Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:20, доклад
Фрэнсис Бэкон - английский политик, философ и эссеист. Человек, чей смысл жизни заключен в изучении влияния научных открытии на нашу жизнь. Его судьба целиком и полностью посвящена великой идее. Родился он в Лондоне 22 января 1561 года. Поднимаясь по карьерной лестнице, достиг титула виконта Сент-Албанского. Вскоре был обвинен в коррупции палатой лордов, оштрафован и провел 4 дня в лондонской тюрьме, в итоге с карьерой было покончено навсегда.
Федеральное агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт - Петербургский государственный
университет
экономики и финансов»
Эссе
по концепциям современного
естествознания
на тему:
Фрэнсис Бэкон и его достижения
Санкт-Петербург
2011 г.
Фрэнсис Бэкон и его достижения.
Фрэнсис Бэкон - английский политик, философ и эссеист. Человек, чей смысл жизни заключен в изучении влияния научных открытии на нашу жизнь. Его судьба целиком и полностью посвящена великой идее. Родился он в Лондоне 22 января 1561 года. Поднимаясь по карьерной лестнице, достиг титула виконта Сент-Албанского. Вскоре был обвинен в коррупции палатой лордов, оштрафован и провел 4 дня в лондонской тюрьме, в итоге с карьерой было покончено навсегда.
Но, несмотря на сложившиеся обстоятельства, Бэкон продолжает заниматься наукой. Философ пишет такие работы, как "Опыты", "Введение к истолкованию природы", "Мужественное дитя времени", "Обдуманное и увиденное", "Опровержение философии", "Описание интеллектуального мира", "Успехи и развитие знания Божественного и человеческого", "О мудрости древних", "Новый Органон", "Великое восстановление наук" и многие другие. Все его работы олицетворяют науку, как помощника в промышленной сфере деятельности человека, природа же обладает наибольшим приоритетом в философии Бэкона. Знание как сила и наука как служанка природы. В своих сочинениях он дает наблюдения автобиографического характера: «Поскольку мной овладело желание доискаться до истины, я обладаю терпением в случае сомнений, испытываю страсть к размышлениям, благоразумен в выводах, способен изменить мнение, страстен при упорядочении наблюдений».
С юности он испытывает разочарование в философии Аристотеля, хотя и относится к нему с величайшим уважением, Платона, Галена, Цицерона, а так же Аквинского, Скота, Кардано и Парацельса. По мнению Бэкона, все они несут моральную вину за недостаток почтения к природе - творению Создателя и за отсутствие необходимой осторожности и терпения, чего требует от себя сам.
Философ критикует в равной степени магов и алхимиков, так как первые ищут тайные причины, но истинное знание природных явлений доступно изучению опытным путем, а вторые держат в секрете свое знание, истинное же, наоборот, носит общественный характер и должно быть изложено понятным языком. Они разрушают опыт, а истина строится из поколения в поколения. Критика не обходит стороной и традиционную философию, именно она, по мнению Бэкона, сделала всю философию абсолютно бесплодной в смысле дел и превратила её в инструмент превосходства на диспутах. Но это еще не все: слова, идеи, предписания этой философии оказались такими всеохватывающими, что при попытке высказаться, можно быть захлестнутым в волну дебатов. Но больше всего Бэкона волновало отношение традиционной философии к природе: умы ученых нетерпеливы, вследствие чего не могут поразмыслить над идеями других и над своими собственными. Размышления политика приводят к критике традиционной логики: наука не способна к новым открытиям, поэтому бесполезна для какого-либо исследования, и даже вредна, поскольку служит только для умножения ошибок традиции.
Все размышления Бэкона обширны и имеют огромное значение, и все-таки существует такая теория, из его многочисленных трудов, которая, по моему мнению, стоит выше остальных – теория идолов. Изучая психологические аспекты человеческого мышления, Бэкон выводит такое понятие, как «идол», что многие путают с идеологией, а это не совсем правильно. «Идол» - это иллюзия, источник ошибок. Это то, что препятствует истинному познанию.
Бэкон разделяет четыре вида идолов: идолы рода, идолы пещеры, идолы площади, идолы театра. Философ задумывается над тем, на что способен наш мозг при получении новой информации и приходит к выводу, что человеческий ум придумывает соответствия и отношения, которых в действительности нет, формирует и складывает события для получения нужного результата. Он действует, как бы сам по себе, игнорируя противоречия и подкрепляя свою логическую цепочку новыми фактами. Таковы идолы рода.
Идолы пещеры исходят от отдельного человека. Бэкон говорит, что каждый из нас имеет свою пещеру, в которой свет рассеивается или гаснет из-за внутренних качеств человека и внешних воздействий в совокупности. По своей природе люди различны и у каждого свои ценности, принципы, своя философия – это та самая пещера, откуда начинаются идолы.
Далее следует задуматься о связи людей между собой, об их взаимоотношениях. Общество, в котором мы находимся, каждый день навязывает нам какие-то свои мысли, утверждения, и только мы вправе решать: ложны они или нет. Слова могут стать опасным оружием «в руках» неопытного человека, они обращают свою силу против разума, что делает бездейственными все исходные размышления. В этом состоят идолы площади.
Но не всегда можно отличить истину ото лжи, наигранной постановки или поставленной пьесы. Все философские системы являются сказкой, их можно сыграть на сцене или взять за основу мифов. Мы не можем снять эту маску с лица, производя какие-то действия в обществе, мы играем на публику и не всегда наши чувства искренни. Бэкон обозначает это идолами театра.
Освободив ум от "идолов", а дух от поспешных "антиципации", человек, по мнению Бэкона, может обратиться к изучению природы, в чем и состоит главная цель науки. Мы должны различать идолов, если хотим освободиться от них. И этой теории нужно следовать без колебаний, чтобы сохранить все, что еще человечно в нас.
Фрэнсис Бэкон, несомненно, сделал огромный вклад в историю мировой науки. По праву Бэкон занимает выдающееся место не только в истории философии, но и в истории научного знания вообще. Теории Бэкона могут быть ошибочными, но их суть всегда останется в нашем уме и сердце, ведь человек сам решает какому пути ему следовать.