Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:06, реферат
Цель работы - ознакомиться с историей развития естествознания, в соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть каким образом происходило зарождение научного мышления в Древней Греции, выделить особенности неклассического естествознания. Кроме того, необходимо рассмотреть классическую эпоху в естествознании.
Введение
Глава 1: История естествознания
1.1 Зарождение научного мышления в Древней Греции
1.2 Классическая эпоха в естествознании
1.3 Особенности неклассического естествознания
Заключение
Список использованной литературы
Но
также как и во времена основателей
гелиоцентрической картины
Но научную мысль уже невозможно было удержать. Включая в исследование наблюдения, анализ, рассуждения, обобщения Иоганн Кеплер в 1609 году сформулировал законы движения планет. Кроме этого Кеплер предложил теорию предсказаний солнечных и лунных затмений, уточнил величину расстояния между Землей и Солнцем. Кеплер дал толчок развитию динамики в механике. Церковь также запрещала некоторые его книги, но сам он относился к этому без сарказма: “Мне все равно, кто будет меня читать: люди нынешнего или люди будущего поколения. Разве господь Бог не дожидался 6 тысяч лет, чтобы кто-нибудь занялся созерцанием его творений”.
Французский ученый Рене Декарт предложил теорию вихрей, по которой все пространство заполнено подвижным веществом, способным образовывать вихри. Эти вихри образуют потоки и вовлекают в движение все в мире. Но главная заслуга Декарта в развитии геометрии, как части математической науки (знаменитые декартовы координаты - оси абсцисс и ординат)
Первая
научная революция завершилась
появлением трудов профессора Кембриджского
университета Исаака Ньютона, где он
изложил систему законов
Закон Всемирного тяготения оказал огромное влияние на развитие естествознания. Впервые открытый закон оказывался универсальным законом природы, которому подчинялось и малое и большое. В результате появления этой и предшествующих теорий сформировалась механистическая картина мира, где все можно было, как казалось, объяснить на основе простых законов. Природа представилась некой машиной и чтобы познать ее до конца необходимо просто разобрать механизм по составным частям.
Кроме всего прочего Ньютон разработал требования к исследованию, что явилось сильным прорывом в методологии. Именно Ньютон, по словам Эйнштейна, указал пути мышления, экспериментального исследования и практических построений.
В труде
Эммануила Канта “Всеобщая
Надо
отметить, что в это время происходит
острая борьба двух концепций - катастрофизма
и эволюционизма. Они по-разному
объясняют историю нашей
Стоит отметить, что в рассматриваемый период происходит развитие капиталистических отношений, бурно развивается техника. Все это подхлестывает развитие экспериментальной науки, появление массы новых открытий в самых разных отраслях знания. Матиас Шлейден и Теодор Шванн открыли, что все организмы состоят из клеток; создав свою клеточную теорию. Этим открытием было показано единство всего органического мира. Австрийский монах Грегор Мендель, в 1866 году показал, что в основе всего живого лежат наследственные единицы или гены, в последствие. Д.И.Менделеев делает прорыв в химии, открывая периодическую систему химических элементов. Это открытие позволяет предвидеть свойства новых, еще неизвестных элементов.
До этого мир представлялся как механическая система, которая функционирует по законам классической механики. В подобной механистической картине мира место было только для одного вида материи - веществу, состоящему из частиц. Исследования Майкла Фарадея показали наличие электромагнитных полей. Значит, в природе кроме вещества существует еще и поле. (Демокрит говорил, что существуют только атомы и пустота). Джеймс Максвелл продолжил эту идею и разработал математическую модель для теории Фарадея. Две этих работы Фарадея и Максвелла положили начало крушения механистической картины мира.
1.3 Особенности неклассического естествознания
В конце
19 - начале 20 века на арену выходят
новые общественные отношения и
экономические теории, колоссально
развивается техника. В этот время,
называемый третьей научной революцией,
начинается новый неклассический период
в естествознании. Наука проникает
вглубь материи. Супруги Пьер и Мария
Кюри открывают явление
Подрыву
классических представлений в естествознании
способствовали некоторые идеи, которые
зародились еще в середине XIX века,
когда классическая наука находилась
в зените славы. Среди этих первых
неклассических идей, в первую очередь,
следует отметить эволюционную теорию
Ч. Дарвина. Как известно, в соответствии
с этой теорией биологические
процессы в природе протекают
сложным, необратимым, зигзагообразным
путем, который на индивидуальном уровне
совершенно непредсказуем. Явно не вписывались
в рамки классического
Научная революция, ознаменовавшая переход к неклассическому этапу в истории естествознания, в первую очередь, связана с именами двух великих ученых XX века - М. Планком и А. Эйнштейном. Первый ввел в науку представление о квантах электромагнитного поля, второй навсегда останется в истории человечества как автор специальной и общей теории относительности. Буквально в течение первой четверти века был полностью перестроен весь фундамент естествознания, который в целом остается достаточно прочным и в настоящее время.
Следует
иметь в виду, что решающие шаги
в становлении новых
Еще
одной особенностью неклассического
естествознания является преобладание
же упомянутого вероятностно-
Далеко за рамки естествознания вышла сформулированная Н. Бором и ставшая основой в неклассической физике идея дополнительности. В соответствии с этим принципом, получение экспериментальной информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект, неизбежно связано с потерей информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым. Такими взаимно дополнительными величинами являются, например, координаты и импульсы, кинетическая и потенциальная энергия, напряженность электромагнитного поля и число фотонов и т.п. Таким образом, с точки зрения неклассического естествознания невозможно не только однозначное, но и всеобъемлющее предсказание поведения всех физических параметров, характеризующих динамику микрообъектов.
Для
неклассического естествознания характерно
объединение противоположных
Произошла
в неклассической науке и переоценка
роли опыта и теоретического мышления
в движении к новым результатам.
Прежде всего, была зафиксирована и
осознана парадоксальность новых решений
с точки зрения «здравого смысла».
В классической науке такого резкого
расхождения науки со здравым
смыслом не было. Основным средством
движения к новому знанию стало не
его построение снизу, отталкиваясь
от фактической, эмпирической стороны
дела, а сверху. Явное предпочтение
методу математической гипотезы, усложнение
математической символики все чаще
стали выступать средствами создания
новых теоретических
Данный период характеризуется появлением огромного количества открытий, некоторые из которых просто не укладывались в головах обычных людей. Ярким примером такой сенсационной теории стала теория относительности Альберта Эйнштейна, в которой он показал взаимосвязь пространства и времени. Ранее эти понятия были разобщены. Кроме всего прочего, еще одним крупным событием явилась теория о волновых свойствах материи. Так было показано, что объекты микромира ведут себя по другому в отличие от больших тел. Например – свет это и волна и частица одновременно.
Период
третьей научной революции
Заключение
Вопрос
о возникновении науки и ее
периодизации до сих пор вызывает
много споров, демонстрируя широкий
диапазон в понимании сущности науки,
ее конституирующих параметров. Результатом
этого являются различные, часто
противоречащие друг другу выводы.
Например, ряд ученых начало науки
связывает с традиционными
Может показаться, что на этом история развития естествознания остановилась, но это не так. В настоящее время мы имеем предпосылки для рождения четвертой научной революции. Это так называемые загадки, от развития которых будет зависеть по какому пути пойдет развитие современного естествознания.
Список использованной литературы
1. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов – М.: «Просвещение, 1986
2. Кобзарев И.Ю. Ньютон и его времени – М.: «Знание», 1978 («Новое в жизни, науке и технике, сер. Физика», №5 1978)
3. Кун
Т. Структура научных
4. Лапицкий В.В. Наука в системе культуры – Псокв, Изд-во ПОИПКРО, 1994
5. Энгельс Ф. Диалектика природы – М.: Политиздат, 1987
1. Методы научного познания
Методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности методология естествознания - это учение о принципах построения, формах и способах естественно-научного познания.
Метод - это совокупность
приемов, или операций, практической
или теоретической
Любая система объективного знания может стать методом. Связь метода и теории выражается в методологической роли естественно-научных законов. Законы сохранения в естествознании составляют методологический принцип, требующий обязательного их учета при соответствующих теоретических операциях; рефлекторная теория высшей нервной деятельности служит одним из методов исследования поведения животных и человека. Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Ф. Бэкон (1561 - 1626) сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте.
Информация о работе История естествознания. Основные концептуальные революции в естествознании