Человек как предмет естественнонаучного познания. Основные отличия человека от животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:50, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении многих столетий феномен человека притягивает к себе пристальное внимание ученых естественных, гуманитарных и технических наук, поскольку для всех людей познание самих себя не менее важно, чем познание окружающего мира. Ведь именно человек - субъект и носитель культуры, именно он интегрирует и замыкает в себе все формы и уровни организации материи, будучи одновременно существом и биологическим и социальным. Человек является предметом изучения разных наук, каждая из которых акцентирует внимание на тех или иных сторонах его жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

Семинар 2.docx

— 24.13 Кб (Скачать)

 

Человек как предмет естественнонаучного  познания. Основные отличия человека от животных.

 

На протяжении многих столетий феномен человека притягивает  к себе пристальное внимание ученых естественных, гуманитарных и технических  наук, поскольку для всех людей  познание самих себя не менее важно, чем познание окружающего мира. Ведь именно человек - субъект и носитель культуры, именно он интегрирует и  замыкает в себе все формы и  уровни организации материи, будучи одновременно существом и биологическим  и социальным. Человек является предметом  изучения разных наук, каждая из которых  акцентирует внимание на тех или  иных сторонах его жизнедеятельности.

Биологическая эволюция, как считает большинство  ученых, завершилась 30 - 40 тыс. лет назад  после возникновения человека разумного. С тех пор человек выделился  из животного мира, и биологическая  эволюция перестала играть решающую роль в его развитии. Определяющим фактором в развитии стала социальная эволюция, от которой сегодня зависит  биологическая природа, физический облик и умственные способности  человека.

Поэтому, говоря о сущности человека, решая вопрос, что же такое человек, нельзя принимать  во внимание только биологическую составляющую, игнорируя социальную. Формирование современного человека - результат  неразрывного единства биологического и социального его развития.

Если задуматься о месте человека в истории  Земли, то можно отметить, что человек  на Земле - существо еще очень молодое. Известный датский этнограф Й. Бьерре пишет, что если бы мы могли увидеть историю Земли в рамках лишь одного года, то получилось бы вот что: «В ноябре впервые появляется жизнь - амебы, ящеры, грибы. В середине декабря появляются гигантские животные, а за четверть часа до Нового года, т.е. примерно в 23.45 в новогоднюю ночь, на сцену выходит человек.

Вся наша эра  занимает только самую последнюю  минуту уходящего года». Не менее  известный ученый П. Тейяр де Шарден определяет еще более короткий период для существования homo sapiens на Земле: «Тридцать тысяч лет. Длительный период в масштабе нашей жизни. Одна секунда для эволюции». Даже если брать только развитие биосферы, то и здесь история человечества займет лишь очень небольшой отрезок времени. Действительно, история биосферы - это чередование целого ряда этапов эволюции. И только в конце этого развития появляются человек и общество.

Человек, человеческий разум и общество являются вершиной естественного развития Земли и  ее биосферы. Со всей определенностью  можно сказать, что человек - дитя Земли. Но речь идет не только о человеке как о биологическом виде. Вместе с человеком появляются разум, мысль, сознание.

Известный философ, декан философского факультета Бриджпортского университета, профессор Говард Парсонс в очерке «Происхождение человека: планетарный человек и гуманизированная планета» вводит такое понятие как «планетарный человек».

 Оно включает  в себя «совокупность членов  человеческого рода, который в  процессе своего становления  выделился биологически из породившей  его материи литосферы и гидросферы, а психологически эволюционировал  за пределы пралогического образа мышления, и которому еще только суждено стать собственно человеческим родом в планетарном масштабе». Данное понятие подчеркивает планетарную природу человека и неизбежность факта именно земного его обитания.

Планета выступает  у Г. Парсонса как аналог, и даже синоним биосферы, т.е. пространство, территория, географическая среда и экологические условия, в которых зарождался, протекал и завершался процесс антропосоциогенеза. Эти факторы, как компоненты биосферы, находились в динамике.

 

Другие не менее знаменитые ученые П. Тейяр де Шарден и В.И. Вернадский утверждают, что появление разума, научной мысли в сочетании  с трудовой деятельностью человека ведет к превращению биосферы в ноосферу. Из этого можно сделать  вывод, что как эволюция Земли  и биосферы приводит к возникновению человека, так и появление человека и его совершенствование в свою очередь влияют на развитие Земли и биосферы.

Еще один общий  для названных ученых вывод таков: для своего дальнейшего существования  люди должны действовать и мыслить  в глобальном масштабе всей Земли. Без  этого дальнейшее существование  человека на нашей планете невозможно.

Однако на данный момент перед всеми живущими на нашей планете людьми стоит  другая задача. Она заключается в  сохранении и защите биосферы и создании адекватной ей ноосферы.

Для достижения этой цели необходимо, чтобы появившееся  в процессе эволюции человеческое общество осознало всю важность данного вопроса  и направило свою деятельность на преобразование своей среды обитания в лучшую сторону с точки зрения природы, а не техногенного прогресса.

 

 

 

 

 

 

Современные концепции происхождения  и эволюции человека.

 

 Человек  произошел от высокоорганизованного  животного. Однако идея о возникновении  человека от высокоорганизованных  обезьян была впервые развита  Дарвином. При этом Дарвин опирался  на основные принципы своей  концепции биологической революции  и прежде всего на учение  о естественном отборе.

Он полагал, что организация человека с высокоорганизованными  обезьянами Þ вывод, что если в  результате наследственности, изменчивости, отбора возникли такие высокоорганизованные существа, то естественный отбор должен был привести к возникновению  человека. Правда, Дарвин отмечал, что пока палеонтология не открыла переходных форм от обезьяны к человеку. Он высказывал надежду, что переходные формы будут найдены . Известно, что переход от человекообразных обезьян к человеку охватывает период от 2 до 3 млн. лет.

Дарвиновская  концепция не смогла объяснить этот быстрый переход, а причина коренится  в том понимании наследуемых  изменений, как они понимались Дарвином, оказались ненастоящими. Именно это  понимание механизма эволюции не объясняет, почему эти наследуемые  изменения были направленными. Энгельс который считается основоположником …., определил в своей работе роль труда в процессе перехода от обезьяны к человеку Þ шаг вперед.

Но Энгельс  не учитывает учение Дарвина о  естественном отборе, а передерживается  точки зрения Ламарка на биологическую  эволюцию. Энгельс показыв., что в результате создания, исп. орудия труда совершенствовалась рука.

 Под воздействием  трудовой деятельности человек  приобретает прямохождение и т.д. Однако аргументация Энгельса, если учитывать совр. генетику недостаточна. С точки зрения современной генетики благоприобретенные св-ва не наследуются. Кроме того, наследуемые изменения носят случайный характер Þ трудовая деятельность не объясняет направленности наследуемых изменений но если рассматривать труд как фактор отбора, тогда проблема будет решаемой.

Деятельность  концепции учитывает трудовую деятельность и исходит из того, что процесс  перехода от человекообразных обезьян  к человеку происходил с одной  стороны под действием биологических  факторов, а с другой - социальный фактор (создания иск. орудий труда, их использование в процессе жизнедеятельности).

Зачатки трудовой деятельности обнаруживаются у многих видов, но отличие — у животных в основе лежит система инстинктов. В результате создания и исп. орудия труда скачкообразно возрастает поток инф., который является как  бы безразличной биологической системой, т.к. даже высшие обезьяны исп. ту информацию, которая либо получена с точки  зрения сохранения жизни, либо таит в  себе угрозу.

Между тем, в  процессе трудовой деятельнотси внимание продолжительное время сосредотачивается на инф., которая не полезна и не вредна. Происходит инф. взрыв Þ проблема переработки инф. Решение этой проблемы требует усложнение центральной нервной системы. Сохранились те особи, которые обладали большей способностью к созданию орудий труда и их использ.

 И у  которых сама центральная нервная система эволюционировала. Эти особи имеют больше шансов выжить и продолжить свое поколение. По возд. Трудовой деятельности происходит как бы цементирование индивида. Т.к. скачкообразно растет объем инф. Þ возникает потребность передачи этой инф. от поколения к поколению Þ возникновение речи.

47. ЭВОЛЮЦИЯ  ЧЕЛОВЕКА: ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ

 

Эволюция  человека (антропогенез)  включает в  себя следующие наиболее важные ступени: австралопитек, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонский человек.

 

Первым звеном в длинной цепочке, которая привела  к появлению человека, был австралопитек  (буквально – южная обезьяна). В 1924 году в пещере Тонг в Южной  Африке был найден череп ребенка, который был тщательно исследован врачом-анатомом Р. Дартом,  объявившим на основании этих исследований об открытии обезьяны, относящейся к промежуточному виду приматов между современными человекообразными обезьянами и человеком. Особи этого вида приматов были названы им австралопитеками.

 

Австралопитеки  – маленькие двуногие существа, ареал распространения которых  захватывал Восточную, Южную и Центральную  Африку в период от 4 до 1 млн лет назад. Они имели рост 100–150 см, среднюю массу около 50 кг, объем черепной коробки 400–500 см3 и массивную вытянутую морду. Австралопитеки жили стадами, были способны создавать орудия труда (грубо обитые камни), но не умели пользоваться огнем.

 

На современном  уровне познания самым древним представителем рода Homo  (человеческого) признается Homo habilis – «человек умелый».  Впервые останки человека умелого обнаружила в ущелье Олдовай в Танзании М. Лики.  Человек умелый появился в Восточной Африке примерно 2,4 млн лет назад. По сравнению с австралопитеком он имел больший объем черепной коробки (650–800 см3), более компактную морду и более изящный зубной аппарат. Человек умелый изготавливал и широко использовал в быту различные орудия из камня.

ЭВОЛЮЦИЯ  ЧЕЛОВЕКА: ЧЕЛОВЕК ПРЯМОХОДЯЩИЙ И  ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ

От Homo habilis  произошел самый древний Homo erectus – «человек прямоходящий». Homo erectus  появились около 1,7 млн лет назад в районе озера Туркана в Кении и оттуда распространились в Северную Африку, Азию и Европу. Рост человека прямоходящего достигал 170 см, объем черепной коробки составлял от 750 до 1200 см3, он имел мощный, но типично человеческий зубной аппарат. Будучи основными действующими лицами на сцене древнего мира в течение около 1,5 млн лет, Homo erectus  впервые научились добывать огонь.

Именно они  постепенно становятся искусными охотниками и обустраивают первые жилища. Изобретя новую технологию резьбы по камню, они  изготавливают ножи, рубила, скребки, сверла. Сегодня многие ученые уверены, что Homo erectus  более или менее успешно общались между собой с помощью слов.

К виду Homo erectus  относят питекантропа  (буквально – «обезьяно-человек»), останки которого были найдены на острове Ява в 1891 году, жившего там приблизительно 500 тыс. лет назад, и синантропа  («китайский человек»), останки которого обнаружены в 1927 году в Китае около Пекина, их возраст приблизительно 400 тыс. лет. Несколько захоронений Homo erectus  обнаружено и в Европе, их возраст 400-1500 тыс. лет.

В течение  последних 200 тыс. лет человечество активно развивалось. Одно за другим появлялись технические нововведения, у человека стали возникать духовные интересы, появились эстетические чувства. Некоторые ученые считают, что с этого момента культурная эволюция начинает преобладать над эволюцией биологической.

 В этот  период в среде Homo erectus  зародился новый вид человека Homo sapiens – «человекразумный». Homo sapiens  имел уже объем черепной коробки в среднем 1400 см3, развитые лобные доли мозга и уменьшенную вытянутость лица. Различают архаичную ветвь человека разумного, к которой относят неандертальцев,  и более эволюционно продвинутую ветвь – Homo sapiens sapiens,  которая появилась 100 тыс. лет назад и является прототипом современного человечества.

Впервые останки  неандертальцев были найдены в 1856 году в Германии в долине Неандерталь. Неандертальцы жили в период от 200 тыс. до 35 тыс. лет до н. э. на территории Европы, Азии и Африки. Неандертальцы носили одежду из шкур животных, жили в пещерах или строили жилища. Их рост был чуть ниже, чем рост современного человека, ходили они, немного согнув ноги в коленях; черепная коробка с объемом 1200–1400 см3 у них была низкой, лоб покатый с надбровными дугами. Неандертальцы охотились на мамонтов, хоронили своих умерших сородичей.

. ЭВОЛЮЦИЯ  ЧЕЛОВЕКА: СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

По неизвестным  причинам к 35-тысячному году до н. э. неандертальцы исчезли, уступив  место современному человеку,  не обладающему ни одной из физических черт, характерных для неандертальцев. Большинство антропологов допускают, что появление современного человека в Европе не может быть связано  с эволюцией, которая, кстати, началась на этом месте после неандертальцев. В этот период появляются новые технологии в обработке камня и кости, в изготовлении метательных орудий и, кроме того, изобразительное искусство.

Это совпадение между фактами биологическими и  фактами культурными склоняет к  мысли, что замещение неандертальцев осуществлялось после заселения  Западной Европы современными людьми, пришедшими с Востока. Предполагается, что два народа смешались и произошло скрещивание. Пришельцы с Востока имели вытянутый череп с высоким лбом, лицо с выступающими скулами и хорошо выраженный подбородок – это были первые современные люди, Homo sapiens sapiens,  прямые предки кроманьонцев.

Впервые останки  кроманьонца  были обнаружены в 1868 году во Франции в пещере Кро-Маньон. Кроманьонцы появились в Европе 35 тыс. лет назад. Они имели рост около 180 см, их внешний облик и размер черепной коробки (1400–1600 см3) были близки к современному человеку. Одним из наиболее поразительных аспектов развития кроманьонцев является расцвет эстетических чувств, напрямую связанных с религией или с волшебством, которые выражались посредством гравюр, рисунков, скульптур и украшений.

На период 16–11 тыс. лет назад приходится расцвет  наскальной живописи благодаря людям, жившим охотой, рыбной ловлей и собирательством  плодов дикорастущих растений, людям  эпохи, названной веком северного  оленя. Наскальная живопись почти полностью  исчезла как искусство 10 тыс. лет  назад, т. е. к моменту завершения последнего ледникового периода. После  этого человеку хватило всего  несколько тысячелетий, чтобы приручить  животных, использовать растения, овладеть гончарным ремеслом, открыть металлургию.

Информация о работе Человек как предмет естественнонаучного познания. Основные отличия человека от животных