами объекты  действительности, но математические объекты, которые могут иметь  прообразы в действительности3.

Это обусловлено тем, что математика является всеобщим универсальным языком для различных естественных наук, пронизывает все основные стадии современного естественнонаучного процесса познания, такие как: сбор и обработка количественной информации; формулировка законов в строгой математической форме; построение математического аппарата; моделирование природных процессов и явлений. По мере своего развития естествознание, начиная с простого счета и всевозможных измерений, в дальнейшем использует все более совершенный математический арсенал высшей математики: дифференциальное и интегральное исчисление, дифференциальные уравнения, теорию вероятностей и математическую статистику и т.д. Математика - это тот цемент, который связывает воедино науки, входящие в естествознание и позволяет взглянуть на него как на целостную науку.

География - система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственно-территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных географических дисциплин в рамках единой системы наук определяется тесной взаимосвязью между изучаемыми объектами и общностью научной задачи, состоящей в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства в целях наиболее эффективного использования природных ресурсов, рационального размещения производства и создание наиболее благоприятной среды для жизни людей. Основоположником науки географии является выдающийся древнегреческий ученый Эратосфен, живший в III веке до нашей эры. Он первым ввел термин “география”, Ведь именно так назвал он свой трехтомный труд, который, к сожалению, полностью до нас не дошел. Он первым доказал, что Земля действительно имеет шарообразную форму, что утверждал еще Пифагор. Никогда за всю тысячелетнюю историю география не занималась изучением Земли как планеты4.

Геология - комплекс наук о составе, строении, истории развития земной коры и размещении в ней полезных ископаемых - геофизика, геохимия и другие.

Слово «психология» состоит  из двух греческих терминов: «psyche» (душа, происходящего от имени греческой богини Психеи) и «logos» - понятие, учение, наука. Психология изучает отражение действительности в процессах деятельности человека и животных. Эта наука лежит на грани естественных и общественных наук. Психология - наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм.

Общая психология - фундаментальная дисциплина, изучающая общие закономерности познавательных процессов и состояний и общие психические свойства индивидуума.

 

     Путь развития психологической науки был более трудным, чем развитие других наук, например физики или химии. Понять причины этого различия нетрудно. Объекты физики, химии, других естественных наук, так или иначе, видимы, осязаемы, материальны. Психология же имеет дело с субстанцией, которая, хотя и постоянно обнаруживает себя, тем не менее, выступает как особая реальность высшего уровня и отличается от материальной реальности своей невидимостью, неосязаемостью, невещественностью. Именно это различие, порождая трудности фиксации психологических явлений, и затрудняло с самого начала развитие психологического знания, его превращение в самостоятельную науку, поскольку сам объект его долгое время представлялся неуловимым, таинственным.

     История психологического  знания насчитывает более 2000 лет,  на протяжении которых она  развивалась главным образом  в рамках философии и естествознания. Начало превращения психологии в самостоятельную науку связывают с именем немецкого ученого Христиана Вольфа (1679-1754), опубликовавшего книги «Рациональная психология (1732), и «Экспериментальная психология» (1734), в которых он использовал термин «психология». Однако лишь с начала XX в. психология окончательно выделилась в самостоятельную науку. На рубеже XX-XXI вв. существенно возросло значение психологии в связи с все большей ее включенностью в различные виды практической деятельности. Возникли такие ее отрасли, как педагогическая, юридическая, военная, управленческая, спортивная психология и т.д. Вместе с тем своеобразие объекта психологической науки породило в ее составе большое число научных школ и теорий, дополняющих друг друга и нередко противоречащих друг другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Земная цивилизация находится  на грани экологической катастрофы, в основе которой лежит отсутствие осознания человечеством реальности глобальной угрозы этой катастрофы, необходимости  духовного и психологического перерождения людей на Земле.

Запас прочности природы  как условие  выживания и жизнедеятельности  человека и живых организмов в  настоящее время исчерпан. Существующее миропонимание и основанное на нем  взаимодействие человека с природой ведут человечество к гибели.

Внедрение и разработка более чистых производственных технологий, вложение материальных средств в экологические  программы могут лишь отодвинуть срок катастрофы, но не предотвратить  ее. Для этого необходима более  надежная мера - изменение мировосприятия человека. В системе образования это в первую очередь связано с раскрытием феномена человека, познанием биологических, познанием информационно - энергетических, интеллектуально - эволюционных возможностей человека. В решении проблемы на первом плане - вопрос о необходимости развития науки о человеке. Академик Н. Моисеев утверждал, что «без развития науки о человеке человечества может не стать»5

В наши дни явно наметилась интеграция естественнонаучного знания, которая  проявляется во многих формах и становится наиболее выраженной тенденцией его  развития. Всё в большей степени  эта тенденция проявляется и  во взаимодействии естественных наук с науками гуманитарными. Свидетельством этому является выдвижение на передний фронт современной науки принципов  системности, самоорганизации и  глобального эволюционизма, открывающих  возможность объединения самых  разнообразных научных знаний в  цельную и последовательную систему, объединяемую общими закономерностями эволюции объектов различной природы. Процесс научного познания - это  поиск истины. Однако абсолютная истина в науке непостижима, и с каждым шагом по пути познания она отодвигается дальше и глубже. Таким образом, на каждом этапе познания ученые устанавливают относительную истину, понимая, что на следующем этапе будет достигнуто знание более точное, в большей степени адекватное реальности. И это еще одно свидетельство того, что процесс познания объективен и неисчерпаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Соколов Б.С. Биосфера: Понятие, структура, эволюция // В.И. Вернадский и современность. М.: Наука, 1985.- с. 624
  2. Ланцев И.А. Современные концепции естествознания: Учебно – методическое пособие. Переработанное и дополненное: - В.Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005.- с.34
  3. Рузавин Г.И. Математизация научного знания. М., 1984. Философские проблемы естествознания / Под ред. С.Т. Мелюхина. М., 1985.- с. 207
  4. Большая советская энциклопедия (6 том). Главный редактор А. М. Прохоров. Москва. Издательство «Советская энциклопедия» 1971г...Третье издание

1 Ланцев И.А. Современные концепции естествознания: Учебно – методическое пособие. Переработанное и дополненное: - В.Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005.- С.3

2 Соколов Б.С. Биосфера: Понятие, структура, эволюция // В.И. Вернадский и современность. М.: Наука, 1985. С. 98.

3 Рузавин Г.И. Математизация научного знания. М., 1984. Философские проблемы естествознания / Под ред. С.Т. Мелюхина. М., 1985.- С. 146

4 Большая советская энциклопедия (6 том). Главный редактор А. М. Прохоров. Москва. Издательство «Советская энциклопедия» 1971г...Третье издание

5 Ланцев И.А. Современные концепции естествознания: Учебно – методическое пособие. Переработанное и дополненное: - В.Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005.- С.7


Информация о работе Контрольная работа по "Естествознанию"