Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:06, реферат
Под евгеникой подразумевают искусственное улучшение пород и видов, включая человеческий вид. В научном понимании это социальное управление эволюцией человека. Считается, что такая практика оказалась научно некорректной и социально вредной.
«Сейчас евгеника - это прошлое, притом сильно запятнанное. А цели, поставленные перед евгеникой ее основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед»
Введение………………………………………………………………...2
1.Понятие и сущность евгеники……………………………………….3
2.Виды евгеники………………………………………………………..6
3.Проблемы евгеники…………………………………………………..7
4. Генетические изменения……………………………………………11
5. Евгеника и этические нормы……………………………………….14
Заключение……………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………….22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие и
сущность евгеники…………………………………
2.Виды евгеники………………………………………
3.Проблемы евгеники……………………………
4. Генетические изменения……………………………………………11
5. Евгеника и этические нормы……………………………………….14
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Под
евгеникой подразумевают
«Сейчас евгеника - это прошлое, притом сильно запятнанное. А цели, поставленные перед евгеникой ее основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед»
В
последние десятилетия многие из
основных предпосылок евгеники были
научно дискредитированы, и евгеническое
движение потеряло свое влияние как
общественная сила (хотя у него и
остались отдельные приверженцы). В то
же время благодаря современным достижениям
медико-биологических наук и технологий
некоторые цели евгеники были частично
достигнуты.
1.Понятие
и сущность евгеники
Евгеника (от греческого eugenes хорошего рода) – учение о предупреждении возможного ухудшения наследственных качеств человека, а в перспективе – об условиях и методах влияния на совершенствование этих качеств.
Термин «евгеника» впервые предложен английским биологом Ф.Гальтоном в книге «Наследственность таланта, его законы и последствия» (1969). Несмотря на то что прогрессивные ученые ставили перед евгеникой гуманные цели, ею нередко прикрывались реакционеры и расисты, которые, основываясь на ложных представлениях о будто бы неполноценности отдельных рас, народов и социальных групп и опираясь на националистические и классовые предрассудки, оправдывали расовую национальную и классовую дискриминацию, заменив, в конце, как это сделал в своих политических целях фашизм, евгеника так называют расовой гигиеной и узаконив геноцид.
Вокруг евгеники ведутся острые идеологические споры. Некоторые ученые полагают, что само понятие «евгеника» будто бы несовместимо с научным мировоззрением, в то время как с ним действительно несовместимо только реакционное направление в евгенике с его стремлением перенести на человека принципы искусственной селекции (отбора), применяемые в животноводстве. Другие, исходя из того, что содержание евгеники, ее задачи и наиболее разумные средства их достижения отойдут к генетике человека, антропогенетике и медицинской генетике.
Науки,
изучающие наследственность и изменчивость
признаков человеческого
Многое
в этом направлении может сделать
медицинская генетика, в задачи которой
входят как изучение действия мутагенов
– химических, радиационных и др. факторов
окружающей среды, повреждающих наследственные
структуры в половых клетках человека,
так и предупреждение (в т.ч. и путем оздоровления
среды обитания) вредных мутаций, угрожающих
здоровью будущих поколений. Проявлению
вредных мутаций особенно способствуют
браки между родственниками, т.к. при этом
резко возрастает вероятность получения
от обоих родителей обычно подавляемого
(рецессивного) вредного признака. Этим
объясняется то, что в изолированных человеческих
группах (изолятах), где, как правило, близкородственные
браки случаются чаще, повышается процент
наследственных заболеваний и уродств.
Вредные последствия близкородственных
браков были замечены еще в древности,
что и привело к их осуждению, запрещению
обычаями, а впоследствии и юридическому.
Предупреждению распространения вредных
мутаций и их комбинаций путем ограничения
брака между носителями подобных мутаций
служат медико-генетические консультации,
цель которых предусмотреть возможности
проявления вредной наследственности
у потомства людей, вступающих в брак.
Достаточно точные предсказания в этом
смысле уже могут быть сделаны для многих
наследственных болезней, например гемофилии,
цветовой слепоты и др. Это предохранительные
(превентивные) методы, предотвращающие
ухудшение наследственных качеств человека.
На более высоком уровне развития науки
в перспективе не исключена возможность
применения разумного, нравственно и социально
оправданного воздействия на человеческий
род. Высокоодаренные люди составляют
бесценное богатство общества, одно из
условий его прогресса, и вопрос о возможностях
их выявления, условия воспитания и образования
не может не привлекать внимания ученых.
Все это требует дальнейших углубленных
исследований и по генетике человека со
все более широким применением методов
и достижений молекулярной генетики.
2.Виды
евгеники
Различают позитивную и негативную евгенику.
Цель
позитивной евгеники — содействие
воспроизводству людей с
Цель негативной евгеники — прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают физически или умственно неполноценными.
«Русское Евгеническое Общество», созданное в 1920 г. отвергало негативную евгенику и стало заниматься проблемами евгеники позитивной.
Грань
между негативной и позитивной евгеникой
условна и основные мировые религии
в настоящее время отвергают оба вида
евгеники. В Китае, Индии широко практикуют
диагностику пола плода и часто абортируют
девочек. Например, по данным индийско-канадских
исследований, примерно 500 тыс. нерожденных
девочек абортируются в Индии каждый год.
«В этой стране приходится 927 девочек на
каждых 1000 мальчиков в возрасте до 6 лет.
В мире это соотношение в среднем составляет
1050 девочек к 1000 мальчиков».Тем самым нарушается
естественное соотношение мальчиков и
девочек, что приводит к негативным последствиям
для общества. Это скорее можно назвать
негативной евгеникой — искусственным
устранением из популяции людей, которые
в данном социуме воспринимаются, как
нежелательные.
3.Проблемы евгеники
Какова природа
Мы знаем, что вначале каждый индивид представляет собой оплодотворенную яйцеклетку, при развитии которой помимо индивидуальных особенностей формируются признаки, общие для всех членов данного вида, расы и семьи. Таким образом, оплодотворенное яйцо обладает потенциальной возможностью и способностью развиваться в определенном направлении, но в пределах ограничений, налагаемых окружающей средой. Значит, мы должны понять, во-первых, механизм наследственности (т.е. каким способом оплодотворенное яйцо реализует свои возможности) и, во-вторых, относительное влияние наследственности и среды на формирование признаков индивида.
Наследственность. Что касается первой проблемы, то генетика учит нас, что наследственность определяется генами. Эти наследственные единицы в одинаковом числе присутствуют в обеих половых клетках (яйцеклетке и сперматозоиде), которые объединяются при оплодотворении. Таким образом, наследственность формируется двумя родителями. Существенно, что каждому гену, унаследованному от матери, соответствует аналогичный ген, унаследованный от отца. В таких парах гены не всегда одинаковы, так как в результате редких, но необратимых изменений, называемых мутациями, возникают их новые варианты. Когда парные гены различаются (состояние, обозначаемое как гетерозиготное), один из них, называемый доминантным, оказывает решающее воздействие на определяемый признак; проявление второго гена – рецессивного – будет скрыто, хотя он без изменений передается из поколения в поколение. Человек с парой генов (Вв), одним для карих глаз (В), другим для голубых (в), будет кареглазым, а присутствие гена, обусловливающего голубые глаза, останется совершенно незаметным. Голубоглазый человек должен унаследовать два гена голубых глаз, по одному от каждого родителя. (Наличие одинаковых парных генов обозначается как гомозиготность.) Доминирование осуществляется не всегда, и в некоторых случаях можно наблюдать проявление обоих генов, действующих совместно. Например, пара генов, один из которых определяет группу крови А, а другой группу В, совместно дают группу крови АВ. Тем не менее каждый индивид обладает, по-видимому, многими рецессивными генами, однако в большинстве своем они находятся в гетерозиготном состоянии и потому не проявляются. Значение такого положения для евгеники совершенно ясно: существенная часть генов любого человека, и соответственно всей популяции, скрыта, и в отношении их евгенические меры должны предприниматься вслепую.
Многие признаки, в частности интеллект, определяются не двумя генами, а особой комбинацией доминантных генов (из разных пар), возможно, вместе с некоторыми гомозиготными рецессивными генами. Эти комбинации очень редко наследуются целиком и в неизменном виде по той причине, что индивид наследует не все гены от одного родителя, а только половину от каждого, точнее по одному гену из каждой пары генов родителя. Выбор определенного гена из каждой пары случаен. Гены, локализованные в различных хромосомных парах, отбираются по воле случая и, даже находясь в одной паре хромосом, могут быть частично рекомбинированы. Поэтому чем большее число генов определяет данный признак, тем меньше вероятность передачи их конкретной комбинации в неизменном виде следующему поколению. Почти все комбинации распадаются в процессе созревания половых клеток, и при объединении яйцеклетки и сперматозоида формируются новые сочетания. Данная пересортировка и рекомбинация генов имеют совершенно особое значение для евгеники, так как бульшая часть социально значимых характеристик человека зависит от многих генов, комбинации которых не могут быть сохранены независимо от того, хороши они или плохи. Более того, определенный ген, дающий в большинстве сочетаний неблагоприятный эффект, в каком-то одном сочетании может быть благоприятным, и наоборот. Очень редко мы можем оценить полное действие гена; судить о нем приходится по итоговому результату взаимодействия генов.
Наследственность и окружающая среда. Гальтон был первым, кто попытался оценить относительное влияние наследственности и окружающей среды на формирование отдельных признаков индивида. Исследование семейных случаев гениальности и особых талантов убедило его в том, что «природа преобладает над влиянием воспитания в тех случаях, когда воспитание не сильно различается у сравниваемых людей... [т.е.] когда различия условий воспитания не превышают тех, что обычно имеют место между людьми одного общественного положения в одной и той же стране». Последующие исследования подтвердили такое заключение. Особенно это касается монозиготных, т.н. идентичных, близнецов, развивающихся из одного оплодотворенного яйца и потому имеющих идентичную наследственность. Было показано, что даже когда близнецов разлучают в раннем детстве, они остаются поразительно похожими. Это сходство сильнее всего проявляется в физических признаках (цвет глаз и волос, группа крови, облысение и др.), которые фактически идентичны у близнецов этого типа.
Наследование умственных способностей стало интенсивно изучаться после того, как были разработаны стандартные тесты оценки интеллекта. Однояйцовые близнецы показывают очень близкие результаты. Если один из пары близнецов умственно отсталый, то в 88% случаев и второй тоже. Среди разнояйцовых близнецов совпадение по этому признаку встречается всего в 7%. Корреляция коэффициента интеллектуального развития (IQ) для однояйцовых близнецов, воспитанных совместно почти столь же высока (0,881), как и корреляция веса тела (0,917). С другой стороны, корреляция IQ между однояйцовыми близнецами, воспитанными порознь, не выше, чем у разнояйцовых близнецов одного пола, воспитанных совместно. Значит, одинаковые внешние условия имеют примерно тот же вес в достижении сходных показателей интеллекта, что и генетические различия между разнояйцовыми и однояйцовыми близнецами. Из 20 пар однояйцовых близнецов, воспитанных порознь, десять пар практически не различались, шесть пар различались в пределах 7–12 единиц IQ и четыре пары – в пределах 15–24 единиц. Последняя цифра получена у пары близнецов, из которых один учился на 13 лет больше, чем другой. Таким образом, никаких значительных различий не было найдено между идентичными близнецами, воспитанными порознь, исключая случаи, когда имелась очень большая разница в продолжительности образования и культурном уровне семей.
Что
касается наиболее распространенных психических
заболеваний, то тут наблюдаются
несколько бóльшие различия между
однояйцовыми близнецами. Для шизофрении,
маниакально-депрессивного
Даже
в отношении таких признаков,
как особенности общественного
поведения и характера, однояйцовые
близнецы проявляют значительно большее
сходство, чем однополые разнояйцовые
близнецы. Пять исследований преступности
среди близнецов дали сходные результаты.
Из общей выборки, включающей 104 пары однояйцовых
и 113 пар разнояйцовых близнецов, коэффициент
совпадения у первых достигал 67%, а у вторых
– 33%. Эти результаты, конечно, не означают,
что преступность, психические заболевания,
умственные способности и другие подобные
признаки наследуются фиксированным и
неизменным путем, а напротив, дают достаточные
основания полагать, что жизненный опыт
и внешние условия могут подавлять, уменьшать
или изменять проявления такого рода признаков.
В целом, проведенные на близнецах исследования
показывают, что сходство наследственных
задатков, как правило, ведет к сходным
характеристикам, если только индивиды
не подвергаются воздействию совершенно
различных условий внешней среды. Лишь
чрезвычайно тщательно поставленные эксперименты
могли бы установить, способно ли данное
конкретное отличие внешних условий воздействовать
на данный признак или нет; такие связи
необходимо устанавливать для каждого
признака отдельно. В формировании признаков
индивида эффект среды сложным образом
переплетается с воздействием генетических
факторов.
4.Генетические
изменения
Евгенику интересует прежде