Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:50, доклад
В развитии учений о происхождении жизни существенное место занимает теория, утверждающая, что все живое происходит только от живого - теория биогенеза. Эту теорию в середине XIX века противопоставляли ненаучным представлениям о самозарождении организмов (червей, мух и др.). Однако как теория происхождения жизни биогенез несостоятелен, поскольку принципиально противопоставляет живое неживому, утверждает отвергнутую наукой идею вечности жизни.
Таким образом, они сразу и окончательно ставят крест над дальнейшим исследованием вопроса о происхождении жизни. Они стремятся вырыть непроходимый ров между живым и неживым и поставить предел стремлениям человеческого ума к тем безграничным обобщениям, к которым ведет его точная наука.
Но имеем ли мы логическое право на признание коренного различия между живым и неживым? Есть ли в окружающей нас природе такие факты, которые убеждают нас в том, что жизнь существует вечно и имеет так мало общего с неживой природой, что ни при каких условиях, никогда не могла из нее образоваться, выделиться? Можем ли мы признать организмы образованиями совершенно, принципиально отличными от всего остального мира?
Введение
Жизнь — одна из форм бытия и одна из высших форм движения. Однако при
всей очевидности, казалось бы, и наглядности феномена жизни познание
сущности жизни, ее критериев, закономерностей развития — дело чрезвычайно
сложное. Показателем этой сложности служит факт, что до сих пор отсутствует
определение жизни, которое удовлетворяло бы научным требованиям.
Современная наука во взгляде на жизнь исходит из представлений о
качественном отличии живого от неживого, о наличии общих свойств у
растительного и животного мира, включая человека. Естественнонаучное
познание жизни осуществляется по многим направлениям. Практически в него
вовлечены все науки. И все же основная тяжесть выпадает на биологию — науку
о жизни.
Познание жизни — первоочередная в числе задач, к решению которых
человек приступил с момента своего осознанного существования. И это
понятно, ибо жизнь для него — первейшая ценность; она породила самого
человека и ее биологические механизмы в совокупности с социальными
факторами составляют суть человеческой природы.
Жизнь — это естественный природный процесс, что предопределяет его
познание средствами и методами науки, используемой для изучения всех
природных явлений. Вместе с тем жизнь обладает специфическими свойствами,
которые делают ее принципиально отличной от всех иных проявлений
материального порядка, то есть речь идет о качественном своеобразии жизни.
Жизнь на Земле представлена громадным разнообразием форм, которым
присуща возрастающая сложность строения и функций. Всем живым организмам
свойственны два признака: целостность и самовоспроизведение. В ходе
индивидуального изменения (онтогенеза) организмы приспосабливаются к
внешним условиям, а смена поколений приобретает эволюционно-исторический
характер (филогенез). Организмы выработали способность к относительной
независимости от внешней среды (автономность). Одно из главных свойств
всякого живого организма — обмен веществ. Наряду с ним существенными
признаками жизни являются раздражимость, рост, размножение, изменчивость,
наследственность. Всякий живой организм как бы стремится к главному —
воспроизведению себе подобных.
Сущность жизни есть функция определенной материальной организации.
Познание жизни выявило сложную структурно-функциональную природу
биологических организмов. Долгое время в науке применялось понятие жизни,
предложенное Ф. Энгельсом: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и
этот способ существования состоит по своему существу в постоянном
самообновлении химических составных частей этих тел».
По мере совершенствования методов и средств познания живых структур
уточнялись представления о природе белка, характере обменных процессов в
живом организме и взаимодействии его с окружающей средой. К познанию жизни
подключились физика и химия, что позволило выделить молекулярный уровень
биологической организации. Активно внедряются представления о физико-
химической природе жизни, что якобы предопределяет возможность ее познания
исключительно средствами физики и химии.
И пока ученые не выработали единого определения жизни воспользуемся
таким понятием: жизнь — это частичная, непрерывная, прогрессирующая и
взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей
электронных состояний атомов.
Философский интерес к проблеме жизни продиктован следующими
обстоятельствами: во-первых, философским объяснением природы самого
человека, что требует привлечения естественнонаучных представлений о жизни;
во-вторых, необходимостью использования методологических принципов в ходе
научного познания жизни; в-третьих, уяснением закономерностей структурно-
функциональной организации живого, что способствует верному ответу на один
из актуальнейших философских, мировоззренческих вопросов
— в чем смысл жизни человека?
Важным результатом философского и естественнонаучного познания жизни
является вывод о единстве жизни на Земле.
Проблема происхождения жизни на Земле и возможности ее существования в
других областях Вселенной издавна привлекала внимание как ученых и
философов, так и простых людей. За последние годы интерес к этой "вечной
проблеме" значительно возрос.
Это обусловлено двумя обстоятельствами: во-первых, значительными
успехами в лабораторном моделировании некоторых этапов эволюции материи,
проведшей к зарождению жизни, и во-вторых, стремительным развитием
космических исследований, делающих все более реальным непосредственный
поиск каких-либо форм жизни на планетах Солнечной системы, а в будущем и за
ее пределами.
1. Взгляды на происхождение жизни и ее развитие
Происхождение жизни — один из самых таинственных вопросов,
исчерпывающий ответ на который вряд ли когда-нибудь будет получен.
Множество гипотез и даже теорий о возникновении жизни, объясняющих
различные стороны этого явления, неспособны пока что преодолеть
существенное обстоятельство — экспериментально подтвердить факт появления
жизни. Мы не знаем и, возможно, не узнаем никогда условий, в которых
зародились структуры, обладающие свойствами живого. Вероятно, их
воспроизведение в лабораториях — дело будущего, но повторение его в
масштабах планеты - совершенно невероятно.
Возникновение жизни на Земле, по оценкам ученых, имело место 3-4 млрд.
лет назад. В результате сложных космических и земных преобразований
зародились простейшие формы жизни, которые положили начало почти миллиону
видов животных и около 400 тыс. видов растений, конечное число которых
неизвестно и сегодня. Проблема происхождения жизни на Земле — сложнейшая
задача современной науки, интерес к которой никогда не ослабевал в связи с
попытками человека проникнуть в собственную природу и историю. Решающая
роль в прояснении тайны происхождения жизни отводится теоретическому
познанию, изучению истории становления представлений о жизни и их
философскому осмыслению. История взглядов на происхождение жизни уходит в
далекое прошлое. Первые идеи возникновения жизни ограничивались рамками
мифологических представлений. В мифах рождались легенды о возникновении
одушевленных форм из неодушевленных. Охота и собирательство укрепляли связь
людей с живой природой, углубляли понимание ее отличия от неживой.
Мифологическое сознание ограничивало познание: человек даже не
осознавал факта своего рождения и происхождения. Наивные представления о
мире как данности, явленной в целостной и гармоничной жизни, затемняли
проблему ее возникновения. Все, мол, просто и естественно: возникновение,
рождение жизни — факт сам собой разумеющийся и не требующий объяснений.
Лишь по мере становления культуры, совершенствования средств познания,
кристаллизации самосознания формируются два основополагающих взгляда на
происхождение и развитие жизни. Это - креационизм и эволюционизм.
Креационизм —концепция, объясняющая происхождение многообразия форм
органического мира как акт божественного творения. Название учения
происходит от латинского слова creatio, creations — «создание»,
«сотворение». Креационизм исходит из того, что, несмотря на присущее
человеку стремление разрешить вопрос о происхождении мира, он сам по себе
не может добиться этого без помощи Бога, которому мир обязан своим
существованием.
Корни креационизма уходят в эпоху глубокой античности. До сих пор
известен древневавилонский миф о герое-боге Мардуке, который, обладая
колоссальной силой, разорвал надвое чудовище Тиамат и создал из его спины
небо, а из живота — землю.
Исходя из имеющихся представлений о структуре живых организмов,
основным компонентом которых является вода, в известной мере можно
объяснить почему в поисках субстанций жизни упор всегда делался и на воду.
На первых порах идея сотворения выглядела довольно просто: некто создает
нечто и всегда из чего-то. Творец, созидатель (демиург) — это искусный
мастер, копирующий некую модель.
На новый уровень креационисткие представления выходят уже в библейские
времена. Главная идея библейского ответа на вопрос о происхождении жизни,
как частного случая сотворения мира, в том, что Бог создал мир из ничего —
не из готовой материи и не из собственного своего существа. Всему сущему
предшествовала безначальная вечность, в которой творил один Господь. Именно
им было положено новое начало, бытие — мир видимый и невидимый.
В соответствии с Библией, начало жизни на Земле связано с пятым днем
творения, когда появились рыбы и водяные твари, птицы и воздушные творения.
На следующий день на земле являются разного рода животные, обитающие на
суше. Не ясно было только — для кого все это? И на седьмой день Бог
сотворил человека «по образу Нашему, и по подобию Нашему».
Креационистские представления о происхождении жизни и ее развитии
господствовали в науке до возникновения эволюционного учения. Они являлись
не только догмами официальной религии, их придерживалось подавляющее
большинство естествоиспытателей. Отправляясь от факта многообразия форм
органического мира, сторонники креационизма рассматривали это многообразие
как результат Божественного творения. Они защищали идею неизменности видов
и отрицали эволюцию.
Основу эволюционного подхода к проблеме возникновения жизни составляет
идея развития, которая как методологический принцип познания живой природы
начала оформляться в период XVII— XVIII веков. Однако первые попытки носили
характер стихийных, гениальных догадок. Наука еще не располагала
достаточным естественнонаучным материалом, метафизический взгляд на природу
не позволял подойти к исследованию подлинных источников развития.
Проблема развития — важнейшая проблема философии. С решением ее на
разных этапах связано преодоление кризисных состояний в становлении
естествознания, что способствовало выходу науки о природе на новые уровни и
открывало новые перспективы перед естествоиспытателями. Как известно,
вопросы развития разрабатывались не только материалистами, идеалистическая
философия также пыталась дать их решение со своих позиций. Естественно, что
проблема развития является важной и для самой биологии. Более того, эта
проблема, как свидетельствует история науки о жизни, выступает центром
формирования основных положений и представлений современной биологии.
Концепция развития не может существовать только в рамках чистой
философии. Философские конструкции должны подкрепляться знанием подлинных
явлений, источников и причин их развития. Впервые концепция развития (в
особенности органического) была сформулирована древнегреческими философами.
А. Ф. Лосев подчеркивает, что именно в философии Аристотеля появляется
диалектический результат живого развития жизни. Дальнейшая философская
разработка этой идеи во многом зависела от решения целого ряда
естественнонаучных проблем, которое, в свою очередь, требовало эффективной
методологической основы.
Такая диалектическая взаимосвязь — методологии и результатов конкретных
наук — принципиальное качество научного познания. История становления
эволюционного учения подтверждает, какую важную роль в этом процессе играют
философские взгляды естествоиспытателей. Так, в свое время широкое
распространение в биологии получила аристотелевская идея градации
органического мира, завершением которой явилась натурфилософская концепция
«лестницы существ». Ее сторонники представляли живую природу в виде
восходящей «лестницы», ступеньками которой выступают отдельные формы
органического мира, располагающиеся в порядке повышения их сложности.
Эти взгляды дальнейшее воплощение получили в принципе непрерывности
Г.В. Лейбница и его учении о всеобщей связи сущего. Лейбниц приходит к