Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:40, курсовая работа
Цель работы – изучить концепции происхождения органической жизни на Земле и сущность жизни.
Задачи:
- ознакомиться с основными концепциями происхождения жизни;
- рассмотреть современные представления о происхождении жизни на Земле;
- определить сущность жизни, выявит признаки живых организмов.
Введение
1. Основные концепции происхождения жизни
1.1 Креационизм
1.2 Теория стационарного состояния
1.3 Теория самозарождения
1.4 Теория панспермии
1.5 Теория Опарина-Холдейна (биохимической эволюции)
2. Современные представления происхождения жизни на Земле
3. Сущность и определение жизни
Заключение
Список использованных источников
2,0 млрд. лет назад возникло
большое разнообразие бактерий;
содержание кислорода в
После точки Пастернака микроорганизмы получили возможность перейти от процессов брожения к процессам дыхания. Затем приблизительно за 200 млн. лет содержание кислорода в атмосфере достигло современного уровня12.
Ученые-биологи, занимающиеся сегодня решением вопроса о происхождении жизни, самым сложным считают характеристику структурных и функциональных особенностей протобиологической системы, то есть доклеточного предка. Трудность решения этого вопроса объясняется хорошо известным фактом: для саморепродукции нуклеиновых кислот - основы генетического кода - необходимы ферментные белки, а для синтеза белков - нуклеиновые кислоты. Поэтому предметом дискуссии издавна служили два взаимосвязанных вопроса. Первый: что было первичным - белки или нуклеиновые кислоты? Второй: если признать, что оба эти класса биополимеров возникли не одновременно, а последовательно, то на каком этапе и как произошло их объединение в единую систему, способную к функциям передачи генетической информации и регуляции биосинтеза белков?
Рассматривая ответы на вопрос о первичности белков или нуклеиновых кислот, все существующие гипотезы и концепции можно разделить на две большие группы – голобиоза и генобиоза. Рассмотренная нами концепция Опарина относится к группе голобиоза – методологического подхода, основанного на идее первичности структур типа клеточной, наделенной способностью к элементарному обмену веществ при участии ферментного механизма. Появление нуклеиновых кислот в ней считается завершением эволюции, итогом конкуренции протобионтов. Эту точку зрения можно еще назвать субстратной. Сторонники генобиоза исходят из убеждения в первичности молекулярной системы со свойствами первичного генетического кода. Эту группу гипотез и концепций можно также назвать информационной.
Таким образом, одной из самых популярных на сегодняшний день концепций является концепция происхождения жизни из неорганических молекул в определенных условиях, сложившихся на Земле окало 4 млрд. лет. Эта теория является наиболее оправданной рядом экспериментов. В рамках этой теории удается объяснить большинство фактов существования жизни, чего не удается сделать в рамках других теорий. Однако она также имеет ряд пробелов – отсутствие объяснения некоторых этапов становления жизни: этапы синтеза белка и нуклеиновых кислот, остается непонятным что первично белок или нуклеиновые кислоты. Решением этих проблем занимаются современные ученые.
Описанные гипотезы и теории дают возможность определить сущность процессов, жизненно необходимых для существания живых организмов. Исходя из житейского опыта мы все понимаем, что представляет собой живое, а что – мертвое. Однако определить сущность жизни на научном уровне не так просто, т.к. возникают определенные препятствия, так как сущность жизни и в каждом из этих случаев понимается и определяется п-разному.
Большинство ученых убеждены,
что жизнь представляет собой
особую форму существования
Интересны также определения жизни Э. Шредингера как апериодического кристалла, Г. Югая как космической организованности материи, а также определение, подчеркивающее энергетический аспект жизни – противостояние энтропийным процессам.
Есть аксиоматические определения жизни, называющие ее важнейшие черты. Таково определение А.И. Опарина. К этой группе относят и определение Б.М. Медникова, называющее жизнью активное, идущее с затратой энергии, поддержание и воспроизведение специфических структур, функционирование которых описывают следующие положения: 1) живые организмы характеризуются наличием фенотипа и генотипа; 2) генетические программы не возникают заново, а реплицируются матричным способом; 3) в процессе репликации неизбежны ошибки на микроуровне, случайные и непредсказуемые изменения генетических программ (мутации); 4) в ходе формирования фенотипа эти изменения многократно усиливаются, что делает возможным их селекцию со стороны факторов внешней среды13.
Современная биология в вопросе о сущности живого все чаще идет по пути перечисления основных свойств живых организмов. При этом акцент делается на то, что только совокупность данных свойств может дать представление о специфике жизни.
Итак, что такое живое и чем оно отличается от неживого. К числу свойств живого обычно относят следующие:
- живые организмы
- живые организмы получают
энергию из окружающей среды,
используя ее на поддержание
своей высокой упорядоченности.
- живые организмы активно
реагируют на окружающую среду.
- живые организмы не только изменяются, но и усложняются;
- все живое размножается.
Способность к
- живые организмы передают потомкам заложенную в них информацию, необходимую для жизни, развития и размножения. Эта информация содержится в генах - единицах наследственности, мельчайших внутриклеточных структурах. Генетический материал определяет направление развития организма. Вот почему потомки похожи на родителей. Однако эта информация в процессе передачи несколько изменяется, искажается. В связи с этим потомки не только похожи на родителей, но и отличаются от них;
- живые организмы хорошо
приспособлены к среде
В обобщенном и упрощенном варианте все отмеченное можно выразить в выводе, что все живые организмы питаются, дышат, растут, размножаются и распространяются в природе, а неживые тела не питаются, не дышат, не растут и не размножаются 15.
Однако строго научное разграничение живого и неживого встречает определенные трудности. Имеются как бы переходные формы от неживого к живому. Так, например, вирусы вне клеток другого организма не обладают ни одним из атрибутов живого. У них есть наследственный аппарат, но отсутствуют основные необходимые для обмена веществ ферменты, и поэтому они могут расти и размножаться, лишь проникая в клетки другого организма и используя его ферментные системы. Поэтому, в зависимости от того, какой признак живого мы считаем самым важным, мы относим вирусы к живым системам или нет. Естественно, что в определении жизни должны быть зафиксированы все эти функциональные признаки. Поэтому можно предложить следующее определение: жизнь – высшая из природных форм движения материи, она характеризуется самообновлением, саморегуляцией и самовоспроизведением разноуровневых открытых систем, вещественную основу которых составляют белки, нуклеиновые кислоты и фосфороорганические соединения. Признаками жизни являются: противостояние энтропийным процессам, обмен веществ с окружающей средой, воспроизводство на основе генетического кода и молекулярная хиральность.
Итак, сущность жизни заключается в ряде свойств живых объектов, отличающих их от неживых: сложная упорядоченная структура, способность к энергетическому обмену с внешней средой; способность реагировать на внешние раздражители; способность к развитию и усложнению; способность к размножению; способность к передачи генетической информации; способность к приспособлению к условиям внешней среды. Обязательными являются все указанные признаки.
Заключение
Попытки понять, как возникла и развивалась жизнь на Земле, предпринимались еще в глубокой древности. Существует большое количество гипотез происхождения жизни на Земле. Наиболее распространенными являются: креационизм, концепция стационарного состояния, концепция самопроизвольного зарождения, концепция панспермии, концепция биохимического происхождения жизни. Практически все описанные выше концепции продолжают пользоваться большей или меньшей популярностью и в настоящее время.
Таким образом, на протяжении веков менялись взгляды на эту проблему, но наука все еще далека от ее решения. Как и сто, и двести лет назад, сегодня продолжаются споры о сущности жизни: является ли она просто чрезвычайно упорядоченным состоянием обычных атомов и молекул, из которых состоит «живое вещество», или существуют пока не открытые элементарные «частицы жизни», переводящие обычные химические и физические вещества в живое состояние. Веских доказательств и аргументов в пользу справедливости той или иной точки зрения нет, и выбор позиции определяется внутренними убеждениями каждого участника спора.
Одной из самых популярных на сегодняшний день концепций является концепция происхождения жизни из неорганических молекул в определенных условиях, сложившихся на Земле окало 4 млрд. лет. Эта теория является наиболее оправданной рядом экспериментов. В рамках этой теории удается объяснить большинство фактов существования жизни, чего не удается сделать в рамках других теорий. Согласно этой теории
Однако она также имеет ряд пробелов – отсутствие объяснения некоторых этапов становления жизни: этапы синтеза белка и нуклеиновых кислот, остается непонятным что первично белок или нуклеиновые кислоты. Решением этих проблем занимаются современные ученые.
Исходя из рассмотренных концепций, и, обобщив знания о происхождении жизни, можно сделать заключение, что сущность жизни заключается в ряде свойств живых объектов, отличающих их от неживых. Свойствами живых организмов являются: сложная упорядоченная структура; способность к энергетическому обмену с внешней средой; способность реагировать на внешние раздражители; способность к развитию и усложнению; способность к размножению; способность к передачи генетической информации; способность к приспособлению к условиям внешней среды. Обязательными являются все указанные признаки.
Список использованных источников
1 Грушевицкая Т., Садохин А. Концепции современного естествознания. – М.: Высш. шк., 1998. – 383 с.
2 Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 622 с
3 Грушевицкая Т., Садохин А. Концепции современного естествознания. – М.: Высш. шк., 1998. – 383 с.
4 Грушевицкая Т., Садохин А. Концепции современного естествознания. – М.: Высш. шк., 1998. – 383 с.
5 Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 622 с
6 Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 622 с
7 Концепции современного естествознания: Курс лекций / Сост. В.Н. Великанов. – М.: Евразийский институт экономики, менеджмента, информатики, 2006. – 100 с.
8 Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 622 с
9 Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 622 с
10 Опарин А.И. Материя – жизнь – интеллект. М.: Наука, 1977. – 206 с.
11 Грушевицкая Т., Садохин А. Концепции современного естествознания. – М.: Высш. шк., 1998. – 383 с.
12 Концепции современного естествознания: Курс лекций / Сост. В.Н. Великанов. – М.: Евразийский институт экономики, менеджмента, информатики, 2006. – 100 с.
13 Грушевицкая Т., Садохин А. Концепции современного естествознания. – М.: Высш. шк., 1998. – 383 с.
14 Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для ВУЗов. – М: ООО «Издательство Астрель», 2003 – 380 с.
15 Грушевицкая Т., Садохин А. Концепции современного естествознания. – М.: Высш. шк., 1998. – 383 с.
понедельник, 15 апреля 2013 г., 2:12:57
Информация о работе Концепции происхождения органической жизни на Земле и сущность жизни