Гиппократ - основоположник медицыны

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:09, контрольная работа

Краткое описание

В древней Греции было много людей носивших фамилию Гиппократ. Это часто встречающаяся фамилия как Иванов или Петров в России. Многие из носителей этой фамилии старались выделить себя в греческой истории различными способами. Но ни один человек с фамилией Гиппократ не получил такой известности, уважения и почестей за свои труды как Гиппократ с острова Кос.

Он совершил революцию в медицине и фармации, которая радикально изменила направление цивилизации. Гиппократ изменил практику медицины, преобразовав ее от мифических, суеверных, волшебных и сверх естественных основ до правил, основанных на наблюдениях и причинных связях с основами научной объективности.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………. 3
1. Биографические данные о Гиппократе……………………………………. 4
2. Гиппократов сборник………………………………………………………. 5
3. Учение Гиппократа………………………………………………………….. 7
4. Медицинская этика и деонтология…………………………………………. 12
Заключение……………………………………………………………………. 14
Глоссарий…………………………………………………………………….. 15
Именной указатель историков медицины и исследователей Гиппократовского корпуса…………………………………………………...
17
Список используемой литературы…………………………………………. 18

Файлы: 1 файл

Гиппократ - КР.doc

— 528.00 Кб (Скачать)

   Наиболее  законченным и зрелым произведением  Гиппократа является «Прогностика», где он показал себя выдающимся врачом-исследователем. Это вполне объяснимо, так как для решения вопросов прогноза необходимо быть не только хорошим диагностом настоящего состояния больного, но и на основе клинического течения болезни предвидеть дальнейший ее ход. И не случайно в начале работы Гиппократ пишет: "Мне кажется, что для врача самое лучшее позаботиться о способности предвидения. В самом деле, когда он будет предузнавать и предсказывать у больных и настоящее, и прошедшее, и будущее,  всё то, что больные опускают при своём рассказе, то, конечно, ему будут верить, что он больше знает дела больных, так что с большей доверчивостью люди будут решаться вручать себя врачу. А задача лечения наилучше будет совершаться, если он из настоящих страданий предузнает будущие". В этой книге Гиппократ не только указывает на необходимость точного определения для прогноза различных симптомов (изменения лица, глаз, цвета кожи, потливость, положение больного, характер дыхания и пульса; температура кожных покровов, характер пищеварения и выделения). Он отмечает прежде всего значение сочетания симптомов для верного прогноза.

   В своих сочинениях Гиппократ поднял ряд новых вопросов, которые разрабатываются  и в настоящее время. Например, работы «О воздухах, водах и местностях» и «Эпидемии» посвящены медицинской географии, специальному разделу современной медицины. Влияние местности, климата, ветров, почвы, воды на распространение и течение заболеваний несомненно, и Гиппократ, много путешествовавший в молодые годы, с завидной наблюдательностью описал это в указанных работах. И в самом деле, разве состав воды не влияет на распространение мочекаменной болезни и заболеваний щитовидной железы? Или взять вопросы особенности холодовой патологии в разных районах нашей страны. Разве это не представляет интереса - научного и практического - для медицины? Мы хорошо знаем, что в некоторых районах нашей страны, например, более распространены мочекаменная болезнь, заболевания щитовидной железы, что зависит от состава воды.

    Гиппократу  медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Согласно его учению, общее поведение человека зависит от соотношения четырёх соков (жидкостей), циркулирующих в организме, — крови, желчи, чёрной желчи и слизи (флегмы, лимфы).

   • Преобладание желчи делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.

   • Преобладание слизи делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.

   • Преобладание крови делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.

   • Преобладание чёрной желчи делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.

   В произведениях Гиппократа имеются  описания свойств сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. Выделение типов телосложения и душевного склада имело практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и выбором методом лечения больных, так как по Гиппократу каждый тип предрасположен к определённым заболеваниям.

   При наивном объяснении причин указанных  темпераментов поражает точность описания самих темпераментов. По выражению  великого физиолога И. П. Павлова

заслуга Гиппократа состоит в том, что  он «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения  капитальные черты». Впоследствии Павлов в основу деления темпераментов положил тип высшей нервной деятельности. Но для это потребовались столетия.

     В наставлениях для врачей Гиппократ  высказался и за необходимость коллегиальных  решений вопросов диагноза и лечения затруднительных случаев. Он писал, что нет ничего постыдного в том, что врач испытывающий затруднение в диагностике и лечении просит созвать консилиум. Словно к грядущим поколениям обращены его слова: «Я с клятвою заверяю, что никогда осуждение врача, должно возбуждать зависти другого, это значило бы показать свою слабость...».

     Важное  место в сочинениях Гиппократа отводится  научной работе врача. Он начисто  отвергает дилетантский подход к  возможности научных открытий и  утверждает значение исторического изучения того или иного вопроса. «А мне кажется, что стремление и задача знания состоит в том, чтобы находить нечто ещё не найденное, то именно, что, будучи открытым, много лучше неоткрытого, а также точно доводить, до конца сделанное наполовину».

      Большое внимание великий врач уделял просветительской деятельности, которую он считал, неотъемлемой частью работы зрелого в профессиональном и гражданском понимании этого слова врача. Так, в наследии Гиппократа особое место занимает его книги: «О природе человека», «О здоровом образе жизни», «О страданиях», «О священной болезни» и др., написанные в популярной форме, доступные неспециалисту в медицине.

     Гиппократ прославился и как врач-практик. В его сочинениях описываются способы применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа»), лечения ран, фистул, геморроя, эмпием.

     Кроме этого Гиппократ описал правила  положения хирурга и его рук  во время операции, размещения инструментов, освещение при операции.

     При лечении больных он пользовался  следующими средствами: 1) диетотерапия; 2) лекарственными препаратами; 3) бальнеотерапией; 4) лечебной физкультурой, 5) внушением, 6) скальпелем. Созданная им лечебница состояла из гимнастического зала, водолечебницы с бассейном, операционной. Что касается диетотерапии, то о значении, которое он ей придавал, можно судить даже по названиям его работ: «О диете при острых заболеваниях», «О диете». Книга «О здоровом образе жизни» посвящена диете для здоровых людей в различные времена года с учётом конституции и желанием похудеть или, наоборот, пополнеть. Он широко использовал лекарственные препараты растительного происхождения. 

4.Медицинская этика и деонтология

     Велики заслуги Гиппократа в становлении деонтологических принципов зарождающейся научной медицины. После смерти ученого прошло более 23 веков, и если о специальных работах великого грека, к сожалению, знают не многие врачи, то о принципах клятвы Гиппократа, например, знает почти всё население. В период становления научной медицины "клятва" явилась своеобразным уставом нового поколения врачей, порвавших связи с храмовой медициной жрецов. Но одновременно она объединяла врачей того времени в борьбе со знахарями, лжеврачами, шарлатанами. Положение этой «клятвы»: «... направлять режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости» остаётся незыблемым в настоящее время.

     «Клятва»  содержит 9 этических принципов или обязательств:

    • обязательства перед учителями, коллегами и учениками;
    • принцип непричинения вреда;
    • обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);
    • принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;
    • принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;
    • принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;
    • обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;
    • обязательство личного совершенствования;
    • врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

   В наш век, когда раздаются голоса о дегуманизации медицины, особенно актуально звучат слова «клятвы» о врачебной тайне: «Чтобы при лечении - а также без лечения - я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной». Этой же проблеме посвящены такие работы Гиппократа, как «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставление». В статье «Закон», выступая против посредственности в медицине, он писал о врачах, что «по званию их много, на деле же - как нельзя менее». В работе «О враче», указывая на необходимость аргументированности, обоснованности суждений врача у постели больного отмечал, что «... поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывает весьма полезны, презираются».

   Говоря  о необходимости профессиональной подготовки хирурга и вреде невежд в этой области, великий ученый писал: «А стыдно через операцию не достигнуть того, чего желаешь». В подготовке хирурга он основное внимание уделял не технической стороне проведения операции, а диагностическому процессу в деятельности врача. «Только тот, кто будет иметь знания признаков, правильно приступит к хирургии».

   В современном мире в каждом государстве  существует своя клятва врача, которая  отражает уровень развития медицины, национальные и религиозные традиции, но все они сохраняют общие  черты с древнегреческой клятвой. 

Заключение

   Гиппократа  заслуженно называют отцом медицины, в основу которой он положил тщательное наблюдение и факты. С его приходом «в царстве болезни начинает править  разум».

   Во-первых, Гиппократ завещал изучать все, что касается больного, и выяснять причины болезни в связи с окружающим миром: «Наивысшей руководительницей является природа. Мудрость же заключается в том, чтобы познавать все то, что сделано природой» («О благоприличном поведении»). Этот принцип и сегодня является решающим в установлении диагноза.

   Во-вторых, Гиппократ наставлял помнить  о том, что успех врачевания во многом определяется доверием пациента к врачу: «Пусть он также будет  по своему нраву человеком прекрасным и добрым и как таковой значительным и человеколюбивым…» («О враче»).

   В-третьих, Гиппократ создал объективный метод врачебного наблюдения и обследования больного, основанный на систематизации объективных и субъективных симптомов заболевания («метод Гиппократа»), использование которого позволяло изучать проявления болезни без предвзятых предположений и рассуждений.

   Наконец, в-четвертых, и это самое важное, — с Гиппократа медицина начинает рассматривать больного и болезнь, используя философскую методологию  познания. Гиппократ писал: «Поэтому должно … перенести мудрость в  медицину, а медицину в мудрость. Ведь врач-философ равен Богу. Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной, и все, что ищется для мудрости, все это есть в медицине» («О благоприличном поведении»).  
 
 

   Глоссарий

  Анато́мия челове́ка  — раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов.

  Аристо́тель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий  натуралист классического периода, философ, наиболее влиятельный из диалектиков  древности.

  Асклепиады  — члены семейств, ведущих свой род от древнегреческого бога медицины Асклепия или Эскулапа. Занимались лечением больных в посвящённых  Асклепию святилищах — асклепионах.

  Гален (129 или 131 — около 200 или около 210) — античный медик. Распространённое написание имени как Клавдий Гален появляется лишь в эпоху Возрождения и не зафиксировано в рукописях.

  Желчь — жёлтая, коричневая или зеленоватая, горькая на вкус, имеющая специфический  запах, выделяемая печенью, накапливаемая  в жёлчном пузыре жидкость.

  Кля́тва Гиппокра́та — врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические  принципы поведения врача, а также  общеупотребительное название клятвы, приносимой каждым, кто собирается стать медиком.

  Меланхо́лик — один из типов темперамента в  классификации Гиппократа. Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легкоранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

  Плато́н (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

  Сангвиник — темперамент в классификации  Гиппократа. Человека сангвинического  темперамента можно охарактеризовать, как живого, подвижного, быстро отзывающегося  на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности.

  Темпера́мент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Информация о работе Гиппократ - основоположник медицыны