Человек в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 07:49, доклад

Краткое описание

В повседневной жизни человека огромную роль играют технологии. Дома, на работе и учёбе, в автомобиле и на улице – повсюду мы встречаем представителей технологического прогресса. Компьютер, бытовая техника, мобильные телефоны, автомобильные навигаторы - это и многое другое не только облегчает выполнение повседневных дел, но и способствует более эффективному выполнению многих задач. Трудно не согласиться, что технология стала неотъемлемым спутником человека. Предложите банковскому работнику перестать использовать счётчики банкнот или обычному человеку отказаться от сотового телефона, они лишь рассмеются. А если вы кому-нибудь скажете, что он не сможет больше использовать электронную почту, то он, скорее всего, расстроиться. Вспомните, например, о своём рабочем месте или в различных заведениях. Задолго до того, как войти, вы, наверняка, сталкиваетесь с современными технологическими устройствами, например, с автоматическими дверьми, gsm охраной. Когда же вы входите в кабинет, первое, что оказывается в поле зрения –компьютер.

Оглавление

Введение. 3
Влияние современных технологий на память человека. 3
Негативное воздействие телевизора. 5
Негативное воздействие компьютера. 5
Негативное воздействие телефона. 6
Хронология изобретений человечества в XXI веке. 7
Воздействие современных информационно- коммуникационных технологий на сознание человека. 10
Заключение. 20
Источник: 20

Файлы: 1 файл

chelovek_v_sovremennom_mire_1.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Адекватное выявление механизмов воздействия современных ИКТ на сознание человека возможно на основе универсальной модели деятельности субъект деятельности (общество в целом, социальные группы и слои) средства и орудия деятельности — объект деятельности» как фундаментальной составляющей социально-философской парадигмы сознания и в силу применения ряда концептуально-методологических оснований, а именно: теории отражения и органически связанной с ней фундаментальной категории информации; парадигмы информационного общества; аксиологической теории, парадигмы синергетики и органически связанного с ней фрактального исчисления.

В рамках теории отражения приемлемой является концепция информации как сущностной стороны отражения, которая может передаваться, кодироваться и т.д. Способность к отражению, характер ее проявления зависят от уровня организации материи: в неживой природе, в органическом мире, у человека отражение выступает в качественно различных формах. Простейшим, чувственно воспринимаемым результатом взаимодействия на уровне неживой природы, является механическая деформация — «упругое возмущение, обусловленное изменением пространственной структуры». В качестве наглядной модели остаточной деформации (а также процесса отражения) рассмотрим оттиск («след») ключа на гладкой поверхности пластилинового бруска. В данном случае ключ выступает в качестве «отражаемого», поверхность бруска - «отражательной системы». Результатом их взаимодействия является «след» ключа. След этот на самом деле обладает интересными свойствами: его можно передавать, обрабатывать, на его основе как на матрице можно сделать в определенном отношении (притом в весьма существенном) точную копию исходного ключа и пр. Но при этом он - и это для нас наиболее важно — не содержит в себе ни грана вещества (вида материи) ключа; нет в нем таюке идеального (нематериального) образа ключа. Иными словами, оппозиция «материальное — идеальное» в данном случае не работает, оказывается недостаточной: на ее основе нельзя объяснить, чем в отношении ключа является его след. На наш взгляд, в данном случае уместно употребление понятия «информация»: след от ключа является материальным носителем информации о нем.

Новым в объяснении особенностей воздействия ИКТ на сознание человека является использование трансдисциплинарной стратегии исследований, сквозной и инвариантной по отношению к различным научным дисциплинам. На этой концептуальной основе формулируется концепция позитивного социального конструирования реальности посредством воздействия ИКТ на сознание человека. Согласно концепции позитивного социального конструирования реальности посредством воздействия ИКТ на сознание человека, происходящее расширение диапазона возможностей ИКТ влечет за собой и изменение культуры, которая теперь- становится мультимедийной; виртуальной культурой. Эта виртуальная культура дает возможность индивиду генерировать в своем воображении возможные миры будущей практической деятельности, их воплощение в действительность изменяет саму социокультурную среду.

Данная совокупность концептуально-методологических оснований дала возможность исследовать воздействие современных ИКТ на сознание человека в рамках многофакторной модели. Она исходит из того, что в результате воздействия ИКТ на сознание человека происходит преобразование информации в голове человека, когда полученное знание превращается в сознание, когда он как субъект деятельности не только отражает мир, но творит его. Это преобразование в голове человека имеет очень сложный характер, так как оно представляет собой «серый ящик», «синергетический ящик», в котором действует множество взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга факторов. Этими факторами являются, прежде всего, политическое, экономическое, правовое, эстетическое, этическое и пр. виды общественного сознания, массовое, общественное мнение, также катастрофическое, патологическое, сумеречное, утопическое, иллюзорное и др. формы общественного сознания. В результате интегральный, суммарный эффект воздействия множества факторов на сознание человека является неоднозначным. Итог такого воздействия на сознание человека целого ряда факторов носит нелинейный характер, его невозможно полностью предсказать.

Выделенные три группы ИКТ воздействуют на сознание человека, они основаны на резонансной связи между мозгом и сознанием человека и социокультурной среды, детерминированных культурой и социумом. Все это позволяет выписать методологический конструкт социально-философского исследования воздействия ИКТ на сознание человека. Он имеет следующий вид: в - общество в целом, социальные группы, институты общества или отдельный человек; три группы ИКТ, а именно: ИКТ1 - традиционные технологии; ИКТ2 - цифровые технологии; ИКТ3 - квантовые и мобильные информационные технологии; социокультурные каналы и спектр возможностей воздействия этих ИКТ на сознание человека ; сознание самого человека .

Современные информационно-коммуникационные технологии воздействия на сознание человека имеют свои каналы, а именно: социальная мифология как один из необходимых компонентов системы социальных коммуникаций, обладающей своим информационным пространством; реклама со своим набором психотехнологий; религия, выработавшая технологии воздействия на эмоциональную сферу человека; искусство со своими мощными технологиями, аналогичным религиозным технологиям воздействия на сознание человека; научная фантастика, моделирующая возможные ситуации природы и социума; и компьютерные игры как медиатекст, как одна из мощных технологий.

В настоящее время особое место принадлежит технологии компьютерных игр в качестве медиатекста — самой действенной технологии, имеющий глубокий социально-философский смысл. Дело в том, что компьютерные игры позволяют человеку порождать в воображении возможные, информационные миры, которые не ограничены действительным миром. Таких возможных информационных (метафизических в аристотелевском смысле) миров может быть практически бесконечное число, они выступают добавлением к действительному миру. Такого рода технология компьютерных игр представляет собой не просто развлечение, она играет существенную роль в использовании виртуальных объектов для постижения мира и соответствующего затем социального конструирования реальности. В настоящее время разработана информационная технология «погружения» произвольного компьютерно-синтезированного виртуального объекта в реальную внешнюю среду, что дает возможность решать проблемы, которые неразрывно связаны с реализацией так называемой добавленной реальности (Augmented Reality) - быстро развивающегося направления виртуальной реальности (Virtual reality).

Современные информационно-коммуникационные технологии воздействия на сознание человека имеют широкий спектр возможностей применения, в сферах идеологии, имиджелогии, СК-терапии, взаимопересечения фармакотерапии и психотерапии, электронных масс-медиа, компьютерной психокоррекции, в управлении бизнесом и политикой посредством стратагем, информационного противоборства (информационной войны), интеллектуальной войны.

Особую значимость в интеллектуальных войнах имеет интеллектуальная организация, подобно любой сложной системе, обладающая алгоритмом защиты, который кажется созданным на основе иммунологических принципов. Речь идет о представлении иммунной системы как самоотождествляющей системе, чье функционирование в условиях постоянного контакта с внешней средой возможно только благодаря ее непрерывной внутренней реорганизации как на структурном, так и на параметрическом уровнях. В настоящее время сфера применения искусственных иммунных систем включает в себя моделирование самоорганизации, автономных распределенных систем, коллективного интеллекта, компьютерной безопасности и пр. Эти искусственные иммунные системы можно использовать и для моделирования стратегии развития и обеспечения комплексной безопасности России.

В этой интеллектуальной иммунной системе немалое место принадлежит этике, или это как совокупности ценностей, убеждений и норм жизни, глубже которого является только генетическая основа человека. Этика представляет собою весьма слабую силу, однако она оказывается весьма действенным фактором существования и развития общества. Не случайно в современном бизнесе много внимания уделяется этическим основам деятельности человека и общества, так как они служат прочным фундаментом всей социальной жизни в качестве духовного фактора. Именно этика дает возможность эффективного управления государством и обществом, поведением индивидов, что обеспечивает им защиту от различного рода угроз и опасностей. Значимость этики как «мягкого» и одновременно мощного средства защиты в контексте интеллектуальных войн объясняется тем, что ядром сущности человека является система нравственных ценностей, интериоризованных в процессе освоения культуры. В обществе знания (точнее, в обществе научного знания, или информационном обществе) именно культура с присущей ей этическими ценностями играет первостепенную роль.

Основой механизмов воздействия современных ИКТ на сознание человека является природный субстрат человеческого существования (мозг), который представляет собой совокупность нейрофизиологических механизмов, обрабатывающих аудиовизуальные и других модальностей сигналы, генерирующих творческое воображение, необходимое для развития науки, искусства, религии и других сфер культуры, а также взаимодействие мотивационных и когнитивных компонентов функционирования человеческого мозга и его «нейрональная пластичность».

Социальная детерминация воздействия  ИКТ на сознание человека в информационном-обществе имеет свои особенности, к которым относится, во-первых, возможность при помощи телекоммуникационных и информационных технологий конструировать адаптивно-изменчивую (хамелеонообразную) повседневную жизнь как символическую реальность, во-вторых, социокультурные технологии изменения сознания человека значительно расширят радиус его активности, что дает возможности взаимодействия с представителями других цивилизаций.

Культурные основы выступают достаточным условием воздействия новейших ИКТ на сознание человека (необходимым условием являются нейрофизиологические механизмы воздействия технологий на сознание человека), что выражается в высокой эффективности этих технологий, обусловленной знанием человека культурного кода и интерпретацией общества как криптосистемы, способного выживать в эпоху информационных и интеллектуальных войн, в значимости визуальной коммуникации как важнейшего фактора современной мультимедийной культуры.

Специфика социокультурных каналов и спектра возможностей воздействия современных ИКТ на сознание человека в каждой из составляющих — нейрофизиологической, социальной и культурной — объясняется применением трансдисциплинарной стратегии исследований.

Социокультурная взаимосвязь природы сознания человека и современных технологий (компьютерных, коммуникационных технологий, Интернеттехнологий и др.) воздействия на него раскрывается при помощи целостной модели человека, позволяющей описать индивидуальность и систематизировать множество образов природы человека и представляющую собой комплекс из шести сложных систем обработки информации (сенсорная, моторная, когнитивная, аффективная, стилевая и ценностная) и объяснить действенность связанного с экономикой впечатлений и технологиями бизнес-шоу мультисенсорного бренда.

Возможности воздействия современных ИКТ на сознание человека неразрывно связаны с коллективной ментальностью и доминирующими технологиями памяти. Современные ИКТ дают возможность, управлять поведением социума и человека посредством воздействия на социальную и индивидуальную память, так как свойства и функции индивидуального пространства, и времени формируются на основе социальной памяти, которая является существенным аспектом общественной жизни. Именно современные ИКТ (средства массовой информации, особенно электронные масс-медиа, использующие компьютерные виртуальные технологии, Интернет) своим воздействием сознание человека и его память вызывают изменение социально-исторической памяти.

Поскольку современные ИКТ оказывают колоссальное воздействие на сознание человека, постольку в социокультурном плане это имеет позитивные и негативные последствия- для жизнедеятельности индивида. Поэтому для осуществления на практике концепции позитивного социального конструирования реальности следует решить проблему оптимального восприятия человеком сообщений современных масс-медиа с их мощными ИКТ. Это оказывается возможной только в случае оптимального восприятия человеком электронных масс-медиа, что требует резонанса ритмов рефлексии с ритмами масс-медиа. Данный резонанс можно осуществлять только тогда, когда происходит высококвалифицированная селекция информации. В современном индивидуальном и массовом сознании существует стереотип, согласно которому именно электронные масс-медиа являются источником знания и информации, что нередко ведет к трансформациям коммуникативной памяти в культурную память. Последняя оказывает значительное воздействие на сознание человека и программирует тем самым «управление восприятием» индивидом социальной и культурной реальности, конструируя социальную реальность.

Резонансное взаимодействие мозга и сознания человека в процессе социокультурного взаимодействия с окружающим миром с необходимостью требует учета нейронной организацию человеческого мозга. Это при рассмотрении природы сознания позволяет понять те происходящие в голове человека процессы, которые дают возможность субъекту использовать различные группы ИКТ1, ИКТ2, ИКТ3 для эффективного воздействия на сознание человека. Во-первых, научные экспериментальные и теоретические исследования мозга, поведения и когнитивной деятельности человека показали, что головной мозг человека имеет флуктуации собственного электромагнитного излучения, которое лежит в энергетической основе функций мозга и психической деятельности человека. Во-вторых, поскольку мозг человека - это сложная колебательная система, совокупность большого числа «резонансных фильтров», постольку все группы ИКТ1, ИКТ2, ИКТ3 способны оказывать воздействие на сознание человека только в случае резонансного взаимодействия с его мозгом. В случае позитивного социального конструирования реальности такого рода резонансное воздействие ИКТ на мозг и сознание человека дает возможность человеку привести в гармоническое соответствие присущий ему ритм с ритмами других людей, что способствует его творческой деятельности. В противном ситуации ИКТ могут использоваться для манипуляции сознанием человека и социальных групп, в целом общественным сознанием. В-третьих, воздействие ИКТ на сознание человека возможно только благодаря социокультурной эволюции, обусловившей возникновение «окультуренного» мозга, который обладает новым типом весьма оперативной нейронной коммуникации. Это означает, что воздействие ИКТ на сознание человека связано с новым типом нейронной коммуникации в центральной нервной системе, особенно «окультуренного» мозга человека, порождающего символическое представление внешнего мира и многоуровневое пространство-время деятельности мозга человека.

Воздействие современных ИКТ на сознание человека имеет ряд принципиальных ограничений: во-первых, неправомерно редуцировать человека к информационной матрице, возможности воздействия современных технологий ограничены социокультурным наследием; во-вторых, наличие биологически детерминированных тенденций поведения человека; в-третьих, особенности человеческого мозга и организма; в-четвертых,фундаментальное различие между человеческим разумом и феноменом «Я»; в-пятых, экранный характер современных информационных, компьютерных, виртуальных технологий; в-шестых, существование пределов естественного интеллекта человека.

Новейшие высокие технологии, в особенности технологии изменения сознания человека (high-hume технологии), значительно меняют образ жизни индивида, оказывают немалое влияние на развитие общества и культуры. В связи с бурным развитием научно-технического прогресса сложилась такая ситуация, когда стремительное совершенствование высоких технологий опережает существующие нормы нравственности, этические системы. Решение фундаментальной проблемы соотношения этических ценностей и высоких технологий изменения сознания возможно на основе учета того существенного обстоятельства, что каждый человеческий индивид есть миниатюрная социальная машина, которая находится в системе связей с другими индивидами и имеющая свой радиус воздействия на социальные процессы.

Информация о работе Человек в современном мире