Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 00:01, контрольная работа
Цель данной работы: рассмотреть понятие биосферы Земли, охарактеризовать особенности ее возникновения и эволюции.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика биосферы Земли……………………………………4
2. Эволюция биосферы Земли…………………………………………………..9
2.1 Теория Большого взрыва как гипотеза зарождения Вселенной………...9
2.2 Теория А.И.Опарина как гипотеза возникновения жизни (органических веществ, предбиологических структур) на планете Земля…………………..10
2.3 Большой биологический взрыв как гипотеза перехода от неживой к живой форме организации материи……………………………………………………10
2.4 Учение о биосфере……………………………………………………………11
2.5 Учение о ноосфере……………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………..18
Зеленые растения и фотосинтезирующие бактерии путем фотосинтеза поглощали из воздушной среды углекислый газ и воду, а выделяли из нее кислород.
Таким образом, в процессе фотосинтеза
атмосфера обогащается
Являясь порождением множества действующих факторов и специфических условий, на Земле сформировалась эта богатая, насыщенная жизнью природа, которая называется биосфера или наиболее прочно вошедшая в науку - географическая оболочка.
2.5 Учение о ноосфере
Одним из уникальных этапов развития биосфеpы явилось возникновение разума и интеллекта как высшей познавательной способности живого организма. Это столь же загадочная и необъяснимая перестройка процесса развития материального мира, как и возникновение жизни. Мозг человека и мозг животного, особенно высших млекопитающих, состоит на одних и тех же нейронов. При этом мозг человека обладает способностью познавать сам себя, видеть себя со стороны, познавать окружающий мир. Благодаря появлению разума возникает общество - совокупность индивидуумов, способных к совместному труду, к планомерной деятельности, к совместной духовной жизни. Появление интеллекта радикальным образом ускорило темпы практически всех процессов, протекающих во внешней оболочке Земли - биосфере. Появление жизни на планете Земля - это реализация одной из возможных форм самоорганизации материи. Это естественный процесс космического масштаба. Необходимо понимать, что человек как биологический вид, обладающий разумом и развивающийся в рамках определенных норм морали, есть явление уникальное, неповторимое. В привычном нам «виде» он больше нигде и никогда не возникнет. Это с одной стороны. С другой стороны, он всего-навсего одна из бесчисленного множества возможных реализаций самоорганизации материи во Вселенной - естественного космического объективного процесса и никаких особых привилегий нарушать или развиваться вопреки объективным законам и процессам не имеет. Он просто будет навсегда уничтожен «породившей» его Вселенной, в которой будут реализовываться все новые и новые формы самоорганизации материи, но вид Homo Sapiens уже никогда не повторится. Поэтому, мысля космическими категориями, у человека нет другого выхода и выбора, как действовать в согласии с планетарными объективными законами эволюции. Об этом уже в первые годы ХХ столетия начал говорить В.И. Вернадский. Он отмечал, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро он превратится в решающую геологообразующую силу. И, как следствие, он должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие природы. Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными. Биосфера перейдет однажды в сферу разума - в ноосферу. Произойдет объединение, в результате которого развитие планеты сделается направленным - направляемым силой разума. С термином ноосфера до сих пор не все просто, поскольку однозначное его толкование отсутствует. Среди специалистов-естественников широко распространена наиболее простая его трактовка - сфера разума, так принято называть часть биосферы, которая оказывается под влиянием человека и преобразуется им. Переход биосферы в ноосферу означает при таком понимании всего лишь постепенное освоение человеком биосферы. Однако В.И.Вернадский, создавая свое учение о ноосфере, закладывал в него гораздо более глубокий, философский смысл. Он считал, что согласованное с природой развитие общества, ответственность за природу и ее будущее потребуют специальной организации общества, создания специальных структур, которые будут способны обеспечить это совместное согласованное развитие. Исходя из такого взгляда, ноосфера - это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность направлять развитие биосферы в интересах эволюции человека. Выполнение принципа совместного развития, обеспечения конволюции (совместного развития) биосферы и общества потребуют от человечества регламентации своих действий, определенных ограничений.
Учение В.И.Вернадского - это философское и естественнонаучное обобщение законов развития нашей планеты с позиций единого космического процесса и исключительной роли, которую выполнило и выполняет на ней живое вещество. Многие экспериментальные и фактические данные, подтверждающие правильность его идей, появляются только сейчас. На основе учения Вернадского в настоящее время биосферу определяют как активную оболочку Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба. Такое определение биосферы отражает важный тезис: наша планета Земля такая, какая она есть сегодня, только потому, что на ней существует жизнь!
Заключение
Биосфера
– важнейшая система, значимость
которой невозможно переоценить, т.к.
именно биосфера является той средой,
в которой человечество может
существовать. Современная структура
биосферы - продукт длительной эволюции
многих систем разной сложности, последовательно
стремящихся к состоянию
Развитие биосферы предстает как чередование этапов эволюции, прерываемых скачкообразными переходами в качественно новые состояния. В целом при этом образовывались все более сложные и упорядоченные формы живого вещества. Перечень различных вех в истории развития биосферы: появление простейших клеток-прокариотов (лишены оформленного ядра – вирусы, бактерии, сине-зеленые водоросли); появление клеток-эукариотов (содержит оформленное ядро, отделенное оболочкой от цитоплазмы); объединение клеток-эукариотов с образованием многоклеточных организмов, функциональная дифференциация клеток в них; появление организмов с твердыми скелетами, открывшее путь к образованию высших животных; возникновение у высших животных развитой нервной системы и формирование мозга как центра сбора, переработки, хранения информации и управления на ее основе функционированием и поведением организмов; формирование разума как высшей формы деятельности мозга.
Вершиной направленного
Эволюционный процесс в биосфере носит многоуровневый характер. В разное время эволюция протекала и продолжает протекать в наши дни на молекулярном, клеточном, тканевом уровнях, на уровне органов, организмов, популяций и видов, биоценозов. Различаясь на каждом из этих уровней, процессы эволюции сливаются в единый процесс развития биосферы.
Список использованной литературы
7.Акимова Т.А., Хаскин В.В. “Основы экоразвития”.
8. Войткевич “ Основы теории происхождения земли”
9. Казначеев В.П. “Учение Вернадского о биосфере и ноосфере”
10. Экологически уроки прошлого и современность”.Л. Наука . 1991.
11. Вернадский В.И.Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. Книга вторая. М., 1977.
12. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.,1991
13.“Вернадский В.И.: О коренном материально-энергетическом отличии живых и
косных тел биосферы.”//”
14. Киселев Н.Н. Объект экологии и его эволюция: Философско-методологический аспект. – К.,1979.
15. Лапо А.В. “Следы былых биосфер”. – Москва, 1979.