Естествознание как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:13, реферат

Краткое описание

Естествознание представляет собой весьма разветвленную область научного знания, затрагивающего широкий спектр вопросов о самых разных аспектах жизнедеятельности природы. Природа как объект изучения естествознания сложна и многообразна в своих проявлениях: она непрерывно изменяется и находится в постоянном движении. Соответственно это многообразие нашло свое отражение в большом количестве концепций, посвященных практически всем природным процессам и явлениям.

Оглавление

Введение
1. Общие аспекты возникновения естествознания
2. Естествознание как наука
3. Предмет, цели и задачи естествознания
4. Методы естествознания
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

естествознание.docx

— 29.78 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Общие аспекты возникновения естествознания
  2. Естествознание как наука
  3. Предмет, цели и задачи естествознания
  4. Методы естествознания

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

Естествознание как система  научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место  в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества.

Естествознание как система  научных знаний имеет:

  • предмет и цели;
  • закономерности и особенности развития;
  • методы.

Выделяют:

а) Эмпирическую строну Естествознания.

б) Теоретическую строну Естествознания.

в) Прикладную сторону Естествознания.

В мировоззренческом плане, Естествознание как система научных  знаний играет фундаментальную роль и состояние Естествознания в  конкретно исторический период определяет доминирующую систему взглядов в  обществе на природу, в широком смысле слова, и методы ее познания. Знания можно разделить на отрасли, в  каждой из которых выделить конкретные направления познания, так познания человечества по отраслям подразделяются на:

  • естественные (физика, химия, биология и т.д.)
  • технические (машиностроительные, архитектурные, микроэлектроника и т.д.)
  • социальные и гуманитарные науки (культурологические знания, социологические, политологические и т.д.)

 

 

  1. Общие аспекты возникновение естествознания

 

Для понимания того, что  представляет собой современное  естествознание, важно выяснить, когда  оно возникло. В этом отношении  развиваются различные представления.

Иногда отстаивается позиция, что естествознание возникло в каменном веке, когда человек стал накапливать  и передавать другим знания о мире. Так, Джон Бернал в книге "Наука  в истории общества" пишет: "Так  как основное свойство естествознания заключается в том, что оно  имеет дело с действенными манипуляциями  и преобразованиями материи, главный  поток науки вытекает из практических технических приемов первобытного человека..."

Некоторые историки науки  считают, что естествознание возникло примерно в V веке до н.э. в Древней  Греции, где на фоне разложения мифологического  мышления возникают первые программы  исследования природы. Уже в Древнем  Египте и Вавилоне были накоплены  значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы. Если науку трактовать как  знания с его обоснованием, то вполне справедливо считать, что она  возникла примерно в V веке до н.э. в  городах-полисах Греции - очаге будущей  европейской культуры.

Некоторые историки связывают  возникновение естествознания с  постепенным освобождением мышления от догм аристотелианских воззрений, которое  связано с деятельностью оксфордских  ученых XII-XIV вв. - Роберта Гроссета, Роджера  Бэкона и др. Эти исследователи  призывали опираться на опыт, наблюдения и эксперимент, а не на авторитет  предания или философской традиции.

Большинство историков науки  считают, что о естествознании в  современном смысле слова можно  говорить только начиная с XVI-XVII вв. Это эпоха, когда появляются работы И. Кеплера, Х. Гюйгенса, Г. Галилея. Апогеем  духовной революции, связанной с  возникновением науки, являются работы И. Ньютона. Рождение науки, естествознания здесь отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. В это же время происходит рождение науки в качестве особого социального института. В 1662 г. возникает Лондонское Королевское общество, в 1666 г. - Парижская Академия Наук.

Существует точка зрения, что современное естествознание возникло в конце XIX века. В это  время наука оформляется в  особую профессию благодаря в  первую очередь реформам Берлинского  университета, проходивших под руководством знаменитого естествоиспытателя Вильгельма Гумбольта. В результате этих реформ появилась новая модель университетского образования, в которой обучение совмещено с исследовательской  деятельностью. Эта модель была лучше  всего реализована в лаборатории  известного химика Ю.Либиха в Гисене. В результате утверждения новой  модели образования на мировом рынке  появились такие товары, разработка и производство которых предполагает доступ к научному знанию (удобрения, ядохимикаты, взрывчатые вещества, электротехнические товары и др.). Процесс превращения  науки в профессию завершает  ее становление как современной  науки.

 

  1. Естествознание как наука

 

Наши представления о  сущности науки не будут полными, если мы не рассмотрим вопрос о причинах, ее породивших. Здесь мы сразу сталкиваемся с дискуссией о времени возникновения  науки.

Когда и почему возникла наука? Существуют две крайние точки  зрения по этому вопросу. Сторонники одной объявляют научным всякое обобщенное абстрактное знание и  относят возникновение науки  к той седой древности, когда  человек стал делать первые орудия труда. Другая крайность - отнесение  генезиса (происхождения) науки к  тому сравнительно позднему этапу истории (XV - XVII вв.), когда появляется опытное  естествознание.

Современное науковедение пока не дает однозначного ответа на этот вопрос, так как рассматривает саму науку  в нескольких аспектах. Согласно основным точкам зрения наука -это совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний; форма общественного  сознания; социальный институт; непосредственная производительная сила общества; система  профессиональной (академической) подготовки и воспроизводства кадров. В зависимости  от того, какой аспект мы будем принимать  во внимание, мы получим разные точки  отсчета развития науки:

- наука как система  подготовки кадров существует  с середины XIX в.;

- как непосредственная  производительная сила - со второй  половины XX в.;

- как социальный институт - в Новое время; 

- как форма общественного сознания - в Древней Греции;

- как знания и деятельность  по производству этих знаний -с  начала человеческой культуры.

В мировоззренческом плане, Естествознание как система научных  знаний играет фундаментальную роль и состояние Естествознания в  конкретно исторический период определяет доминирующую систему взглядов в  обществе на природу, в широком смысле слова, и методы ее познания. Знания можно разделить на отрасли, в  каждой из которых выделить конкретные направления познания, так познания человечества по отраслям подразделяются на:

  • естественные (физика, химия, биология и т.д.);
  • технические (машиностроительные, архитектурные, микроэлектроника и т.д.);
  • социальные и гуманитарные науки (культурологические знания, социологические, политологические и т.д.).

Как видно из приведенной  выше классификации познаний, знания в области физики, формируют блок естественных знаний человечества о  природе и в силу этого играют решающую роль в формировании мировоззрения, с учетом конечно развития других отраслей знания, в совокупности формируя идеологическую надстройку общества, которая формирует "современное" видение картины мира.

Изучение становления  и развития современной физической картины мира имеет не только мировоззренческое  значение, но познавательное, а синтез современных концепций физической картины мироздания, закладывает  базис для качественных шагов  в познании.

Понятие "научная картина  мира" используется в Естествознании с конца XIX века, а история Естествознания стоит в неразрывной связи  с историей общества и каждому  типу и уровню развития общества, его  производительных сил, техники, соответствует  своеобразный период в развитии Естествознания и "современной" физической картины  мира.

 

  1. Предмет, цели задачи естествознания

 

Предметом естествознания являются различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстраты), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи, их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, так и специфического характера.

Цели естествознания - двоякие:

1) находить сущность явлений  природы, их законы и на этой  основе предвидеть или создавать  новые явления;

2) раскрывать возможность  использования на практике познанных  законов, сил и веществ природы.

Целью естествознания, в  конечном счете, является попытка решения  так называемых «мировых загадок», сформулированных еще в конце 19-го века Э. Геккелем и Э.Г. Дюбуа-Реймоном. Две из этих загадок относятся  к физике, две — к биологии и три — к психологии. Вот  эти загадки:

  • сущность материи и силы
  • происхождение движения
  • возникновение жизни
  • целесообразность природы
  • возникновение ощущения и сознания
  • возникновение мышления и речи
  • свобода воли.

Задачей естествознания является познание объективных законов природы и содействие их практическому использованию в интересах человека. Естественнонаучное знание создается в результате обобщения наблюдений, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей, и само является теоретической основой их деятельности.

Все исследования природы  сегодня можно наглядно представить  в виде большой сети, состоящей  из ветвей и узлов. Эта сеть связывает  многочисленные ответвления физических, химических и биологических наук, включая науки синтетические, возникшие  на стыке основных направлений (биохимия, биофизика и др.).

Даже исследуя простейший организм, мы должны учитывать, что  это и механический агрегат, и  термодинамическая система, и химический реактор с разнонаправленными потоками масс, тепла, электрических импульсов; это, в то же время, и некая «электрическая машина», генерирующая и поглощающая  электромагнитное излучение. И, в то же время, это - ни то и ни другое, это  – единое целое.

 

 

  1. Методы естествознания

 

Процесс научного познания в самом общем виде представляет собой решение различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности. Решение возникающих  при этом проблем достигается  путем использования особых приемов (методов), позволяющих перейти от того, что уже известно, к новому знанию. Такая система приемов  обычно и называется методом. Метод есть совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности.

В основе методов естествознания лежит единство его эмпирической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны  и обусловливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной  за счет другой, закрывает путь к  правильному познанию природы - теория становится беспредметной, опыт - слепым.

Эмпирическая  сторона предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание (изложение фактов и их первичная систематизация).

Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщением, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функция науки.

Методы естествознания могут  быть подразделены на группы:

а) общие методы, касающиеся всего естествознания, любого предмета природы, любой науки. Это различные формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например, метод восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического. Это, скорее, общефилософские методы познания.

б) особенные методы - специальные методы, касающиеся не предмета естествознания в целом, а лишь одной из его сторон или же определенного приема исследований: анализ, синтез, индукция, дедукция;

К числу особенных методов  также относятся наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент.

В естествознании особенным  методам науки придается чрезвычайно  важное значение, поэтому в рамках нашего курса необходимо более подробно рассмотреть их сущность.

Информация о работе Естествознание как наука