Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:19, контрольная работа
Концепции современного естествознания - предмет, который объединяет в себе такие понятия как теории, законы, модели, гипотезы и т.д. Все эти понятия можно объединить в одно слово - концепции. И так же разберем остальные слова в этом предмете. Естествознание - это раздел науки, который изучает мир, как он есть, в том состоянии, который ему присуще. К современному естествознанию относится наука, которая бурно прогрессировала в XX в. и по сей день.
Ноосфера (от греч. noos - разум и сфера), сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития (для обозначения этой сферы употребляют также сходные термины: техносфера, антропосфера, социосфера).
Введение 3
1 Ноосфера: понятие, строение, функции 4
1.1 Понятие ноосферы 4
1.2 Строение ноосферы 5
1.3 Функции ноосферы 9
2 Концепция ноосферы В.И. Вернадского 11
3 Концепция ноосферы Тейяр де Шарден 15
Список использованных источников 20
Ноосферное мировоззрение исходит из представлений об особой роли человека во Вселенной, как единственного (в плане современного научного видения) носителя разума, и стремится выработать формы диалога между людьми разных культурных традиций, национальностей, религиозных конфессий и гендерных отличий.
Оно опирается на:
1. науку, точно
знающую пределы своей
2. философию, требующего подвергать сомнению всё, но только ради установления истины (постмодернисткие концепции, принципиально отказывающиеся от категории истины, противостоят ноосферному мировоззрению).
Мировоззрение Вернадского, исходящее из того, что наука, религия и философия суть три независимые формы Разума, каждая из которых предназначена для решения своих задач, плохо вписывалась в рамки «единственно верного» учения диалектического материализма. Эти идеи Вернадского стали доступны советским читателям лишь начиная с конца 60-х годов. Его главное сочинение, связанное с ноосферной проблематикой, «Научная мысль, как планетное явление», написанное в 1936 году стало доступным читателю лишь в 1988 году. В 80-е годы ноосферное движение в СССР, а в 90-е в России активно развивается. Ноосферные идеи проникают в сознание политических деятелей и руководителей регионов. Библиография работ по ноосфере насчитывает уже тысячи наименований».
2 Концепция ноосферы В.И. Вернадского
«Академик Владимир Иванович Вернадский - великий русский ученый, естествоиспытатель и мыслитель, создатель новых научных дисциплин, учения о биосфере, учения о переходе биосферы в ноосферу.
По мнению В.И. Вернадского, основные предпосылки создания ноосферы сводятся к следующему.
1) Человечество
стало единым целым. Мировая
история охватила как единое
целое весь земной шар,
2) Преобразование
средств связи и обмена. Ноосфера
- это единое организованное
3) Открытие новых источников энергии. Создание ноосферы предполагает столь коренное преобразование человеком окружающей его природы, что ему никак не обойтись без колоссальных количеств энергии.
4) Подъем благосостояния трудящихся. Ноосфера создается разумом и трудом народных масс.
5) Равенство
всех людей. Охватывая всю
6) Исключение войн из жизни общества. В наше время война, угрожая самому существованию человечества, встала как самое большое препятствие на пути к ноосфере. Отсюда следует, сто без устранения этой преграды достижение ноосферы практически невозможно и, напротив, уничтожение угрозы войны будет означать, что человечество сделало крупный шаг к созданию ноосферы.
Ноосфера, по мнению Вернадского, - это новая геологическая оболочка Земли, создаваемая на научных основаниях.
Ноосфера является результатом действия слившихся в единый поток двух величайших революционных процессов современности: в области научной мысли, с одной стороны, и социальных отношений - с другой. Поэтому создание ноосферы возможно лишь как следствие прочного союза тех сил, которые являются основой этих процессов, т.е. союза науки и трудящихся масс.
По мысли В.И. Вернадского, ноосфера - это гармоническое соединение природы и общества, это торжество разума и гуманизма, это слитые воедино наука, общественное развитие и государственная политика на благо человека, это - мир без оружия, войн и экологических проблем, это - мечта, цель, стоящая перед людьми доброй воли, это - вера в великую миссию науки и человечества, вооруженного наукой.
Оценивая роль человеческого разума и научной мысли как планетарного явления В.И. Вернадский пришел к следующим выводам:
1. Ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет.
2. Это проявление
изменения биосферы есть
3. Это изменение
биосферы происходит
4. А так как
среда жизни есть
5. В переживаемый
нами исторический момент мы
видим это более ясно, чем могли
видеть раньше. Здесь вскрывается
перед нами «закон природы». Новые
науки - геохимия и биохимия - дают
возможность выразить
В связи с развитием производственных сил возникают новые по качеству круговороты вещества в биосфере по пути превращения ее в ноосферу. Основные их признаки заключаются в следующем.
1) Возрастание
механически извлекаемого матер
2) Происходит
массовое потребление (
3) Процессы в
антропогенной биосфере
4) В биосфере
в массовом количестве
5) Появляются, хотя
и в ничтожно малых
6) Ноосфера выходит
за пределы Земли в связи
с прогрессом научно-
В связи с потребительским отношением к природным ресурсам и накоплением отходов производства антропогенная нагрузка на биосферу быстро возрастает и приближает биосферу к критическому состоянию. Естественно, что возникает проблема ограничения антропогенных воздействий, которая в наши дни становится чрезвычайно актуальной. Это осознается научной общественностью и многими политическими деятелями.
В связи с возрастанием антропогенной нагрузки на биосферу возникают многочисленные проблемы, которые предстоит решить в ближайшем будущем во избежание роковых последствий. Это чрезвычайно важная задача, решение которой потребует больших усилий со стороны человеческого разума, привлечения ученых в области естественных и гуманитарных наук.
Концепция ноосферы отражает новый, объективно происходящий в мире, стихийный процесс перехода биосферы в новое эволюционное состояние - ноосферу под влиянием социальной научной мысли и труда человечества. Этот процесс, относящийся к началу эпохи НТР, предопределен возникновением и резким ускорением научно-технического прогресса в ХХ веке на большей части Земли.
Главным социальным двигателем перехода биосферы в ноосферу в современный период, согласно предвидениям В.И. Вернадского, служит резко возросшая творческая активность народных масс, стремление их к получению максимального научного знания, участия в общественной жизни и управления государством.
Концепция ноосферы в качестве основополагающего условия ее создания и проявления выдвигает отсутствие разрушительных войн между народами».
ноосфера аритмологический биосфера мировоззрение
3 Концепция ноосферы Тейяр де Шарден
«Пьер Тейяр де Шарден (фр. Pierre Teilhard de Chardin; 1881-1955) - французский теолог и философ, один из создателей теории ноосферы. Внес огромный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и теологию; создал своего рода синтез христианского учения и теории космической эволюции.
Понятие ноосферы было предложено Э. Леруа (1870-1954). Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена. Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге. Представление о ноосфере и «сверхжизни» в ней, как слиянии рас, Природы и Бога в единое целое, как конец эволюции носит философский характер.
Тейяр де Шарден полагал, что переход в сверхжизнь неизбежен. На Земле она утвердится помимо воли людей, несмотря ни на что - ибо такова поступь мировой эволюции.
По Тейяр де Шардену появление человека неразрывно связано с эволюцией биосферы, но человек принципиально новое и оригинальное целое природы, это «новый порядок реальности». После появления человека реализуется «выше, чем животная биосфера, следующая за ней - человеческая сфера, сфера рефлексии, сознательного и свободного изобретения, короче говоря, мысли: собственно сфера разума, или ноосфера». В ноосфере «завершается после более чем шестисот миллионов лет биосферное усилие церебрализации».
Тейяр был убежден, что эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, но продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимозависимости, - тенденция, необычайно ускоренная современной технологией, урбанизацией, телекоммуникациями и развитием вычислительной техники. Глобальная сеть знаний, исследований и чувство взаимозависимости людей образуют то, что Тейяр называл ноосферой. Эволюционный процесс он графически изображал как «конус пространства - времени», в основании которого помещал множественность и хаос, а на вершине - точку последнего объединения в сложное единство, «точку Омега».
Вот что пишет Тейяр де Шарден в своей книге «Феномен человека», глава «Развертывание ноосферы»
«Чтобы умножить контакты, необходимые для своих пробных нащупываний, и чтобы накопить полиморфное разнообразие своих богатств, жизнь может продвигаться вперед лишь большими множествами.
Поэтому, когда ее поток выходит из узких горловин, где она была, как бы стиснута новой мутацией, то чем уже горловина, из которой она выходит, и чем обширнее пространство, которое она должна покрыть своей волной, тем больше ей необходимо воспроизвести себя во множестве.
Человечество,
побуждаемое смутным
Другими словами, дух ткет и развертывает покров ноосферы.
В стремлении к умножению и организованной экспансии резюмируется и, в конечном счете, выражается - для того, кто умеет видеть, вся предыстория и вся история человечества, со времени его происхождения и до наших дней. Попытаемся в нескольких чертах обрисовать фазы, или последовательные волны, распространения человека».
Для Тейяра точка Омега есть Бог, который благодаря силе Своего притяжения дает направление и цель прогрессивно эволюционирующему синтезу.
Таким образом, П. Тейяр де Шарден под ноосферой он понимал новый покров Земли, «мыслящий пласт».
Он пишет: «Самый проницательный исследователь нашей современной науки может обнаружить здесь, что всё ценное, всё активное, всё прогрессивное, с самого начала содержавшееся в космическом лоскуте, из которого вышел наш мир, теперь сконцентрировано в «кроне» ноосферы».
По Тейяр
де Шардену образование «
- экспансия жизни, т.е. для всего живого характерно избыточное изобилие;
- «разветвление» жизни, что приводит к созданию новых видов (со временем часть «ветвей» отмирает);
- «техника пробного нащупывания», т.е. жизнь пробует и перебирает разные варианты.
Действует созидательная
тенденция, которая заключена в
«элементарных частицах»
Заключение
Делая заключение по выше изложенному, можно сказать, что в связи с очень быстрым развитием и ускорением научно - технического прогресса, развитием компьютерных технологий и компьютеризации в целом, математическим моделированием. Всё это становиться предпосылкой в теоретически - эволюционном направлении.