Естествознание в XXI веке. Прогноз и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:05, доклад

Краткое описание

Становление постнеклассической науки приводит к изменению методологических установок естественнонаучного познания. Главная тенденция естествознания XXI века – это смена его парадигмы.

Файлы: 1 файл

доклад ксе.docx

— 25.11 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И ФИНАНСОВ 
 

Доклад  по дисциплине «концепции современного естествознания» на тему:

«  Естествознание в XXI веке. Прогноз и перспективы  развития» 
 

Выполнил:

Студент 221 группы

Ильин А.Н

Руководитель:

Тульверт В.Ф. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 год

     Один  из старинных девизов гласит: “знание  есть сила” Наука делает человека могущественным перед силами природы. С помощью естествознания человек  осуществляет свое господство над силами природы, развивает материальное производство, совершенствует общественные отношения. Только благодаря знанию законов  природы человек может изменить и приспособить природные вещи и  процессы так, чтобы они удовлетворяли  его потребности.

     Естествознание - и продукт цивилизации и условие  ее развития. С помощью науки человек  развивает материальное производство, совершенствует общественные отношения, образовывает и воспитывает новые  поколения людей, лечит свое тело. Прогресс естествознания и техники  значительно изменяет образ жизни  и благосостояние человека, совершенствует условия быта людей.

     Естествознание  – один из важнейших двигателей общественного прогресса. Как важнейший  фактор материального производства естествознание выступает мощной революционизирующей  силой. Великие научные открытия (и тесно связанные с ними технические  изобретения) всегда оказывали колоссальное (и подчас совершенно неожиданное) воздействие  на судьбы человеческой истории. Такими открытиями были, например, открытия в  ХVII в. законов механики, позволившие создать всю машинную технологию цивилизации; открытие в ХIХ в. электромагнитного поля и создание электротехники, радиотехники, а затем и радиоэлектроники; создание в ХХ в, теории атомного ядра, а вслед за ним - открытие средств высвобождения ядерной энергии; раскрытие в середине ХХ в. молекулярной биологией природы наследственности (структуры ДНК) и открывшиеся вслед возможности генной инженерии по управлению наследственностью; и др. Большая часть современной материальной цивилизации была бы невозможна без участия в ее создании научных теорий, научно-конструкторских разработок, предсказанных наукой технологий и др.

     В современном мире наука вызывает у людей не только восхищение и  преклонение, но и опасения. Часто  можно услышать, что наука приносит человеку не только блага, но и величайшие несчастья. Загрязнения атмосферы, катастрофы на атомных станциях, повышение  радиоактивного фона в результате испытаний  ядерного оружия, “озонная дыра” над  планетой, резкое сокращение видов  растений и животных – все эти  и другие экологические проблемы люди склонны объяснять самим  фактом существования науки. Но дело не в науке, а в том, в чьих руках  она находится, какие социальные интересы за ней стоят, какие общественные и государственные структуры  направляют ее развитие.

     Нарастание  глобальных проблем человечества повышает ответственность ученых за судьбы человечества. Вопрос об исторических судьбах и  роли науки в ее отношении к  человеку, перспективам его развития никогда так остро не обсуждался, как в настоящее время, в условиях нарастания глобального кризиса  цивилизации. Старая проблема гуманистического содержания познавательной деятельности (т.н. “проблема Руссо”) приобрела  новое конкретно-историческое выражение: может ли человек (и если может, то в какой степени) рассчитывать на науку в решении глобальных проблем  современности? Способна ли наука помочь человечеству в избавлении от того зла, которое несет в себе современная  цивилизация технологизацией образа жизни людей?

     Наука - это социальный институт, и он теснейшим  образом связан с развитием всего  общества. Сложность, противоречивость современной ситуации в том, что  наука, безусловно, причастна к порождению глобальных, и, прежде всего, экологических, проблем цивилизации (не сама по себе, а как зависимая от других структур часть общества); и в то же время  без науки, без дальнейшего ее развития решение всех этих проблем  в принципе невозможно. И это значит, что роль науки в истории человечества постоянно возрастает. И потому всякое умаление роли науки, естествознания в  настоящее время чрезвычайно  опасно, оно обезоруживает человечество перед нарастанием глобальных проблем современности. А такое умаление, к сожалению, имеет подчас место, оно представлено определенными умонастроениями, тенденциями в системе духовной культуры. О некоторых из них надо сказать особо.

     Наука - это компонент духовной культуры и потому процессы, которые происходят во всей системе культуры в той  или иной форме отражаются и на науке. На рубеже ХХI века естествознание, по-видимому, вступает в новую историческую фазу своего развития - на уровень постнеклассической науки.

     Так, в это время развиваются генные технологии, основанные на методах  молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование  новых, ранее в природе не существовавших генов. На их основе, уже на первых этапах исследования, были получены искусственным  путем инсулин, интерферон (защитный белок) и т.д. Основная цель генных технологий - видоизменение ДНК. Работа в этом направлении привела к разработке методов анализа генов и геномов (совокупность генов, содержащихся в  одинарном наборе хромосом), а также  их синтеза, т.е. конструирование новых  генетически модифицированных организмов. Разработан принципиально новый  метод, приведший к бурному развитию микробиологии - клонирование.

     Для постнеклассической науки характерно выдвижение на первый план междисциплинарных, комплексных и проблемно-ориентировочных форм исследовательской деятельности. Все чаще в определении познавательных целей науки начинают играть решающую роль не внутринаучные цели, а цели экономического и социально-политического характера.

     Объектами современных междисциплинарных  исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью  и саморазвитием. Исторически развивающиеся  системы представляют собой более  сложный тип объекта даже по сравнению  с саморегулирующимися системами. Исторически развивающаяся система  формирует с течением времени  новые уровни своей организации, изменяет свою структуру, характеризуется принципиальной необратимостью процессов и др. Среди таких систем особое место занимают природные комплексы, в которые включен сам человек (объекты экологии, медико-биологические объекты, объекты биотехнологии, системы “человек-машина” и др.)

     Становление постнеклассической науки приводит к изменению методологических установок естественнонаучного познания:

  • формируются особые способы описания и предсказания возможных состояний развивающегося объекта - построение сценариев возможных линий развития системы ( в том числе и в точках бифуркации);
  • идеал построения теории как аксиоматическо-дедуктивной системы все чаще сочетается с созданием конкурирующих теоретических описаний, основанных на методах аппроксимации, компьютерных программах и т.д.;
  • в естествознании все чаще применяются методы исторической реконструкции объекта, сложившиеся в гуманитарном знании;
  • по отношению к развивающимся объектам изменяется и стратегия экспериментального исследования: результаты экспериментов с объектом, находящимся на разных этапах развития, могут быть согласованы только с учетом вероятностных линий эволюции системы; особенно это относится к системам, существующим лишь в одном экземпляре - они требуют и особой стратегии экспериментального исследования, поскольку нет возможности воспроизводить первоначальные состояния такого объекта;
  • нет свободы выбора эксперимента с системами, в которые непосредственно включен человек;
  • изменяются представления классического и неклассического естествознания о ценностно нейтральном характере научного исследования - современные способы описания объектов (особенно таких, в которые непосредственно включен сам человек) не только допускают, но даже предполагают введение аксиологических факторов в содержание и структуру способа описания (этика науки, социальная экспертиза программ и др.).
  • Есть все основания считать, что по мере дальнейшего развития науки все эти современные особенности естественнонаучного познания будут проявлять себя в еще более контрастных и очевидных формах.

     Наступление XXI века является историческим событием в развитии человечества, знаменующим собой переломный этап в смене научной парадигмы в естествознании. Основой этого являются фундаментальные открытия, сделанные в разных областях науки и, в том числе, в парапсихологии, геомагнитобиологии, гомеопатии, биофизике и других дисциплинах.

     Особенностью  современного научного прогресса является то, что он развивается на интегративной основе: происходит синтез знаний (теорий, принципов, методов, передовых достижений) различных научных областей и дисциплин, их взаимопроникновение и создание на этой основе комплексных, мультидисциплинарных, мета-наук, аккумулирующих в себе мировые научные достижения в биофизике, биологии, медицине и экологии. Таковыми, например, являются - синергетика, семантика, психофизика, биосимметрика, гомеостатика, эволюционика и другие.

     В современном научном познании мира и закономерностей, лежащих в  его основе, происходит смена научной  парадигмы, включающей в себя следующие  основные положения когнитивной  физики - физики познания мира:

     1. Единство мировых законов для  физических, биологических и социальных  микро-, макро- и мегасистем (единый план развития).

     2. Всеобщий характер связи между  элементами этих систем (обязательная  связь).

     3. Глобальная роль сознания в мироздании (ментальный план Вселенной).

     4. Универсальный характер трансформации  различных видов и форм энергий,  вещества, полей и информации (взаимопревращаемость частиц, полей, энергии, информации).

     5. Наличие в природе сверхслабого  ментального информационно-полевого  вида взаимодействия.

     Таким образом, главная тенденция естествознания XXI века – это смена его парадигмы. Старая парадигма, как и религиозная вера, не умирает, а уходит в прошлое, как и создавшие её люди, уступая новой парадигме своё место только на основе новейших открытий и многолетних исследований фундаментальных научных проблем и выделения финансовых средств, направляемых на получение научных данных, кардинально изменяющих взгляд общества на закономерности, существующие в мире. В этом заключаются главные причины и движущие силы смены научной парадигмы в современном естествознании. 

     Использованная  литература.

  1. http://filnauk.ru
  2. http://www.nauka-filosofia.info
  3. А.П. Дубров «О смене парадигмы естествознания в XXI веке»

Информация о работе Естествознание в XXI веке. Прогноз и перспективы развития