Единство биосферы и человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:04, реферат

Краткое описание

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.
Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли.

Файлы: 1 файл

НООСФЕРА.docx

— 16.78 Кб (Скачать)

Единство  биосферы и человека 

 

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и  роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу. 

 

Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского  о ноосфере, является то, что человек  не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли. 

 

Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это  доказывает тот факт, что в последнее  время заметно активизировались планетарные геологические силы. «...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего, с уточнением естественной научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль». Так, в последнее время резко меняется отражение живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов, сама превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал: «Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы». 

 

Здесь естественно  напрашивается вывод о том, что  геологической силой является собственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль социального человечества. В «Философских мыслях натуралиста» Вернадский писал: «Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу».

Мы являемся наблюдателями и исполнителями  глубокого изменения биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной  человеческой мыслью посредством организованного  труда вряд ли является стихийным  процессом. Корни этого лежат  в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного процесса эволюции. «Человек ... составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося  в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет». 

 

Отсюда, кстати, можно заключить, что высказывания о самоистреблении человечества, о крушении цивилизации не имеют  под собой веских оснований. Было бы, по меньшей мере, странно, если бы научная мысль – порождение естественного  геологического процесса противоречила  бы самому процессу. Мы стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера посредством переработки  научной мыслью переходит в новое  эволюционное состояние – ноосферу.  

 

Заселяя все  уголки нашей планеты, опираясь на государственно-организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение  различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области  жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли  окутывают весь Земной шар. «Этот  процесс – полного заселения  биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду  на планете». 

 

При этом человек  впервые реально понял, что он житель планеты и может и должен мыслить и действовать в новом  аспекте, не только в аспекте отдельной  личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном  аспекте. Он, как и все живое, может  мыслить и действовать в планетном  аспекте только в области жизни  — в биосфере,в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы находимся в условиях единого геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что любые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с каждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества только усиливается и углубляется. «Увеличение вселенскости, спаянности всех человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие годы чуть не ежегодно».

Результат всех вышеперечисленных изменений в  биосфере планеты дал повод французскому геологу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в настоящий момент быстро геологи чески переходит  в новое состояние – в ноосферу, то есть такое состояние, в котором  человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую  мощную геологическую силу. Это совпало, видимо не случайно, с тем моментом, когда человек заселил всю  планету, все человечество экономически объединилось в единое целое и научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаря успехам в технике связи. 

 

Таким образом:  

 

1.   Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени;

2.   Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;

3.   Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление.

4.    

Вернадский  неоднократно отмечал, что «цивилизация «культурного человечества» — поскольку  она является формой организации  новой геологической силы, создавшейся  в биосфере,— не может прерваться и уничтожиться, так как это  есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологи  чески сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она  всеми корнями связывается с  этой земной оболочкой, чего раньше в  истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было». 

 

Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его  мысли о целостности, неделимости  цивилизации, о единстве биосферы и  человечества. Переломный момент в  истории человечества, о чем сегодня  говорят ученые, политики, публицисты, был увиден Вернадским.

Вернадский  видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и  историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения — все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном — планетном аспекте.


Информация о работе Единство биосферы и человека