История естествознания. Основные концептуальные революции в естествознании

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:06, реферат

Краткое описание

Цель работы - ознакомиться с историей развития естествознания, в соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть каким образом происходило зарождение научного мышления в Древней Греции, выделить особенности неклассического естествознания. Кроме того, необходимо рассмотреть классическую эпоху в естествознании.

Оглавление

Введение
Глава 1: История естествознания
1.1 Зарождение научного мышления в Древней Греции
1.2 Классическая эпоха в естествознании
1.3 Особенности неклассического естествознания
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

История естествознания.docx

— 63.86 Кб (Скачать)

 

Но  также как и во времена основателей  гелиоцентрической картины Вселенной, церковь не могла допустить распространения этих мыслей и перед угрозой сожжения Галилею пришлось отречься от своих мыслей.

 

Но  научную мысль уже невозможно было удержать. Включая в исследование наблюдения, анализ, рассуждения, обобщения  Иоганн Кеплер в 1609 году сформулировал  законы движения планет. Кроме этого  Кеплер предложил теорию предсказаний солнечных и лунных затмений, уточнил  величину расстояния между Землей и  Солнцем. Кеплер дал толчок развитию динамики в механике. Церковь также  запрещала некоторые его книги, но сам он относился к этому  без сарказма: “Мне все равно, кто  будет меня читать: люди нынешнего  или люди будущего поколения. Разве  господь Бог не дожидался 6 тысяч  лет, чтобы кто-нибудь занялся созерцанием  его творений”.

 

Французский ученый Рене Декарт предложил теорию вихрей, по которой все пространство заполнено подвижным веществом, способным образовывать вихри. Эти  вихри образуют потоки и вовлекают  в движение все в мире. Но главная  заслуга Декарта в развитии геометрии, как части математической науки (знаменитые декартовы координаты - оси абсцисс и ординат)

 

Первая  научная революция завершилась  появлением трудов профессора Кембриджского  университета Исаака Ньютона, где он изложил систему законов механики, всемирного тяготения; систематизировал все значительное в механике. Он сформулировал 3 закона движения и Закон  Всемирного тяготения.

 

Закон Всемирного тяготения оказал огромное влияние на развитие естествознания. Впервые открытый закон оказывался универсальным законом природы, которому подчинялось и малое  и большое. В результате появления  этой и предшествующих теорий сформировалась механистическая картина мира, где  все можно было, как казалось, объяснить на основе простых законов. Природа представилась некой  машиной и чтобы познать ее до конца необходимо просто разобрать  механизм по составным частям.

 

Кроме всего прочего Ньютон разработал требования к исследованию, что явилось  сильным прорывом в методологии. Именно Ньютон, по словам Эйнштейна, указал пути мышления, экспериментального исследования и практических построений.

 

В труде  Эммануила Канта “Всеобщая естественная история и теория неба” в 1755 году была сделана попытка исторического  объяснения происхождения Солнечной  системы. Вначале была некая туманная масса, которая равномерно заполняла  пространство (вспомним идеи Анаксимандра об апейроне). Под действием сил притяжения образовывались отдельные скопления, становившиеся центрами притяжения. В этих центрах произошла концентрация вещества и образовались все тела. В противовес механике Ньютона, это была развивающаяся модель, которую нельзя было объяснить только законами механики. Независимо от канта, французский математик Пьер Лаплас разработал и дополнил кантовскую теорию. Эта идея была потом объединена в единую космогоническую гипотезу Канта-Лапласа.

 

Надо  отметить, что в это время происходит острая борьба двух концепций - катастрофизма  и эволюционизма. Они по-разному  объясняют историю нашей планеты. Жорж Кювье говорил, что каждый период в истории Земли завершается  мировой катастрофой. В результате гибнут растения, животные и в новых  условиях появляются новые виды. Причины  катастроф он не объяснял. Жан Ламарк предположил, что изменения условий  окружающей Среды есть движущая сила эволюции органического мира. Организмы  изменяются, а не остаются постоянными - как говорил Линней. В 30-е годы 19 века труд англичанина Чарльза  Лайеля нанес сокрушительный удар по теории катастроф, он показал, что факторы  изменяющие лик Земли одинаковы  и сегодня и в прошлом, нежно  только допустить, что Земля существует долго.

 

Стоит отметить, что в рассматриваемый  период происходит развитие капиталистических  отношений, бурно развивается техника. Все это подхлестывает развитие экспериментальной науки, появление  массы новых открытий в самых  разных отраслях знания. Матиас Шлейден и Теодор Шванн открыли, что все организмы состоят из клеток; создав свою клеточную теорию. Этим открытием было показано единство всего органического мира. Австрийский монах Грегор Мендель, в 1866 году показал, что в основе всего живого лежат наследственные единицы или гены, в последствие. Д.И.Менделеев делает прорыв в химии, открывая периодическую систему химических элементов. Это открытие позволяет предвидеть свойства новых, еще неизвестных элементов.

 

До  этого мир представлялся как  механическая система, которая функционирует  по законам классической механики. В подобной механистической картине  мира место было только для одного вида материи - веществу, состоящему из частиц. Исследования Майкла Фарадея  показали наличие электромагнитных полей. Значит, в природе кроме  вещества существует еще и поле. (Демокрит говорил, что существуют только атомы и пустота). Джеймс Максвелл продолжил эту идею и разработал математическую модель для теории Фарадея. Две этих работы Фарадея и Максвелла положили начало крушения механистической картины мира.

 

 

1.3 Особенности  неклассического естествознания

 

 

В конце 19 - начале 20 века на арену выходят  новые общественные отношения и  экономические теории, колоссально  развивается техника. В этот время, называемый третьей научной революцией, начинается новый неклассический период в естествознании. Наука проникает  вглубь материи. Супруги Пьер и Мария  Кюри открывают явление радиоактивности, Эрнест Резерфорд строит планетарную  модель атома - но эта модель не состыковывается с положениями электромагнитной теории Максвелла и поэтому на смену ей пришла квантовая модель атома Нильса Бора, по которой, в атоме существует несколько орбит по которым движутся электроны, при переходе электрона с одной орбиты на другую происходит выделение или поглощение энергии.

 

Подрыву классических представлений в естествознании способствовали некоторые идеи, которые  зародились еще в середине XIX века, когда классическая наука находилась в зените славы. Среди этих первых неклассических идей, в первую очередь, следует отметить эволюционную теорию Ч. Дарвина. Как известно, в соответствии с этой теорией биологические  процессы в природе протекают  сложным, необратимым, зигзагообразным  путем, который на индивидуальном уровне совершенно непредсказуем. Явно не вписывались  в рамки классического детерминизма и первые попытки Дж. Максвелла и Л. Больцмана применить вероятностно-статистические методы к исследованию тепловых явлений. Г. Лоренц, А. Пуанкаре и Г. Минковский еще в конце XIX века начали развивать идеи релятивизма, подвергая критике устоявшиеся представления об абсолютном характере пространства и времени. Эти и другие революционные с точки зрения классической науки идеи привели в самом начале XX века к кризису естествознания, коренной переоценке ценностей, доставшихся от классического наследия.

 

Научная революция, ознаменовавшая переход  к неклассическому этапу в  истории естествознания, в первую очередь, связана с именами двух великих ученых XX века - М. Планком  и А. Эйнштейном. Первый ввел в науку представление о квантах электромагнитного поля, второй навсегда останется в истории человечества как автор специальной и общей теории относительности. Буквально в течение первой четверти века был полностью перестроен весь фундамент естествознания, который в целом остается достаточно прочным и в настоящее время.

 

Следует иметь в виду, что решающие шаги в становлении новых представлений  были сделаны в области атомной  и субатомной физики, где человек  попал в совершенно новую познавательную ситуацию. Те понятия (положение в  пространстве, скорость, сила, траектория движения и т.п.), которые с успехом  работали при объяснении поведения  макроскопических природных тел, оказались  неадекватными и, следовательно, непригодными для отображения явлений микромира. И причина этого заключалась  в том, что исследователь непосредственно  имел дело не с микрообъектами самими по себе, как он к этому привык в рамках представлений классической науки, а лишь с «проекциями» микрообъектов  на макроскопические «приборы». В связи  с этим в теоретический аппарат  естествознания были введены понятия, которые не являются наблюдаемыми в  эксперименте величинами, а лишь позволяют  определить вероятность того, что  соответствующие наблюдаемые величины будут иметь те или иные значения в тех или иных ситуациях. Более  того, эти ненаблюдаемые теоретические  объекты (например, y - функция Шредингера в квантовой механике или кварки в современной теории адронов) становятся ядром естественнонаучных представлений, именно для них записываются базовые соотношения теории.

 

Еще одной особенностью неклассического  естествознания является преобладание же упомянутого вероятностно-статистического  подхода к природным явлениям и объектам, что фактически означает отказ от концепции детерминизма. Переход к статистическому описанию движения индивидуальных микрообъектов  было, наверное, самым драматичным  моментом в истории науки, ибо  даже основоположники новой физики так и не смогли смириться с  онтологической природой такого описания («Бог не играет в кости», - говорил  А. Эйнштейн), считая его лишь временным, промежуточным этапом естествознания.

 

Далеко  за рамки естествознания вышла сформулированная Н. Бором и ставшая основой  в неклассической физике идея дополнительности. В соответствии с этим принципом, получение экспериментальной информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект, неизбежно связано с потерей информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым. Такими взаимно дополнительными величинами являются, например, координаты и импульсы, кинетическая и потенциальная энергия, напряженность электромагнитного поля и число фотонов и т.п. Таким образом, с точки зрения неклассического естествознания невозможно не только однозначное, но и всеобъемлющее предсказание поведения всех физических параметров, характеризующих динамику микрообъектов.

 

Для неклассического естествознания характерно объединение противоположных классических понятий и категорий. Например, в современной науке идеи непрерывности и дискретности уже не являются взаимоисключающими, а могут быть применены к одному и тому же объекту, в частности, к физическому полю или к микрочастице (корпускулярно-волновой дуализм). Другим примером может служить относительность одновременности: события, одновременные в одной системе отсчета, оказываются неодновременными в другой системе отсчета, движущейся относительно первой.

 

Произошла в неклассической науке и переоценка роли опыта и теоретического мышления в движении к новым результатам. Прежде всего, была зафиксирована и  осознана парадоксальность новых решений  с точки зрения «здравого смысла». В классической науке такого резкого  расхождения науки со здравым  смыслом не было. Основным средством  движения к новому знанию стало не его построение снизу, отталкиваясь от фактической, эмпирической стороны  дела, а сверху. Явное предпочтение методу математической гипотезы, усложнение математической символики все чаще стали выступать средствами создания новых теоретических конструкций, связь которых с опытом оказывается  не прямой и не тривиальной.

 

Данный  период характеризуется появлением огромного количества открытий, некоторые  из которых просто не укладывались в головах обычных людей. Ярким  примером такой сенсационной теории стала теория относительности Альберта Эйнштейна, в которой он показал  взаимосвязь пространства и времени. Ранее эти понятия были разобщены. Кроме всего прочего, еще одним крупным событием явилась теория о волновых свойствах материи. Так было показано, что объекты микромира ведут себя по другому в отличие от больших тел. Например – свет это и волна и частица одновременно.

 

Период  третьей научной революции охватывает период конца 19 – начала 20 века. Может  показаться, что на этом история  развития естествознания остановилась, но это не так. В настоящее время  мы имеем предпосылки для рождения четвертой научной революции. Это  так называемые загадки, от развития которых будет зависеть по какому пути пойдет развитие современного естествознания.

 

 

Заключение

 

 

Вопрос  о возникновении науки и ее периодизации до сих пор вызывает много споров, демонстрируя широкий  диапазон в понимании сущности науки, ее конституирующих параметров. Результатом  этого являются различные, часто  противоречащие друг другу выводы. Например, ряд ученых начало науки  связывает с традиционными культурами Вавилона, Египта. При этом наука  отождествляется со знанием вообще и с существовавшим в то время  достаточно высоким уровнем технической  деятельности. В соответствии с другим распространенным подходом рождение науки  относят к античности, а критерием  этого считают переход к рациональному  знанию в отличие от рецептурных  знаний догреческих цивилизаций. Многие историки датируют возникновение науки поздним европейским средневековьем (XIII - XIV вв.), когда складывалась экспериментальная традиция в естествознании.

 

Может показаться, что на этом история  развития естествознания остановилась, но это не так. В настоящее время  мы имеем предпосылки для рождения четвертой научной революции. Это  так называемые загадки, от развития которых будет зависеть по какому пути пойдет развитие современного естествознания.

 

Список  использованной литературы

 

1. Дягилев  Ф.М. Из истории физики и  жизни ее творцов – М.: «Просвещение, 1986

 

2. Кобзарев И.Ю. Ньютон и его времени – М.: «Знание», 1978 («Новое в жизни, науке и технике, сер. Физика», №5 1978)

 

3. Кун  Т. Структура научных революций  – М.:»Прогресс», 1977

 

4. Лапицкий В.В. Наука в системе культуры – Псокв, Изд-во ПОИПКРО, 1994

 

5. Энгельс  Ф. Диалектика природы – М.: Политиздат, 1987

1. Методы научного  познания

 

Методология - учение о структуре, логической организации, методах и  средствах деятельности методология  естествознания - это учение о принципах  построения, формах и способах естественно-научного познания.

Метод - это совокупность приемов, или операций, практической или теоретической деятельности.

Любая система объективного знания может стать методом. Связь  метода и теории выражается в методологической роли естественно-научных законов. Законы сохранения в естествознании составляют методологический принцип, требующий обязательного их учета при соответствующих теоретических операциях; рефлекторная теория высшей нервной деятельности служит одним из методов исследования поведения животных и человека. Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Ф. Бэкон (1561 - 1626) сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте.

Информация о работе История естествознания. Основные концептуальные революции в естествознании